СВЯЗУЮЩИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ




 

Художники средневековья в качестве связующих в станковой темперной жи­вописи использовали яичный желток, ка­меди, животные клеи.

Желток куриного яйца — природ­ная эмульсия, стойкая к расщеплению. Он содержит 20—25% яичного масла, 15—16% вителлина и альбумина, 7—9% лецитина и около 50% воды.

Яичное масло относится к полувы­сыхающим маслам. Состоит в основном из олеиновой кислоты и небольшого ко­личества пальмитиновой и стеариновой кислот. Оно имеет насыщенный желтый порою красноватый цвет, густую кон­систенцию, легко делается прогорклым. Высыхает очень медленно, в течение нескольких месяцев. Высыхание, вер­нее, отвердение яичного масла происхо­дит в результате окисления и полимери­зации. После отвердения масла краски, затертые на желтке, не размываемы водой.

Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин — это энергичные эмульгаторы масел. Поэтому желток не расслаивается и обладает способностью дополнитель­но эмульгировать растительные масла в полтора раза больше собственного объе­ма. Это свойство используется для полу­чения красок на жирных эмульсиях.

Лецитин — жирное гигроскопическое вещество, имеющее воскообразную кон­систенцию, которое замедляет высыха­ние (отвердение) яичного и других масел.

Для приготовления красок желток разбавляли водой или слабыми органи­ческими кислотами в соотношении 1:1. С этой целью русские художники при­меняли обычно хлебный квас, итальян­ские мастера — слабые растворы вино­градного уксуса, сок фигового дерева, молодое вино, разбавленное водой. Не­мецкие художники предпочитали разбав­ленное водой пиво. В России в качестве консервирующего вещества иногда до­бавляли поваренную соль, а в краску ярь-медянку — небольшое количество меда.

Вторым после желтка связующим в станковой живописи была камедь — ра­створимая в воде смола акации (гумми­арабик) и некоторых фруктовых де­ревьев (вишни, сливы, алычи и т. д.).

Гуммиарабик почти без примесей со­держится в соке, добываемом из коры аравийской и африканской акаций. Ос­новное вещество смолы — это арабин, который состоит из кальциевых и калие­вых солей арабиновой кислоты. Гумми­арабик медленно распускается в холод­ной воде, растворяясь в ней полностью. Высыхая, он образует бесцветную бле­стящую, стекловидную, твердую пленку. Повторно легко растворяется в воде. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет. Водный раствор гуммиараби­ка легко и прочно смешивается с эмуль­сией из желтка куриного яйца.

Вишневую или сливовую камедь до­бывают из наплывов загустевшего со­ка, вытекшего из-под пораженной коры вишни и сливы. Это вещество пред­ставляет собой стекловидно-прозрачные кусочки различной формы, бесцветные или коричневые (от светло-коричне­вых до темно-коричневых). Кроме ара-бина оно содержит вещества, не раство­римые, а только набухающие в воде. Из свежей, еще не высохшей вишневой камеди, арабин легче переходит в вод­ный раствор.

В России были известны два способа получения раствора камеди. Первый со­стоял в том, что в стеклянном сосуде, в чистой прозрачной воде распускали ку­сочки камеди; для ускорения растворе­ния ее помешивали, а затем процежи-

вали через ткань, чтобы отделить не­растворимые вещества и загрязнения. При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали четыре-шесть дней. Затем, вероятно, для того чтобы перевести малорастворимые со­ставные части смолы в водный раствор, его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней. После этого раствор процеживали через ткань.

В живописи иногда применялись те же клеи, что и для левкаса (осетро­вый, мездровый и другие), а также сок чеснока для листового золочения.

Тонкодисперсные порошки органи­ческих красок типа бакана красного или ярко-зеленой яри-медянки перетирали либо с бальзамами, либо с высыхающими маслами (олифой) для получения кра­сок, дающих прозрачный (лессировоч-ный) слой. Такими красками писали поверх листового серебрения или зо­лочения.

Бальзамы (или терпентины) получа­ли из живицы — смолистого сока из-под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из терпенов — непре­дельных углеводородов с примесью фе­нолов, альдегидов, сложных эфиров, фу-рана и его производных, алкиловых со­единений и других. На воздухе терпены присоединяют к себе кислород, окисля­ются и одновременно полимеризуются, причем часть их испаряется, в результа­те чего образуется прозрачная (бесцвет­ная или слабо окрашенная) твердая бле­стящая пленка.

Приготовление (затирка) красок. Пе­ретирали пигменты со связующими в не­глубоких широких сосудах, чтобы за­тирку можно было сделать пальцем. В ка­честве сосудов использовали раковины моллюсков, керамические плошки и круг­лые некрашеные деревянные ложки с от­резанным черенком (ложку предвари­тельно пропитывали олифой, чтобы она не набухала от воды). Перед затиркой сухие пигменты (кроме тех, которые за­тирали на олифе или бальзамах) залива­ли водой на несколько часов, чтобы они вобрали в себя влагу. Излишки воды сли­вали с поверхности и после этого добав­ляли в сосуд связующее. Для приготовления красок на олифе, лаках или баль­замах использовали пигменты в сухом виде.

Как показали химические и оптиче­ские исследования средневековой жи­вописи, в процессе работы художники редко пользовались чистыми красками. При составлении тона к основной краске добавляли небольшое количество других. Промежуточные тона, как и основные, готовили в сосудах, тщательно переме­шивая краски, иначе после высыхания на живописи могли появиться пятна. Крас­ки различных тонов накладывались по­слойно, каждый слой обязательно про­сушивался.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: