Международный День Энергосбережения 2017
Энергоэффективный стиль жизни
Присоединяйтесь ко Дню Энергосбережения 11 ноября 2017. Спланируйте и проведите своё мероприятие, урок, акцию, выставку, конкурс в период с 11 по 25 ноября. Привлеките к вашему мероприятию как можно больше друзей, коллег, одноклассников и родителей. Вместе мы можем снизить свой вклад в изменении климата!
В этот День Энергосбережения мы хотим привлечь внимание к такому понятию, как «энергоэффективный стиль жизни». Каждый день мы совершаем выбор, который влияет на состояние окружающей среды: используем транспорт, покупаем продукты в магазине, обустраиваем свою квартиру и быт, пользуемся разными услугами. Для производства любого товара, для организации учебных и рабочих мест, для наших поездок и транспортировки товаров необходима энергия, получаемая, как правило, за счет сжигания ископаемого топлива (угля, нефтепродуктов, газа, торфа). При производстве наносится ущерб окружающей среде: исчерпываются невозобновляемые природные ресурсы, при сгорании в воздух попадают загрязняющие вещества и парниковые газы.
Мы надеемся, что ваши мероприятия в День Энергосбережения помогут рассказать всем о важности энергосбережения. Для этого мы подготовили материалы, которые вам помогут чуть глубже понять, как мы тратим энергию в повседневной жизни. Материалы далее, это не готовый урок, а скорее части, которые вы можете использовать по вашему усмотрению.
Практическое задание «Из чего складывается энергопотребление каждого человека?»
Для начала, важно понять, на что же тратиться энергия ежедневно. Разбейте школьников на 4 группы (например, родившиеся по временам года – зима, весна, лето, осень), и предложите найти ответ, из чего складывается энергопотребление отдельного человека. Ребята должны составить перечень пунктов, из которых складывается энергопотребление среднего жителя страны (американца, россиянина, индийца и европейца).
Ответы могут быть такими:
· Потребление энергии в жилье: отопление, электроэнергия, горячая вода, газ для кухонной плиты.
· Энергопотребление транспорта, которым пользуется человек ежедневно и для поездки в отпуск: общественный транспорт и/или автомобиль.
· Продукты питания: их энергетическая ценность, а также энергия, затраченная на их производство и доставку.
· Промышленные товары, которые покупает человек: одежда, мебель, радиотовары и т. п. – энергия, затраченная на их производство и доставку.
· Услуги, которые приобретает или получает человек: образование, медицинское обслуживание, услуги культуры (кино, телевидение, концерты) и т. п. – энергия, затраченная на производство и оказание услуг.
Цель упражнения – понять, что при совершении любого действия тратится энергия, а также есть способы ее сэкономить/использовать рационально.
Дискуссия «Можно ли жить комфортно и не тратить много энергии?»
Проведите дискуссию на тему «Можно ли жить комфортно и не тратить много энергии?». В ходе дискуссии сформулируйте и обсудите вместе с ребятами еще один принцип энергосбережения - организовать общество и нашу жизнь устойчивым образом. Обсудите, что входит в понятие устойчивости, когда дело касается жизни мегаполиса (транспорт, отходы, здания, экологическая культура и т. п.).
Перед или после дискуссии можно раздать школьникам тест «Умеешь ли ты экономить», который закрепит результаты или подогреет класс к дискуссии.
В нашем доме | Да | Нет |
Мы ведем учет энергопотребления | ||
Мы выключаем свет, когда он не нужен | ||
Холодильник стоит в прохладном месте | ||
Стиральная машина полностью заполнена во время стирки | ||
Мы не ставим мебель перед батареями отопления | ||
Мы начали использовать светодиодные лампочки | ||
Мы используем местное освещение (бра, настольную лампу) | ||
Мы проветриваем помещение быстро и эффективно, всего несколько минут | ||
Мы заклеиваем окна на зиму | ||
Мы закрываем окна шторами на ночь | ||
Мы используем на окнах короткие шторы, которые не закрывают батареи отопления | ||
Мы закрываем кастрюлю крышкой, когда варим | ||
Мы моем посуду в заткнутой раковине или тазике, а не в проточной воде | ||
Мы чаще используем душ, чем ванну | ||
Мы ходим пешком в школу или пользуемся велосипедом | ||
Мы снижаем температуру в помещении, когда мы выходим | ||
Мы снижаем температуру в помещении на ночь | ||
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз | ||
Мы не покупаем товары в большом количестве упаковки | ||
Мы ремонтируем вещи, когда это возможно, вместо покупки новых вещей |
Сложите все ответы «Да». Если вы получили:
От 1 до 5 ответов «Да» – вам нужно еще многому научиться, так что начинайте сейчас;
От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут стать основой для дальнейшей работы над собой;
От 11 до 15 – вы являетесь хорошим примером для других;
От 16 до 20 – кто-то из вашей семьи должен стать министром экологии.
Обсудите, какое отношение к энергии имеет каждый пункт теста.
Практическое задание «Путь в школу и выбросы СО2».
Транспорт потребляет треть мировых энергоресурсов и две трети добываемой в мире нефти. Выбросы транспортом парниковых газов вносят существенный вклад в глобальное потепление. В целом по миру наибольшую роль в загрязнении атмосферы и повышении температуры Земли играют автомобили. За счет огромных масштабов потребления топлива и выбросов их вклад в эти процессы в 7 раз превышает вклад всех остальных видов транспорта вместе взятых.
Разные виды транспорта существенно различаются по количеству потребляемого топлива и, соответственно, по количеству выбрасываемых ими загрязняющих веществ и парниковых газов. Расчеты показывают, что для перевозки одного человека на один километр требуют топлива в среднем:
Легковой автомобиль с одним водителем – 80 мл
Вертолет – 70 мл
Самолет (с полной загрузкой) – 50 мл
Легковой автомобиль с водителем и тремя пассажирами – 20 мл
Теплоход – 8 мл
Автобус или троллейбус – 4 мл
Поезд или трамвай – 0,5 мл.
Таким образом, самым вредным для здоровья и природы оказывается автомобиль, в котором едет один человек. Такой вид транспорта даже менее экологичен, чем вертолет и самолет. Общественный транспорт потребляет в расчете на одного пассажира в десятки раз меньше топлива, чем легковые автомобили. Соответственно, общественный транспорт в десятки раз менее вреден для здоровья и окружающей среды. Самый экологичный вид транспорта – рельсовый – поезд и трамвай.
Если человек пользуется легковым автомобилем вместо общественного транспорта, то он ежедневно в среднем в виде бензина потребляет энергии больше, чем ему требуется на все остальное жизнеобеспечение – на отопление, горячую и холодную воду, приготовление пищи, освещение и все бытовые электроприборы. Таким образом, если выбрать общественный транспорт в качестве средства передвижения, можно более чем вдвое сократить ежедневное индивидуальное потребление энергии. Дело в том, что, когда человек едет в легковом автомобиле, основная энергия тратится на передвижение около двух тонн металла и других материалов, и менее десяти процентов энергии идет собственно на перевозку человека.
Велосипед является одним из самых эффективных решений экологических и транспортных проблем. Он способствует снижению вредных выбросов от транспорта, требует значительно меньшей площади проезжей части и способствует здоровью.
Каждый из нас ежедневно пользуется транспортом. Каждый день своим сознательным выбором вида транспорта мы можем внести вклад в сохранение собственного здоровья, здоровья других людей и окружающей среды.
Далее приведена таблица, которая поможет вам рассчитать, сколько углекислого газа выделяет транспорт, используемый отдельным человеком или всей школой.
Таблица «Путь в школу и выбросы СО2»
Способ передвижения | Длина маршрута, км | Количество поездок за год | Километров в год (A × B) | Выбросы СО2 на 1 км на пассажира, кг | Выбросы СО2 за год, кг (C × D) |
А | В | С | D | ||
Пешком | |||||
На велосипеде | |||||
На автомобиле | 0,2 | ||||
На автобусе | 0,05 | ||||
На троллейбусе | 0,03 | ||||
На трамвае | 0,02 | ||||
ИТОГО: |
Обсуждение результатов.
Обсудите с классом преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения удобства, с точки зрения выбросов СО2. Постарайтесь акцентировать разговор на том, что личный выбор транспорта влияет на окружающую среду и изменение климата, при этом транспорт с небольшими выбросами CO2 дает возможность экономии энергии.