Материалами профилактической заклейки являются тонкая бумага и клей.
Бумага. Заклейку проводят только тонкой бумагой, легко пропускающей воду, не создающей при высыхании и хранении сильных натяжений (усадки). Таковы папиросная и микалентная бумаги. Другие сорта бумаг применять недопустимо, они могут вызвать разрушения живописного слоя и левкаса.
Папиросная бумага имеет в своем составе льняное волокно, минеральные соли и высохшее клеящее вещество. Она легко увлажняется, увеличивая свои раз-
меры (больше в ширину, чем в длину), а при высыхании дает усадку. От этого свойства неравномерной усадки зависит воздействие профилактической заклейки на живописное произведение. На вздутия левкаса бумагу накладывают так, чтобы усиленная усадка шла поперек вздутий. Тогда они немного стягиваются и прижимаются к поверхности доски, а это потом облегчает выправление вздутий при укреплении левкаса.
Для определения направления большей усадки папиросной бумаги из листа вырезают две полоски, одинаковые по размеру (любой длины и шириной около 5 см.), но вырезаные по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Положив полоски рядом, держа вме-те с одного конца, их смачивают. Та полоска, которая отвиснет больше, имеет поперечное расположение волокон, при высыхании она даст большую усадку.
Размеры листков для заклейки зависят от размера произведения и характера деформаций левкаса. Чем мельче разрушения и сильнее деформации, тем меньше должны быть листки для заклейки. При этом, однако, нужно помнить, что там, где листки накладываются один на другой, заклейки дают усиленную усадку. Вместе с тем слишком большие листки трудно ровно, без складок уложить на деформированную поверхность произведения.
Глава 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЗАКЛЕЙКА
Оптимальные форматы — это 7X8 см и 10x15 см. Перед выездной работой бумагу предварительно нарезают. На месте ее только подкраивают.
Микалентная бумага изготавливается из чистого хлопкового волокна без добавления клеев. При нанесении на ее поверхность жидкого клеевого отвара он почти полностью и без задержки проходит сквозь нее. Смоченная водой бумага (подобно папиросной) несколько увеличивается по ширине и не изменяется по длине. Высыхая, она дает усадку по ширине на 6—8%. Проклеенная бумага при высыхании дает усадку по ширине и длине — в зависимости от усадки клеевой пленки.
При наложении профилактической заклейки из микалентной бумаги на большую поврежденную поверхность обычно заклеивают всю лицевую сторону целым листом бумаги, площадь которого на 10% больше площади иконы. Для фиксации локальных разрушений ее нарезают, как папиросную.
Клеи. В профилактической заклейке могут использоваться только те клеи, которые повторно распускаются в воде. В основном это клеи коллагеновой группы, лучшим из которых является осетровый, так как его пленка более эластична и дает меньшую усадку. Значительная усадка клеевой пленки способна вызвать отдирание (отрыв) красочного слоя от поверхности левкаса.
Иногда для наложения профилактической заклейки используют желток куриного яйца. Это допускается только в экстренных случаях и на короткий срок.
Рабочую эмульсию приготовляют из желтка и воды в соотношении 1:4.
Пленка желтка при высыхании дает меньшую усадку, чем все сорта коллаге-новых клеев. Эластичность ей придает яичное масло. Однако после его затвердения (высыхания) пленка не способна размокать и становится трудноудалимой. Этим объясняется кратковременность желтковой заклейки. Кроме того, при снятии заклейки нужно тщательно удалить все остатки желтка. Если это не
сделать, то при укреплении левкаса горячим клеем и проглаживании теплым утюжком произойдет коагуляция (свертывание) белковых веществ желтка, от чего он теряет способность к размягчению большинством органических растворителей, применяемых в реставрации.
Антисептирование клея. Для предохранения коллагеновых клеев от загнивания и поражения плесневыми грибами, а также для обработки произведения со следами поражения плесневыми грибами используется антисептик — катамин АБ. Катамином АБ обрабатывают произведение до наложения профилактической заклейки (см. с. 48). Пентахлорфенолят натрия применяют при отсутствии катамина АБ, и только в качестве добавки в клей. Обрабатывать им непосредственно живописную поверхность произведения категорически запрещается, так как, находясь на красочном слое и левкасе, он может при попадании солнечного света и влаги вызывать изменение некоторых красок. Для антисептирования клея нужно взять 0,5— 1 % пентахлорфенолята натрия по отношению к весу сухого клея. Отмеренное количество антисептика растворяют в небольшом объеме горячей дистиллированной воды, процеживают и, тщательно размешивая лопаточкой, сливают в приготовленный клеевой отвар.
Меры безопасности. Правила безопасности при работе с катамином АБ описаны на странице 48.
Пентахлорфенолят натрия — это желтоватый порошок, который, попадая в дыхательные пути человека, вызывает раздражение слизистой оболочки, сопровождаемое кашлем и чиханием. Раствор препарата, попав на кожу, вызывает раздражение (зуд, покраснение). При работе с пентахлорфенолятом натрия следует соблюдать следующие правила:
— при взвешивании и приготовлении рабочего раствора надевать респираторы или делать марлевую повязку;
— на руки надевать резиновые перчатки;
— раствор, попавший на кожу, немедленно смыть водой;
— хранить препарат в стеклянной посуде с плотно притертой пробкой.