Разработайте конспект на тему: «Внешнее и внутреннее строение листа» с использованием натуральных наглядных пособий. Назовите особенности использование данного вида наглядных пособий. Почему натуральная наглядность играет ведущую роль в преподавании биологии.
Класс: 6 класс.
Тема урока: внешнее и внутреннее строение листа.
Тип урока: урок закрепление и формирование новых знаний.
Вид урока: проблемный урок.
Цель работы: сформировать понятие о внешнем и внутреннем строении, функции и значении листа.
· Планируемые результаты:
Предметные: Давать определения ключевым понятиям.Называть функции листа. Определять виды листьев, типы листорасположения, жилкования листа. Приводить примеры растений, имеющих простые и сложные листья, разные формы листа, типы жилкования. Устанавливать взаимосвязь между строением листа и его функциями. Сравнивать простые и сложные листья, типы жилкования. Проводить простейшие исследования. Давать определения ключевым понятиям. Называть части и ткани листа. Определять типы тканей листа и их функции. Устанавливать взаимосвязь между строением клеток листа и их функциями. Сравнивать столбчатую и губчатую ткани листа Уметь пользоваться оптическими приборами. Проводить простейшие исследования
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, проводить сравнение объектов, делать выводы на основе полученной информации.
Личностные УУД: умение справедливо оценивать свою работу, работу одноклассников. Эстетическое восприятие изучаемых объектов. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух,отвечать на вопросы учителя и одноклассников
Личностные Понимание важности листьев для нормальной жизнедеятельности ценностного отношения к труду, к школьному оборудованию, бережного отношения к зеленым растениям. Уровневые цели для учащ
Метод:
· объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры),
· поисковый (эвристический),
· проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
Методические приемы:
· словесные методы (беседа, объяснение),
· практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
· наглядный метод (демонстрация презентаций).
Способы: индивидуальные, групповые.
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, натуральные объекты, печатный материал).
Приемы: показ (презентация), сравнение, разъяснение, выполнение (самостоятельной, лабораторной работы).
Структура урока.
Организационный
1. Приветствие.
2. Выявление отсутствующих.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания
Задачи:
· повторение и проверка знаний об органах цветковых растений,
· применение знаний о частях побега.
Мы изучили органы цветковых растений – семя, корень, почка. Убедились как велико их значение в природе, и какую важную роль они играют в жизни человека.
1 вариант: выполняет самостоятельно тестовое задание (приложение №1).
2 вариант: выполняет задания части 2 в формате ГИА (приложение №2).
Подведение итогов: учащиеся 2-го варианта проверяют выполнение тестового задания.
Объяснение нового материала
Задачи:
· сообщение темы, цели и задачи,
· развить умение устанавливать межпредметные связи,
· развие умений применять новые понятия к уже известным знаниям,
· объяснение значимости изучения части побега - листа,
· закрепить знания о лист.
Долгое время люди не хотели видеть пользу листа. Хотя польза корня как органа питания, цветка и семени, как органов размножения известно, с незапамятных времен, лист продолжал пользоваться славой пышного, но бесполезного органа. А между тем, как и корень, необходим для питания и размножения растения. Растение это лист. Сегодня урок посвятим листу.
Лист – боковой орган побега, имеет в основном плоскую форму. Состоит из листовой пластины, черешка. Часто мы ошибочно называем листом только листовую пластину. Форма листовой пластины бывает округлой, овальной, игольчатой, ланцетной. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. Такие листья называют черешковыми. Листья без черешков называют сидячими. Нижний конец черешка переходит в основание, которое непосредственно связано со стеблем. На основании листа нередко образуются прилистники – имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков, располагающиеся парами. На листовой пластинке хорошо заметны жилки – по ним проходят питательные вещества. (Рис. 1)
Параллельное и дуговое жилкование – характерно для однодольных растений. (Рис. 2)
Перистое и сетчатое жилкование - характерно для двудольных растений. (Рис. 2)
Различают листья простые и сложные.
Простые листья - на одном черешке одна листовая пластина.
Сложные листья – на одном черешке несколько листовых пластин. (Рис. 3)
Подведение итогов данного этапа: лист – боковой орган растения и имеет сложное строение.
Задачи:
· применить знания работы с гербарными экземплярами,
· развитие умений применять полученные новые знания,
· закрепить знания о строении листа.
Лабораторная работа “Внешнее строение листа ”
Цель работы: изучить внешнее строение простых и сложных листьев
Материалы: гербарные экземпляры листьев растений
Ход работы:
1. Рассмотрите растения. Найдите части листа.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке. Сравните их и отметьте в чем различия
3. Найдите среди них простые и сложные листья.
4. Заполните таблицу.
5. Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
(Растения с простыми листьями,Растения со сложными листьями,Сходство в строении листьев,Различия в строении листьев)
Жизнь на Земле невозможна без зеленых растений, т.к. это единственные живые организмы, образующие органические вещества из неорганических.
Вопрос: О какой функции листа идет речь?
Ответ: органические вещества образуются при фотосинтезе.
Рассмотрим внутреннее строение листа. (Рис. 4)
На поперечном срезе хорошо заметны клетки кожицы (или эпидермы). Клетки прозрачные легко пропускают свет, но задерживают только пыль, микробы и испарение воды. Среди клеток эпидермы есть щель – устьице, где происходит газообмен. Через открытые створки устьиц испаряется вода и растение охлаждается. Внутри листа находится – мякоть. Из-за большого количества хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет. В мякоти листа различают два вида клеток. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного пространства заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез. На срезе листа помимо мякоти видны жилки, в которых находится проводящие и механические ткани. Проводящие ткани представлены древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Механическая ткань придает эластичность и упругость листу.