ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов дневного и заочного отделений специальности

"Профессиональное обучение (дизайн интерьера)"

 

Курган 2012

 

Методические указания по подготовке к государственному экзамену: для студентов специальности «Профессиональное обучение (дизайн интерьера)".- Курган: КГУ, 2012.- 36 с.

 

Составила: УколоваА.М.доцент кафедры ПОТД.

 

 

Обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна «25» февраля 2012 г.

 

Методические указания направлены на оказание методической помощи студентам по подготовке к государственному экзамену по специальности «Профессиональное обучение (дизайн).

Представлены перечни вопросов по дисциплинам государственного экзамена, предусмотренные программой их краткие аннотации и критерии оценки.

Издание предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения педагогического факультета.

 

 

© Уколова А.М. 2011

© КГУ, 2011


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные требования к проведению итоговой государственной аттестации специалистов установлены Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» №237 пед\сп от 27.03.2000 года, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ (утверждено приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), а также Положением КГУ об итоговой государственной аттестации выпускников.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной и включает два вида испытаний:

• итоговый государственный экзамен по направлению;

• защиту выпускной квалификационной работы.

Данные материалы содержат информацию об организации и процедуре проведения первой части итоговой государственной аттестации выпускников – государственного (междисциплинарного) экзамена по направлению 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», а также примерный перечень вопросов для подготовки к этому экзамену.

Цель методических указаний – помочь студентам, завершившим полный курс теоретического обучения и успешно прошедшим все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные образовательной программой и учебным планом подготовки специалиста, подготовиться к итоговому государственному экзамену.

 

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Государственным образовательным стандартом специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» предусмотрены следующие виды итоговой аттестации:

а) государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке;

б) защита выпускной квалификационной работы (ВКР);

Государственный экзамен проводится как итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Профессиональное обучение (дизайн)». Итоговый междисциплинарный экзамен по данному направлению наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные ГОС по данному направлению.

Кафедра ПОТД обеспечивает студентов перечнем вопросов, выносимых на государственный экзамен, и организует проведение консультаций.

Государственный экзамен по профессионально-образовательной программе подготовки специалиста 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» проводится в виде устного междисциплинарного экзамена и включает вопросы по дисциплинам, входящим в блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин:

· психолого-педагогические дисциплины - психология профессионального образования, история педагогики и философия образования, общая и профессиональная педагогика, педагогические технологии, методика воспитательной работы, методика профессионального обучения;

· дисциплины специализации - история и теория дизайна, рисунок, живопись, формообразование, проектирование.

В каждом билете содержится по три вопроса, охватывающих содержание следующих дисциплин:

· первый вопрос - психология профессионального образования, история педагогики и философия образования, общая и профессиональная педагогика;

· второй вопрос - педагогические технологии, методика воспитательной работы, методика профессионального обучения.

· третий вопрос ориентирован на практическое применение психолого-педагогических и специальных знаний и содержит педагогическую ситуацию, подлежащую разъяснению.

Требования к знаниям, умениям и навыкам на госэкзамене:

· знание основных закономерностей психолого-педагогического процесса, специфики функционирования и развития личности;

· знание теории вопроса, умение анализировать проблему в психолого-педагогических и методических аспектах;

· умение применять основные положения теории вопроса при анализе психолого-педагогического материала;

· умение содержательно и стилистически грамотно излагать суть вопроса;

· умение проанализировать предлагаемую педагогическую ситуацию и выразить свою точку зрения.

 

 

2 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

 

2.1 ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

1.Педагогика как наука в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Понятие педагогики как науки. Объект и предмет познания, цель и задачи педагогической науки. Функции педагогики. Особенности современной педагогики. Взаимосвязь в системе педагогических наук. Характеристика основных педагогических категорий. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками.

 

2.Система научных методов исследования в педагогике. Логика педагогического эксперимента

Понятие методов педагогических исследований. Особенности использования методов педагогических исследований. Классификация методов педагогических исследований (по различным критериям). Характеристика отдельных методов педагогических исследований (педагогическое наблюдение, анкетирование, исследовательская беседа, анализ продуктов деятельности обучающихся, изучение документации, изучение передового педагогического опыта, изучение литературы, количественные методы и др.). Понятие и логика педагогического эксперимента.

 

3 Сущность и логика воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Характеристика основных направлений воспитания

Общее понятие процесса воспитания как педагогического компонента социализации, его особенности и структура. Цели воспитания. Характеристика основных направлений процесса воспитания: нравственное воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание, физкультурное воспитание, трудовое и профориентация (цели, задачи, содержание).

 

4 Сущность и логика процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

Понятие, особенности и структура процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Сущность процесса обучения. Единство преподавания и учения. Развитие современной образовательной модели обучения.

 

5. Система принципов обучения, их реализация в условиях профессионально-образовательного процесса

Понятие педагогических принципов. Дидактические принципы и их характеристика. Особенности реализации принципов профессионального обучения в системе профессионального образования.

 

6. Содержание образования как составная часть профессионально-образовательного процесса

Понятие содержания образования. Основные принципы и критерии отбора содержания образования. Содержание профессионального обучения. Источники формирования содержания профессионально-образовательного процесса. Структура содержания профессионально-образовательного процесса. Формы проектирования содержания профессионально-образовательного процесса: нормативные документы, отражающие содержание профессионально-образовательного процесса (ГОС, учебный план, учебная программа, учебная литература).

 

7. Характеристика методов обучения в профессионально-образовательном процессе

Понятие метода обучения. Многообразие классификаций методов обучения. Проектирование отдельных методов профессионально-образовательного процесса: теоретических (объяснение, учебная беседа, лекция, демонстрация, иллюстрация, самостоятельная работа с учебной литературой); практических (упражнение, дидактическая игра). Факторы, влияющие на выбор методов обучения в профессионально-образовательном процессе.

 

8. Характеристика использования педагогических средств в профессионально-образовательном процессе

Понятие педагогических средств. Классификация педагогических средств. Возможности использования, требования к использованию педагогических средств в профессионально-образовательном процессе.

 

9 Характеристика форм обучения и их проектирование в профессионально-образовательном процессе

Понятие педагогических форм. Краткая история развития педагогических форм (классно-урочная форма организации обучения и др.). Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса. Характеристика отдельных форм (не менее трёх по выбору студента).

 

10. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний

Понятие профессиональной педагогики. Объект и предмет познания профессиональной педагогики. Основные функции профессиональной педагогики. Задачи и структура профессиональной педагогики. Характеристика основных понятий профессиональной педагогики.

 

11.Профессионально-образовательный процесс как целостная система

Понятие профессионально-организованного процесса, модель профессионально-образовательного процесса. Сущность профессионального обучения (этапы профессионального обучения). Основные функции профессионального обучения. Специфические особенности процесса профессионального обучения.

 

12.Проектирование профессионально-образовательного процесса

Понятие проектирования образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Характеристика структурных элементов проектирования профессионально-образовательного процесса: проектирование модели личности профессионала, проектирование профессионально-педагогической деятельности, проектирование профессионально-педагогического взаимодействия.

 

13.История развития теории и практики профессионального образования

Профессиональное обучение в Древней Руси. Становление профессиональной школы в 18 – первой половине 19 вв. Первые профессионально-технические учебные заведения (художественно-промышленные учебные заведения). Тенденции развития профессионального образования в России и за рубежом.

 

14.Особенности воспитательной работы в профессиональном учебном заведении

Профессиональная воспитанность личности специалиста. Содержание воспитанности личности специалиста, качества воспитанности личности специалиста, инвариантная и вариативная составляющая воспитанности личности специалиста. Условия и факторы профессионального воспитания будущего специалиста.

 

15.Управление и правовое обеспечение профессионального образования

Сущность, функции, принципы управления профессиональным учебным заведением. Система управления профессиональным учебным заведение. Планирование работы профессионального учебного заведения. Управление качеством подготовки специалистов. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.

 

16.Направленность личности педагога профессионального обучения

Понятие направленности личности педагога профессионального обучения, её структура. Характеристика структурных элементов направленности личности педагога профессионального обучения: профессиональная компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические качества личности педагога профессионально обучения

17.Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения

Сущность профессионально-педагогической культуры. Структура профессионально-педагогической культуры педагога профессионального обучения: аксиологический, технологический, личностно-творческий компоненты. Критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.

 

Основная литература

 

1 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.

2 Бордовская Н.В., Реан А.А. педагогика; Учебник для вузов, -СПб: «Питер», 2000 -

3 Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 272 с.

4 Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашко и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 368 с.

5 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – Кн. 1: Процесс обучения. – 576 с.; Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

6 Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. – 512 с.

7 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.

8 Семушина Л.Г.,Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних спец. учебн. Заведениях: Учеб. пос. для препод. учрежд. СПО –М: Министерство, 2001, - 272с.

9 Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.

10 Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / Под ред. П.И.Третьякова. – М.: Новая шк., 2001.– 368 с.

11 Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. – 320 с.

12 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

13 Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под. ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. – Т. 1. – 568 с.; Т. 2. 440 – с; Т. 3. – 488 с.

 

2.2 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Генезис и основные исторические этапы становления и развития педагогики. Эмпирический этап. Формирование педагогики как науки. Развитие педагогической науки в ХХ - в начале ХХ1 века.

Подходы к решению проблемы происхождения воспитания: биогенетический, психогенетический, социогенетический. Краткая характеристика основных этапов становления педагогики: практического, этапа возникновения образовательных идей и систем, этапа функционирования педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.

2. Роль и место образования в современном мире. Движущие силы и тенденции развития образования. Педагогическая интеграция как средство разрешения глобальных проблем образования.

Ведущие тенденции в развитии современного образования. Основные противоречия. Современные концепции новых типов содержания образования

3. Факторы и концепции развития личности. Ценностно-целевые основания современной педагогики. Классификация педагогических ценностей.

Научно-теоретическое и ценностное освоение реальности. Ценности, их типы, виды, уровни и значение в самоопределении человека, народа, государства.

 

 

Основная литература

1 Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: Учеб. пособие для самообразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 512 с.

2 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2001. – 224 с.

3 Джуринский А.Н. История педагогических идей: Учеб. пособие. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 352 с.

4 Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. – 200 с.

5 История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сфера, 2001. – 400 с.

 

2.3 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Профессиональное самоопределение.

Этапы профессионального самоопределения, классификация профессий, психологические требования профессий, факторы выбора профессий, типичные ошибки при выборе профессий.

 

2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор.

Компоненты и критерии профпригодности, этапы профотбора, профессия и темперамент.

 

3. Профессиональное становление и развитие личности.

Факторы и сценарии профессионального становления, стадии и модели профессионального становления, профессиональная адаптация.

 

4. Кризисы профессионального становления.

Психологические особенности кризиса профессионального становления, виды, фазы и, причины кризисов профессионального становления.

5. Профессиональная идентичность.

Понятие профессиональной идентичности, виды и стадии профессиональной идентичности, факторы, влияющие на формирование профессиональной идентичности.

 

6. Профессиональная деформация личности педагога.

Профессиональные деформации и деструкции личности педагога, синдром эмоционального выгорания и пути его коррекции.

 

7. Профессиональное обучение дидактически запущенных учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Психологические особенности учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, дидактические и психологические основы построения учебных курсов в УНПО И УСПО.

 

8. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и навыков.

Структура профессиональной деятельности, различные психологические подходы к формированию профессиональных навыков, производственный процесс и его отражение обобщенной ориентировочной основой трудовой деятельности.

 

9. Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления.

Понятие профессионального мышления, требования к учебной информации, психологические различия в мышлении широкопрофильного и многопрофильного специалиста.

 

10. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов.

Психологические особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий и ее ограничения для студенчества.

 

11. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания.

Понятие процесса социализации, роль студенческого возраста в социализации личности, социально-психологические аспекты общения преподавателя и студентов.

 

12. Педагогическое общение.

Особенности педагогического общения, виды и стили педагогического общения, барьеры и конфликты в педагогическом общении.

 

13. Психология управления педагогическим коллективом.

Особенности педагогического коллектива, стили руководства, педагогическим коллективы, типичные ошибки при управлении педагогическим коллективом и способы их устранения. Конфликты в педагогическим коллективе и роль руководителя в их разрешении.

 

14. Психология высшего образования как раздел педагогической психологии.

Психологическая характеристика студенчества, специфика учебной деятельности студентов, цели и содержание обучения в вузе, организационные формы обучения в вузе, анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Основная литература

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.

2. Зеер Е.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2009.

3. Зеер Е.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2008.

4. Климов Е.А.. Психология профессионального самоопределения. – М., 2007.

 

2.4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. Общая характеристика педагогических технологий

Понятие педагогических технологий. Признаки педагогических технологий. Классификация педагогических технологий по различным основаниям (по уровню применения; по философской основе; по категории воспитанников; по отношению к ребёнку; по содержанию и т.п.).

 

1. Характеристика отдельных педагогических технологий (по выбору студента, но не менее 2).

Сущность и содержание педагогических технологий развивающего, личностно-ориентированного, проблемного обучения, модульно-рейтинговые, адаптивные, игровые технологии, интерактивные технологии, индивидуализации и дифференциации обучения и другие.

 

2. Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина.

Специфика методики профессионального обучения как научной области педагогических знаний. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология. Перспективы развития методики профессионального обучения.

 

3. Сущность и особенности процесса профессионального обучения.

Профессия и профессиональное обучение. Понятие о профессии, специальности, квалификации. Классификация профессий. Понятие о квалификационном разряде, ЕТКС. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Профессиограмма – трудограмма, психограмма, содержание и краткая характеристика профессиограммы по специализации «дизайн».

 

4. Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система

Цель начального профессионального образования (НПО). Новое качество профессиональной подготовки учащихся в современных экономических условиях. Обеспечение взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки. Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего или служащего, ступени и уровни квалификации. Требования к уровню квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения

 

5. Система среднего профессионального образования

Цели среднего профессионального образования в России. Основные направления деятельности (функции) специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях производства, экономики и в социальной сфере. Современные требования к среднему профессиональному образованию: многоуровневость, многопрофильность и многофункциональность образовательных учреждений среднего профессионального образования. Взаимодействие системы среднего профессионального образования с региональными социально-экономическими структурами Место российского среднего профессионального образования в контексте с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО. Основные тенденции развития содержания среднего профессионального образования.

 

6. Таксономия дидактических целей профессионального обучения.

Модель специалиста и социальный заказ как основа определения целей обучения. Понятие целеобразования. Диагностическое целеобразование. Соблюдение уровневости в целеобразовании. Таксономии учебных целей (Б.Блум, В.П.Беспалько и др.) Таксономия развивающих и воспитательных целей. Взаимосвязь процессов познавательной деятельности, образовательных целей и уровня познавательной деятельности.

 

7. Психолого-педагогические основы теоретического обучения.

Особенности теоретического обучения. Психологическое обеспечение теоретического обучения, усвоение: восприятие учебной информации, понятийное мышление, понимание учебной информации. Формы и методы теоретического обучения. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения. Методы и приемы стимулирования учебной деятельности. Формирование, систематизация и закрепление знаний, умений, навыков.

 

8. Технология учебного занятия теоретического обучения.

Проблема учебного занятия (урока) в методике обучения. Урок как ведущая организационная форма обучения. Структура урока, характеристика основных компонентов. Построение методической подструктуры урока теоретического обучения. Общая характеристика учебной темы, цели, задачи темы; определение количества часов на тему: разбивка темы на уроки; отбор оптимального содержания, методов и средств на уроке. Разработка дидактических приемов. Разработка системы занятий.

 

9. Проектирование теоретического обучения

Перспективная подготовка преподавателя к занятиям по предмету. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания и технологии обучения. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. Разновидности планов. Проектирование системы занятий теоретического обучения. Поурочный план и конспект урока как педагогические проекты. Оформление планирующей документации преподавателя учреждений СПО и НПО.

10. Особенности, характеристика и содержание процесса производственного обучения.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения. Периоды производственного обучения, роль мастера в их организации. Связь теоретического обучения с практикой. Методы и формы производственного обучения. Документы, определяющие процесс производственного обучения: нормативные, планирующие, отчетные. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям.

 

11. Комплексно методическое обеспечение предметов и профессий

Понятие комплексно-методического (КМО) обеспечения предметов и профессий, содержание, требования. Паспорт КМО предметов и профессий: назначение, структура, требования к составлению. Выбор комплекса средств обучения в зависимости от применяемой методики профессионального обучения. Основные требования к оснащению кабинетов и мастерских: педагогические, санитарно-гигиенические, требования эргономики и дизайна. Рабочее место преподавателя и мастера профессионального обучения. Воспитательное значение организации рабочего места мастера и преподавателя.

12. Методика диагностики профессиональных знаний и умений учащихся

Сущность, задачи и требования к контролю профессиональных знаний и умений. У ровни усвоения учебного материала (В.П. Беспалько, Б. Блум). Показатели сформированности профессиональных знаний и профессиональных умений: Виды, методы, формы и средства контроля профессионального обучения. Методы устной проверки знаний и умений. Письменная проверка профессиональных знаний и умений. Итоговая аттестация: цель, содержание, выпускная квалификационная работа. Портфолио как перспективная форма представления индивидуальных достижений учащихся.

 

13. Тестирование как метод педагогической диагностики профессиональных знаний и умений.

Тесты успешности обучения - понятие и определения. Категории и виды тестовых заданий. Цели тестового контроля: обобщающая и локальные (конкретные) цели. Требования к тестовым заданиям: валидность, однозначность, определенность, надежность. Структура тестового задания, виды тестовых заданий для проверки знаний и практических умений в соответствии с уровнем усвоения. Этапы создания тестового инструментария. Качественная и количественная оценка тестовых заданий.

 

14. Инструментарий для контроля профессиональных знаний и умений.

Современная трактовка понятия «педагогическое измерение», компоненты педагогических измерений. Контрольно-измерительные материалы (КИМ): понятие, определения, требования к КИМам для контроля профессиональных знаний и умений. Отбор оптимального набора КИМ для контроля и оценки профессиональных знаний и умений, обоснование выбора. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации - перечень пробных практических квалификационных работ.

 

15. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе профессионального обучения.

Понятие самостоятельной работы. Ученые - дидакты, рассматривающие вопросы организации самостоятельной работы обучающихся. Типы и виды самостоятельных работ. Уровни самостоятельных работ. Условия организации самостоятельной работы обучающихся. Диагностика готовности учащихся к самостоятельной работе, показатели самостоятельности, диагностические методики. Система самостоятельных работ, обеспечивающих активную познавательную деятельность по освоении профессии.

16. Системы производственного обучения.

Система производственного обучения - основа определения содержания процесса профессионального обучения. Системы производственного обучения: предметная, операционная, операционно-комплексная, моторно-тренировочная (система ЦИТа), проблемно-аналитическая, творческая проектно-тренировочная. Выбор систем производственного обучения характерных для практического обучения основам дизайна. Пути дальнейшего совершенствования систем профессионального обучения.

 

17. Методика формирования профессиональных умений.

Понятия и определения - умения, навыки. Классификация умений: общетрудовые и специальные; элементарные, функциональные, сложные; интеллектуальные, сенсорные и двигательные. Условия и этапы формирования умений и навыков. Четырехступенчатый метод (модель) формирования умений и навыков. Проблема переноса умений. Уровни умений. Инструктаж, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учащихся и упражнения как основные методы формирования профессиональных умений.

 

18. Организация и методика профессионального обучения в учебных мастерских и в условиях производства

Обучение учащихся трудовым приемам и операциям. Функции и виды инструктажа: по месту в процессе обучения; по количеству учащихся, охватываемых инструктажем; по форме предъявления; по объему. Вводное, текущее и заключительное инструктирование - цель, содержание и порядок проведения. Значимость письменных инструктажей и направляющих текстов в методике профессионального обучения. Документы письменного инструктирования. Требования к их разработке и оформлению. Методика проведения упражнений. Формы организации обучения в условиях производства. Производственная практика как определяющая и значимая часть производственного обучения. Цель, содержание и методика проведения практики.

 

19. Проектирование и организация уроков производственного обучения

Перспективное планирование работы мастера. Структура перспективного плана. Алгоритм проектирования урока производственного обучения: отбор содержания, целеполагание, мотивация учебной деятельности, актуализация опорных умений и навыков, формирование ориентировочной основы деятельности, организация самостоятельной практической деятельности обучающихся, подведение итогов, рефлексия. Нормирование этапов урока.

 

20. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения.

Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и личностным качествам. Педагоги – новаторы профессионального обучения.

21. Методическая деятельность педагога профессионального обучения.

Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Система методической работы преподавателя и мастера производственного обучения. Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера. Методический анализ в профессиональном обучении, анализ содержания профессионального образования и обучения. Анализ занятий теоретического и производственного обучения: системный, комплексный, аспектный и другие.

Основная литература

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000,-258с.

2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 228 с.

3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

4. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – (Сер. «Пед. образование»). – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

5. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М.,1996.-344с.

6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с.

7. Профессиональная педагогика. Учебник. - М.: Ассоциация Профессиональное образование", 1997.- 512 с

8. Скакун В.А. Организация и методика производственного обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007 – 336 с.: ил. – (Профессиональное образование).

9. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М., 2005.

10. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие., 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург:Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с.

2.5 МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Методы и формы воспитательной работы

Система методов воспитания. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания, классификация методов воспитания. Методы формирования сознания: лекция, диспут, пример, этическая беседа. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание. Классификация форм воспитательной работы Мероприятия, дела, игры.Признаки форм воспитательной работы: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Выбор формы воспитательной работы. Индивидуальные, групповые, массовые формы воспитательной работы. Отличие коллективных творческих дел от других форм воспитательной работы.

 

2. Организация воспитательной работы в учреждении профессионального образования

Цели и задачи воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении. Воспитательная система и система воспитания. Направления воспитательной работы в учреждении профессионального образования. Воспитательная деятельность классного руководителя. Работа по управлению коллективом обучающихся. Основные функции и обязанности классного руководителя: управление коллективом; формирование профессиональной культуры; развитие интересов и способностей обучающихся; координация учебно-воспитательной работы. Самоуправление обучающихся и его педагогическая ценность. Характеристика инновационных воспитательных систем в системе профессионального образования

 

3..Технология решения педагогического конфликта

Конфликт как фактор стрессогенного порядка: социальный, психологический, медицинский. Виды конфликтов и их симптомы (вербальные и невербальные). Типы конфликтов в коллективе: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Особенности и причины конфликтов в педагогическом процессе. Способы разреше



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: