Речевые лексические ошибки (РЛ)




Анализ и типы речевых ошибок по русскому языку и культуре речи

 

Одна из важнейших задач - повышение речевой культуры общества. Особое значение имеет работа над правильностью речи и над устранением речевых ошибок. Без сомнения, для организации эффективной работы по формированию необходимых речевых навыков каждый должен быть знаком со всеми речевыми нарушениями.

Возникает необходимость познакомить студентов с различными типами ошибок, нормами их учета.

В материале представлена развернутая классификация содержательных ошибок (фактические, логические, речевые лексические, речевые лексические), знание которой необходимо для успешного обучения по дисциплине русский язык и культура речи.

 

Классификация ошибок в содержании

Фактические ошибки (Ф)

Свидетельствуют о том, что пишущий не достаточно знает излагаемую тему и факты, имеющие к ней отношение. К фактическим ошибкам относится следующее:

 

1) незнание исторических и биографических фактов: Благодаря роману Л. Н. Толстого

«Война и мир » Кутузов стал известным (Кутузов прославил свое имя задолго до появления романа Толстого);

 

2) незнание авторов, названий произведений, героев художественных текстов: Пушкин написал стихотворение «Чаадаеву » (вместо «К Чаадаеву »);

 

3) искажение имени, отчества и фамилии автора и неправильное их написание: Автор песни о «О Соколе »- Михаил Горький;

4) ошибки в цитировании: Чин следовал ему- он службу бросил;

 

5) неверное толкование литературоведческих терминов: Гипербола- это противопоставление;

 

1) слишком упрощенное или неверное толкование идейно- художественного содержания: Под образом паруса Лермонтов подразумевает себя.

 

Логические ошибки (Л).

 

Логическая ошибка связана с нарушением логической связи между частями сочинения, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца и даже предложения. Например,

1)нарушение соотношения части и целого: а) в композиции текста (отсутствие связи между абзацами текста и предложениями); б) в пределах одного предложения: Герой мог мыслить как философ он был идеалистом

2)неоднородные понятия представляются как однородные и наоборот: Нилова- темная женщина, разбитая непосильным трудом и побоями мужа.

3)несопоставимые понятия сопоставляются: Толстой изобразил как аристократию, так и войну.

 

4)отожествление смежных, но не тождественных понятий: Пьеса «На дне потрясла всех своей нищетой

 

5) в качестве подчиненных или соподченненых выступают понятия, которые не входят в объем подчиняющего понятия и неравнозначные между собой: за такие черты характера, как гуманизм, ум, большая сила воли, образ Базарова высоко ценится критиками.

 

6) нарушение причино- следственной связи: М. Ю. Лермонтов родился в Петербурге, когда его родители были в Москве.

7) пропуск логического звена высказывания, вследствие чего оно становится алогичным и даже абсурдным: Давыдова несколько раз ударили по голове, но амбар остался цел.

 

8) ошибка в семантизации понятия: Активность - когда в классе рисуют стенгазету; Вкус- это мороженое или конфета.

 

 

Речевые лексические ошибки (РЛ)

Задачи писателя, считал Л. Н. Толстой, - «отбирать точные, меткие, отвечающие по смыслу определяемого ими понятия слова». Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Слова в предложении должны подбираться с надлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью. Лексическая сочетаемость определяется семантикой слов, их принадлежностью к тому или иному стилю языка, экспрессивно – эмоциональной окраской, грамматическими особенностями. Выбор слова определяется так же его стилистическими особенностями: учитывается то окружение, в которое попадает слово – в пределах фразы и в более широком контексте.

К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведет употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно.

Речевые лексические ошибки связаны, в основном, с незнанием лексического значения слова, с не различением стилистических и эмоционально-экспрессивных оттенков. К Речевым лексическим ошибкам относятся следующие:

 

1) незнание лексического значения слова: Маяковский трибуна революции;

2) употребление слова в несвойственном ему значении: Нина не решила уроки и не пошла в школу; Стены в комнате покрыты обоями;

3) неразличение оттенковзначения, вносимых в слово приставкой или суффиксом (в том числе неразличение паронимов): Мой взгляд на эту проблему не поменялся; Были приняты эффектные меры;

4) неразличение синонимичных слов: В конечном предложении автор применяет градацию;

 

5) употребление слов разной стилистической окраски: Жаль, что фломастеров только шесть, ими не обрисуешься;

 

6) неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов: Хлестаков начал подлизываться к городничему; Татьяна на балу выглядела классно.

 

7) неоправданное употребление просторечных слов: Он думал, что они поскидали все в одну кучу; Оглянулись, а Витьки нету; Автор глазел и глазел на эти деревья;

 

8) нарушение лексической сочетаемости: На рынке дешевые цены; Он сделал свой экзамен;

 

9) употребление лишних слов, в том числе плеоназм: В комнату вошел молодой юноша; Эта профессия нужна и необходима; Девочка была радостная, из нее шла и исходила энергия;

10) употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология): Другие хотят читать, чтобы прочитанное рассказывать: Раз охотником случился случай;

 

11) неоправданное повторение одного итого же слова: Когда я была маленькая, у Ромашки был целый дом. В доме было много вещей; Но один листик все же остался. Один листик маячил желтым огоньком;

 

12) бедность и однообразие синтаксических конструкций: Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу;

13) нарушение видо-временой соотнесенности глагольных форм: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь; Она сидит напротив меня и тихо говорила;

 

14) неудачное употребление местоимений (местоимение должно относится к предыдущему существительному): Серая ворона села на ветку и вдруг подул ветерок, и на нее посыпался снег;

15) смешение лексики разных исторических эпох: Петр I был неприхотлив в одежде: он предпочитал удобные брюки, рубашки, пиджаки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: