ОКЛАДЫ НАБОРНЫЕ И ЦЕЛЬНЫЕ




 

Оклад состоит из венца, рамы, ризы, фона, цаты. Венец — это украшение во­круг головы на месте нимба. Зубчатое украшение в вершине венца называется коруной. Рама — это часть, закрываю­щая поле иконы. Риза — часть оклада, закрывающая одежду изображенных на иконе фигур. Фон оклада закрывает со­бой живописный фон. Цата — украше­ние в виде полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), подвешиваемое к венцу в виде ожерелья. Оклад мог быть полным или состоять из одной или не­скольких частей. Оклад, смонтированный

из отдельных деталей, называют набор­ным. С начала XVIII века такие оклады стали вытесняться цельными окладами, которые делали из цельных листов ме­талла и прикрепляемых к ним венцов. Икону не всегда сразу всю украшали окладом. Нередко оклад наращивался постепенно: отдельные части изготовля­ли позднее и добавляли к уже укреплен­ным или заменяли прежние на новые. Все части окладов крепили к поверх­ности доски гвоздями, пробивая жи­вопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели спе­циальные бортики, прилегавшие к бо­ковым сторонам иконной доски, к ко­торым и прибивались оклады.

Гвозди различной величины делали из сплавов меди или из серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить же­лезными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными кам­нями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металличе­ских оправ — каст (ил. 38). Начиная с XVIII века в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с по-

мощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах про­волоку, которую крепили к окладу. Древ­нейшие русские оклады, сохранившиеся на иконах, относятся к XII веку. Это иконы с изображением апостолов Петра и Павла и Богоматери Одигитрии, храня­щиеся в Софийском соборе города Нов­города. Оклады сделаны из серебра спо­собом чеканки.

Чеканка — создание рельефа из металлического листа, использующее его вязкость, ковкость. Лист металла закреп­ляют на пластичной массе — подушке из вара с толченым кирпичом. Уда­рами молотка по чекану (металличе­скому стержню), приставленному к ли­сту металла, выбивают на нем рельефные узоры или изображения. Наиболее высо­кие части рельефа выбиваются с оборот­ной стороны, затем, перевернув лист, выполняют остальную чеканку с лице­вой стороны. Чекан с острым концом в виде шила называют канфарником. Им наносят на поверхность металла углуб­ленные точки, образующие зернистую поверхность (ил. 39). Чеканами с дру­гими формами наконечников вычекани­вают бороздки, составляющие орнамен­тальный рисунок, похожий на гравиров­ку (ил. 38).

 

БАСМЕННЫЕ ОКЛАДЫ

 

С начала XVI века чеканные оклады стали вытесняться басменными (ил. 37). Басма — это тонкая металлическая пла­стинка, на которой рельеф получен тис­нением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали не­большого размера тонкий листок метал­ла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести — «немецкого же­леза»). На его лицевую сторону клали свинцовую подушку — толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того что матрица находи­лась с тыльной стороны листка, узор на тыльной стороне получался более отчет­ливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего

канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой. Из отдельных пластинок — басм — набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не со­ответствовал изображению, басму под­краивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоз­диками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискива­лись на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а уже поверх него закрепляли басму (ил. 54).

Существовало немало различных спо­собов художественной обработки ме­таллических окладов — резьба, черне­ние, эмаль, скань.

Резьба (гравировка) — это нанесе­ние изображения (узора) с помощью стальных резцов — штихелей. Особый прием глубокой резьбы — оброн, при котором фон вокруг линии изображе­ния или надписи опускался (обирался) при помощи резца, благодаря чему изо­бражение выступало над фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью.

Чернь — это особый сплав сернисто­го серебра, меди и свинца. Цвет его — от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орна­ментальные рисунки или на небольших пластиночках — дробницах — делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей (ил. 39).

Эмаль — особый сплав стекла раз­личных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной (опаковой). Чтобы по­крыть металл эмалью на его поверхность напаивали перегородки, которые разде­ляли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравирован­ные углубления при оброне. Прегородча-тые эмали на драгоценных окладах рус­ских икон встречаются с конца XVI века. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX — начале XX века (ил. 35, 40).

Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани — скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми остава­лись лишь верхний и нижний края, а бо­ковые части становились плоскими, глад­кими. Изогнутые по рисунку ленты спаи­вали между собой. Сканые оклады дела­ли ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку (ил. 40).

На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие метал­лические шарики — зернь.

ШТАМПОВАННЫЕ ОКЛАДЫ

 

Эти оклады начинают изготовлять в XIX веке. Штамповка — воспроизведе­ние рельефа на листе металла механи­ческим давлением с помощью пресса. Штампованные оклады обычно украша­ли механической (машинной) гравиров­кой — гильошйрованием. Наиболее эф­фектно гильоширование выглядело на листах позолоченного серебра (ил. 35). Во второй половине XIX века начинают производить в большом количестве окла­ды из медной посеребренной фольги на иконы-подокладницы, когда на грунто­ванных досках писали только лица, руки и ноги изображений. Подокладницы в фольговых окладах — самые дешевые иконы — получили широкое распростра­нение в сельской местности. Для этих икон делали также латунные штампо­ванные оклады (ил. 41).

При поступлении на реставрацию иконы в окладе прежде всего необходимо проверить состояние живописи и левка­са. Если икона была в сырых помещени­ях, то левкас прел от сырости и его по­ражали плесневые грибы. В этом случае возникает необходимость временно снять оклад для проведения работ по дезинфекции, укреплению левкаса и кра­сочного слоя. Удаление окладов, набран­ных из отдельных частей, а также ши­тых, низанных бисером и резных дере­вянных,— процесс очень сложный и от­ветственный. Его проводят с величай­шей осторожностью, чтобы не разрушить живопись и не повредить части оклада (ил. 55).

 

 

Часть II РАЗРУШЕНИЯ И ДЕФЕКТЫПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

 

Произведения, поступающие на ре­ставрацию, имеют повреждения и раз­рушения различного происхождения. Одни из них обусловлены естественным старением материалов, из которых со­стоит произведение, и взаимовлиянием их. Старение и разрушение усиливаются при неблагоприятных условиях хране­ния икон. Значительная часть их получила повреждения от грубых и несовер­шенных способов поновления.

Описание видов и причин разруше­ний в реставрационной документации де­лают в такой последовательности: осно­ва, грунт, красочный слой, защитное по­крытие, позднейшие записи, загрязне­ния. Разрушения описываются в дневни­ке и паспорте реставрации.

 

Глава 1. ПОВРЕЖДЕНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ ДОСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: