МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА




 

Материалами профилактической за­клейки являются тонкая бумага и клей.

Бумага. Заклейку проводят только тонкой бумагой, легко пропускающей во­ду, не создающей при высыхании и хра­нении сильных натяжений (усадки). Таковы папиросная и микалентная бу­маги. Другие сорта бумаг применять не­допустимо, они могут вызвать разруше­ния живописного слоя и левкаса.

Папиросная бумага имеет в своем со­ставе льняное волокно, минеральные со­ли и высохшее клеящее вещество. Она легко увлажняется, увеличивая свои раз-

меры (больше в ширину, чем в длину), а при высыхании дает усадку. От этого свойства неравномерной усадки за­висит воздействие профилактической заклейки на живописное произведение. На вздутия левкаса бумагу накладывают так, чтобы усиленная усадка шла поперек вздутий. Тогда они немного стягиваются и прижимаются к поверхности доски, а это потом облегчает выправление взду­тий при укреплении левкаса.

Для определения направления боль­шей усадки папиросной бумаги из листа вырезают две полоски, одинаковые по размеру (любой длины и шириной около 5 см.), но вырезаные по двум взаим­но перпендикулярным направлениям. Положив полоски рядом, держа вме-те с одного конца, их смачивают. Та полоска, которая отвиснет больше, имеет поперечное расположение воло­кон, при высыхании она даст большую усадку.

Размеры листков для заклейки за­висят от размера произведения и харак­тера деформаций левкаса. Чем мельче разрушения и сильнее деформации, тем меньше должны быть листки для заклей­ки. При этом, однако, нужно помнить, что там, где листки накладываются один на другой, заклейки дают усиленную усадку. Вместе с тем слишком боль­шие листки трудно ровно, без скла­док уложить на деформированную поверхность произведения.

 

Глава 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЗАКЛЕЙКА

 

Оптимальные форматы — это 7X8 см и 10x15 см. Перед выездной работой бумагу пред­варительно нарезают. На месте ее толь­ко подкраивают.

Микалентная бумага изготавливается из чистого хлопкового волокна без до­бавления клеев. При нанесении на ее по­верхность жидкого клеевого отвара он почти полностью и без задержки про­ходит сквозь нее. Смоченная водой бума­га (подобно папиросной) несколько уве­личивается по ширине и не изменяется по длине. Высыхая, она дает усадку по ширине на 6—8%. Проклеенная бумага при высыхании дает усадку по ширине и длине — в зависимости от усадки кле­евой пленки.

При наложении профилактической заклейки из микалентной бумаги на боль­шую поврежденную поверхность обычно заклеивают всю лицевую сторону целым листом бумаги, площадь которого на 10% больше площади иконы. Для фикса­ции локальных разрушений ее нарезают, как папиросную.

Клеи. В профилактической заклейке могут использоваться только те клеи, ко­торые повторно распускаются в воде. В основном это клеи коллагеновой груп­пы, лучшим из которых является осетро­вый, так как его пленка более эластична и дает меньшую усадку. Значительная усадка клеевой пленки способна вызвать отдирание (отрыв) красочного слоя от поверхности левкаса.

Иногда для наложения профилак­тической заклейки используют жел­ток куриного яйца. Это допускается только в экстренных случаях и на корот­кий срок.

Рабочую эмульсию приготовляют из желтка и воды в соотношении 1:4.

Пленка желтка при высыхании дает меньшую усадку, чем все сорта коллаге-новых клеев. Эластичность ей придает яичное масло. Однако после его затвер­дения (высыхания) пленка не способна размокать и становится трудноудалимой. Этим объясняется кратковремен­ность желтковой заклейки. Кроме того, при снятии заклейки нужно тщательно удалить все остатки желтка. Если это не

сделать, то при укреплении левкаса горя­чим клеем и проглаживании теплым утюжком произойдет коагуляция (свер­тывание) белковых веществ желтка, от чего он теряет способность к размяг­чению большинством органических раст­ворителей, применяемых в реставрации.

Антисептирование клея. Для предо­хранения коллагеновых клеев от загнива­ния и поражения плесневыми грибами, а также для обработки произведения со следами поражения плесневыми гри­бами используется антисептик — катамин АБ. Катамином АБ обрабатывают произведение до наложения профилак­тической заклейки (см. с. 48). Пентахлорфенолят натрия применяют при от­сутствии катамина АБ, и только в каче­стве добавки в клей. Обрабатывать им не­посредственно живописную поверхность произведения категорически запреща­ется, так как, находясь на красочном слое и левкасе, он может при попадании солнечного света и влаги вызывать изме­нение некоторых красок. Для антисептирования клея нужно взять 0,5— 1 % пентахлорфенолята натрия по отноше­нию к весу сухого клея. Отмеренное ко­личество антисептика растворяют в не­большом объеме горячей дистиллирован­ной воды, процеживают и, тщательно размешивая лопаточкой, сливают в при­готовленный клеевой отвар.

Меры безопасности. Правила без­опасности при работе с катамином АБ описаны на странице 48.

Пентахлорфенолят натрия — это желтоватый порошок, который, попадая в дыхательные пути человека, вызывает раздражение слизистой оболочки, со­провождаемое кашлем и чиханием. Раствор препарата, попав на кожу, вызы­вает раздражение (зуд, покраснение). При работе с пентахлорфенолятом нат­рия следует соблюдать следующие пра­вила:

— при взвешивании и приготовле­нии рабочего раствора надевать респи­раторы или делать марлевую повязку;

— на руки надевать резиновые пер­чатки;

— раствор, попавший на кожу, не­медленно смыть водой;

— хранить препарат в стеклянной посуде с плотно притертой пробкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: