После того, как все участники выполнят задание, формируются экипажи по 4-6 человек.




Процедура проведения игры.

Ведущий раздает протоколы (см. приложение 1).

1 часть. Инструкция участникам:

"Ваш корабль потерпел кораблекрушение на Луне, на темной ее стороне. Согласно плану Вы должны встретиться со станцией, находящейся на расстоянии 300 км от этого места на освещенной стороне Луны. Все уничтожено, кроме предметов, список которых имеется у Вас на листках (коробок спичек, пищевые концентраты, 20 м нейлонового шнура, шелковый купол парашюта, переносной обогреватель на солнечных батареях, коробка сухого молока, два баллона с кислородом до 50 лг, звездная карта лунного небосклона, самонадувающаяся спасательная лодка, магнитный компас, 25 л воды, сигнальные ракеты, аптечка первой помощи с инъекционными иглами, приемопередатчик с частотной модуляцией на солнечных батареях).

Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Вашей задачей является выбор наиболее необходимых предметов для преодоления пути в 300 км. Вы должны перечислить 14 предметов в соответствии с их значением для сохранения Вашей жизни.

Номером 1 обозначьте наиболее важный предмет, который возьмете в первую очередь, номером 2 - второй по значению и так далее до 14 наименее важного для Вас предмета. Работать необходимо самостоятельно. Время для выполнения задания 5 минут."

Для лучшей организации игры, для повышения активности и заинтересованности ее участников, можно ввести элемент соревновательности (конкуренции):

1) приз-сюрприз победившей команде, который ждет ее на станции,
2) начисление дополнительного очка за быструю работу (команде первой выполнившей задание). Сумма этих очков отнимается затем от групповой ошибки, улучшая общий результат команды.
3) начисление штрафного очка за шум, неорганизованость, невнимание при выполнении задания. Сумма этих очков суммируется с групповой ошибкой, делая общий результат команды хуже.
Все участники проставляют номера в графе Личное ранжирование протокола.

После того, как все участники выполнят задание, формируются экипажи по 4-6 человек.

а) Для этого ведущий заранее готовит карточки с номерами экипажей. Карточки перемешиваются и каждый из участников, не глядя, берет одну из карточек с номером экипажа.
б) Группы можно сформировать по желанию ребят. Экипажи могут взять себе названия.

2 часть. Продолжение инструкции участникам:

"Теперь Вы будете работать не отдельно друг от друга, а как единое целое - экипаж. Вы вместе обсудите и решите, как дойти до станции. Ваша задача - выработать такое совместное решение этого вопроса, которое удовлетворит всех членов экипажа.

Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую общую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Номера предметов, в зависимости от значимости, заносите в графу

Ранжирование в микро команде протокола. У всех членов экипажа записи в этой графе будут одинаковыми. На это задание дается 10-20 минут."
Ведущий осуществляет целенаправленное наблюдение за работой группы,

ориентируясь на следующие моменты:

1) как происходит разбивка на группы;
2) как осуществляется работа в группах:
а) какие виды поведения помогают или мешают процессу достижения согласия?
б) вырабатывают ли участники какие-то правила для совместного принятия решения или действуют стихийно?
в) кто участвует в процессе выработки решения, а кто нет?
г) кто и как оказывает влияние на процесс принятия решения? один или два лидера?
д) какова атмосфера в группе во время дискуссии?
е) какие действия предпринимают участники группы для "протаскивания" своих мнений?

3 часть. Продолжение инструкции участникам:

Задача данного этапа такая же, как и в предыдущий раз. (выработать такое совместное решение этого вопроса, которое удовлетворит всех членов экипажа.) Изменения состоят в том, что каждому представителю из группы поочередно необходимо будет сесть за круглый сто и прийти к общему согласию по поводу ранжирования предметов. На обсуждение дается минута. Другим членам команды нельзя вступать в диалог. Номера предметов, в зависимости от значимости, заносите в графу Ранжирование в макро команде протокола, помимо этого всем нужно поставить подпись в договоре согласия. (если все члены команд смогли прийти к общему мнению)

Процесс принятия совместного решения можно обсудить в конце игры при подведении итогов.

После завершения данного задания ведущий дает продолжение инструкции:
"В это время наладилась связь с Центром управления полетом. На Земле, узнав об аварии на корабле, собралась комиссия компетентных экспертов, которая выработала наиболее верное решение данной проблемы - как дойти до станции. Вам передано решение Центра управления полетом."(см. приложение 2)
Ведущий зачитывает, а участники игры записывают решение Центра в графу протокола "Решение Центра".

Таблица заполняется с учетом полученных каждым экипажем в ходе работы дополнительных и штрафных очков.

Затем ведущий проводит анализ работы групп и называет победителя. При этом учитывается не только количественные результаты, но проводится и качественный анализ. Например, если индивидуальная ошибка одного из членов экипажа меньше групповой, то, следовательно, ни сам член экипажа не смог отстоять свою точку зрения, ни группа не помогла ему в этом. То есть экипаж не использовал весь свой внутренний потенциал, не смог соорганизоваться для коллективной работы.

Если же, например, наилучший результат члена экипажа был хуже, чем в других группах, то, следовательно, изначальный потенциал группы или точнее ее отдельных членов был ниже, чем в других группах. Однако в целом группа сумела организоваться и достаточно успешно справилась с поставленной задачей, в том случае, если групповая ошибка меньше индивидуальных. На этом этапе проводится и обсуждение процесса принятия решения в группе.

Итог: Данное упражнение близко по смыслу к «мозговому штурму», смысл его – в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободного обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто выполняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений авторитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.

На что можно обратить вни­мание в обсуждении? Разбе­рите процесс принятия группового решения. Ка­кие виды поведения помо­гали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был ак­тивен, кто не участвовал? Ка­кие лидерские качества про­явились в игре? Кто оказы­вал влияние и почему? Ка­кая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринима­лись для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?


 

Протокол игры "Кораблекрушение на Луне".

Список предметов Личное ранжирование Ранжирование в микро команде Ранжирование в макро команде   Ранжирование экспертов Разница Личного ранжирования Разница ранжирования в микро команде Разница ранжирования в макро команде
1.Коробок спичек 2.Пищевые концентраты 3.20 м нейлонового шнура 4.Шелковый купол парашюта 5.Переносной обогреватель на солнечных батареях 6.Коробка сухого молока 7.Два баллона с кислородом по 30кг 8.Звездная карта лунного небосклона 9.Самонадувающаяся спасательная лодка 10.Магнитный компас 11.25 л воды 12.Сигнальные ракеты 13.Аптечка первой помощи с инъекц. иглами 14.Приемопередатчик на солнечных батареях с частотной модуляцией              
Сумма баллов - - - -      

 

Эталон

Правильное решение проблемы кораблекрушения на Луне. (Решение экспертов)

Список предметов Правильный номер Пояснения специалистов
1.Коробок спичек   На Луне нет кислорода, который необходим при горении. Спички совершенно не нужны.
2.Пищевые концентраты   Эффективное средство для поддержания необходимой энергии.
3.20 м нейлонового шнура   Может быть использован для преодоления скал и переноски раненых.
4.Шелковый купол парашюта   Может защитить от солнечных лучей.
5.Переносной обогреватель на солнечных батареях   Не нужен на солнечной стороне.
6.Коробка сухого молока   Более громоздкая замена пищевых концентратов.
7.Два баллона с кислородом по 30 кг   Самое необходимое для поддержания жизни.
8.Звездная карта лунного небосклона   Необходима при навигации.
9.Самонадувающаяся спасательная лодка   Баллоны с СО2 можно использовать в качестве привода для двигателя
10.Магнитный компас   Магнитное поле на Луне не поляризовано поэтому компас в данном случае не нужен
11.25 л воды   Для возмещения потерь влаги в организме на освещенной стороне
12.Сигнальные ракеты   Аварийные сигналы будут необходимы при приближении к станции
13.Аптечка первой помощи   Иглы для впрыскивания витаминов, лекарств и т.п. подходят для спец. устройств в скафандрах
14.Приемопередатчик на солнечных батареях с частотной модуляцией   Для связи со станцией, приемник с частотной модуляцией применим только на небольших расстояниях

 

 

Протокол согласия

  Номер 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
1.Коробок спичек          
2.Пищевые концентраты          
3.20 м нейлонового шнура          
4.Шелковый купол парашюта          
5.Переносной обогреватель на солнечных батареях          
6.Коробка сухого молока          
7.Два баллона с кислородом по 30 кг          
8.Звездная карта лунного небосклона          
9.Самонадувающаяся спасательная лодка          
10.Магнитный компас          
11.25 л воды          
12.Сигнальные ракеты          
13.Аптечка первой помощи          
14.Приемопередатчик на солнечных батареях с частотной модуляцией          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: