ТРУДНОУДАЛИМЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ




 

Если произведение имеет разруше­ния красочного слоя или левкаса, то до снятия трудноудалимых загрязнений должно быть проведено укрепление этих слоев коллагеновыми клеями или эмульсией желтка куриного яйца (см. с. 73—84).

При удалении остатков коллагеново-го клея теплой водой после процес­са укрепления вместе с ним смывает­ся значительная часть загрязнений (а иногда и все они). При удалении желтко­вой эмульсии загрязнения смываются еще лучше. Если укрепление проводится на отдельных участках, то, удаляя с них эмульсию, нужно промыть ею всю поверхность произведения. Иначе при удалении загрязнений специально составленными эмульсиями они будут смываться неравномерно.

Стойкие поверхностные загрязнения удаляются с защитной пленки специаль­но составленными эмульсиями, в кото­рые входят вода, пинен или скипидар и этиловый спирт (иногда с добавлением нашатырного спирта и подсолнечного масла). Из современных моющих средств можно употреблять 5%-ный водный раствор ОП-7, образующий пену, по­добную мыльной. Для усиления его дей­ствия можно добавлять небольшое коли­чество толуола, но с большой осторожно­стью, чтобы не растворить масляный лак защитной пленки.

Эмульсия для промывки, разработан­ная еще в 30-е годы реставраторами Го­сударственной Третьяковской галереи, имеет такой состав: 2 части воды; 1 часть этилового спирта; 1 часть пинена или скипидара; 1 часть подсолнечного масла. В состав добавляется также 25%-ный нашатырный спирт (не более пяти ка­пель на 100 мл). При работе этот состав нужно периодически взбалтывать, чтобы не расщеплялась эмульсия. В результате промывки этим составом, содержащим масло, несколько оживляется покровная пленка.

 

Можно использовать составы и без подсолнечного масла, например:

1 часть воды;

2 части пинена;

1 часть этилового спирта.

 

Если этот состав окажется неэф­фективным, то количество спирта можно удвоить. Для повышения мою­щих качеств можно немного добавить нашатырного спирта. Нашатырный спирт повышает щелочность на поверхности произведения, но ненадолго, так как он летуч. Нужно только следить, чтобы со­держащий щелочь состав не проник под защитную пленку, ибо некоторые крас­ки, особенно на основе соединений ме­ди (голубые, зеленые, синие), от него обесцвечиваются. Поэтому при рыхлых, деструктированных и растресканных по­кровных пленках щелочные составы при­менять не рекомендуется. При подборе состава надо начинать с наиболее сла­бых, содержащих немного этилового и нашатырного спиртов.

Состав опробуют так. Смачивают в нем тампон из гигроскопической ваты, излишки жидкости отжимают. Положив тампон на поверхность произведения и, не нажимая сильно, делают им враща­тельные движения.

Правильно подобранным является та­кой состав, который удаляет загрязне­ния и в то же время не разрушает за­щитную пленку. Если тампон окраши­вается в желтый цвет, то это свидетель­ствует о разрушении покровного слоя. В этом случае нужно заменить эмулпсию на более слабую.

Пробы на удаление загрязнений про­изводятся только на самых неответ­ственных участках произведения — на полях, фоне. Категорически запрещается проводить пробную промывку на ответ­ственных участках изображений (ликах).

Бывают случаи, когда после промыв­ки на поверхности остаются черные точ­ки. Их нельзя тереть тампоном. После окончания промывки участка их удаляют острым скальпелем.

Удаляют загрязнения небольшими участками. Начинать удобнее всего с левого верхнего угла произведения, на фоне. Переходить к очистке изображе­ний можно только после того, как будет получен хороший результат на неответ­ственных местах. Удаление загрязнений со всей поверхности произведения про­водят так же, как и при подборе эмуль­сии. Смоченным эмульсией ватным там­поном водят по поверхности вращатель­ными движениями. При ином характере движений на поверхности могут по­явиться полосы. В процессе работы нуж­но постоянно сравнивать различные участки и следить за равномерностью промывки.

Если в красочном слое и левкасе имеются утраты, то при удалении за­грязнений их следует обходить, чтобы промывающий состав не попал на по­верхность доски, особенно если он со­держит масло. Проникновение масла в незащищенные пористые участки дре­весины очень опасно, так как это ослож­няет последующие процессы и ослабляет контакт реставрационного левкаса с дос­кой и краями авторского левкаса.

 

Глава 5. КОНСЕРВАЦИЯ ОКЛАДОВ

 

Художникам-реставраторам разре­шается проводить на окладах только консервационные работы — удаление загрязнений, снятие и монтирование оклада.

При поступлении на реставрацию произведения с окладом реставратор должен тщательно осмотреть состояние живописи и левкаса под окладом, загля­дывая в щели между ним и иконой. Разрушения левкаса и красочного слоя, на­блюдаемые на открытых частях произве­дения, обычно продолжаются и под окла­дом. Если разрушения сильные и грозят утратой левкаса и красочного слоя при снятии оклада, то в некоторых случаях его не снимают. Это зависит также и от состояния оклада и способа его крепле­ния к произведению. Цельные метал­лические оклады, а также оклады деревянные или из холстяной ткани, приби­тые гвоздями к боковым сторонам осно­вы, можно снять и вновь смонтировать без опасения нанести ущерб живописи. Наборные же оклады, прибитые гвоздя­ми к доске через живописный слой, уда­лить, не причиняя дополнительных раз­рушений живописи, почти невозможно.

 

УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

 

Удаление пыли с окладов. Удале­ние загрязнений с окладов, как и с жи­вописи, начинается с удаления пыли.

В углублениях окладов, а также под венцами скапливается большое коли­чество пыли. Удалять ее нужно с мест наибольшего скопления. С металличе­ских окладов пыль удаляется щетин­ными кистями и одновременно отсасы­вается пылесосом. Небольшие количе­ства пыли удаляют увлажненными мар­левыми или ватными тампонами, резино­вой или поролоновой губкой.

Из всех загрязнений на шитых окла­дах художник-реставратор по живописи удаляет только пыль. Для этого произве­дение плотно окутывается марлей и че­рез нее осторожно очищается с помощью пылесоса. Все другие виды загрязнений могут удалять только реставраторы по шитью. Снимает шитый оклад с произве­дения при необходимости художник-ре­ставратор.

 

Удаление загрязнений с металличе­ских окладов. Копоть с окладов удаля­ется посредством промывки так же, как с поверхности олифной или масляно-лаковой защитной пленки.

Удалять коррозию или патину с ме­таллического оклада художнику-рестав­ратору по живописи не разрешается. Это делают реставраторы по цветным металлам, которые получают на рестав­рацию демонтированный оклад. На ок­ладах часто можно встретить капли вос­ка, а также застывшую олифу или мас­ляный лак, которые нередко на них по­падали, если их не снимали с икон во время поновления живописи. При ремон­те помещений, в которых находились иконы, на оклады попадали брызги известковых и меловых побелок, масляных красок и тому подобное.

В первую очередь удаляют воск. Пластмассовым шпателем или дере­вянным штифтом снимают его наплывы. Штифт можно изготовить из твердой древесины (для этого удобен деревянный черенок от истершейся кисточки сред­них номеров). Нельзя счищать наплывы воска и красок металлическими инстру­ментами, которые могут легко поцара­пать мягкий металл оклада. После со­скабливания слоя воска его остатки раз­мягчают. Воск хорошо размягчается ски­пидаром, пиненом, этилцеллозольвом, бензолом (в крайнем случае при отсут­ствии этих растворителей можно поль­зоваться четыреххлористым углеро­дом — тетрахлорметаном, но при этом применять меры предосторожности, так как он является очень ядовитым вещест­вом, см. с. 96). Размягченный воск сни­мают ватными тампонами, плотно накру­ченными на деревянную палочку (пинце­тами пользоваться нельзя, так как они могут поцарапать металл оклада). Раст­воритель при этой операции в небольшом количестве наливают в бюкс или стакан­чик, который сверху накрывают крыш­кой или стеклышком, чтобы он не ис­парялся. Правой рукой тампон на па­лочке опускают в растворитель и слег­ка отжимают о борт сосуда, в левой руке держат кусок ваты для сбора из­лишков растворителя, чтобы они не по­пали в щели под оклад и не повредили икону (если растворитель воска раство­ряет и другие загрязнения, то его ис­пользуют для их снятия с оклада).

После удаления воска приступают к удалению копоти и плотного слоя пыли. Для этого в растворитель, использован­ный в предыдущей операции, достаточно добавить воду и этиловый спирт. Одним из наиболее употребляемых составов яв­ляется спирто-ацетоновая смесь (ино­гда с добавлением воды). Копоть удаля­ют сильно отжатым тампоном. При ра­боте на большой и достаточно гладкой поверхности можно пользоваться просто ватным тампоном, защитив руки резино­выми перчатками, а тампон, накрученный на деревянную палочку, применять только для чистки углублений рельефа. Су­хим тампоном насухо протирают каж­дый обработанный участок.

Если под копотью есть загрязнения в виде пленок олифы или масляного ла­ка, то удалять их вместе с копотью не следует. Это загрязнение размягчают растворителями и их композициями, применяемыми при удалении покровных олифных или масляно-лаковых пленок и записей (см. с. 90—92). Но сначала их нужно опробовать, для чего ставят не­большой компресс. Опробуются метил-целлозольв, этилацетат, метилацетат и так далее. А затем ватным тампоном снимаются загрязнения.

При пользовании ватными тампо­нами нужно следить за тем, чтобы на по­верхности металла (особенно около гвоз­диков) не оставались волокна. Если на окладе остается много волокон, то вме­сто тампонов лучше использовать ко­ротко обрезанную мягкую кисть.

Особую осторожность следует прояв­лять при работе с окладами, имеющими черневую наводку и эмали. Под ними на поверхности металла иногда бывает тончайшая коррозийная пленка, отче­го связь черневой наводки или слоя эма­ли с металлом оказывается ослаблен­ной. Кроме того, старая эмалевая мас­са может иметь трещинки и мелкие ско­лы, через которые могут проникать растворители, еще больше ослабляя ее связь с металлом и приводя ее к осыпа­нию.

Удаление загрязнений с деревянных окладов. Очищение деревянных окла­дов от поверхностных загрязнений ана­логично такой же работе с резным де­ревом, покрытым левкасом и позолотой. Сначала проверяется контакт левкаса с поверхностью древесины — нет ли от­ставаний или вздутий. Если они обнару­живаются, то до удаления загрязне­ний проводится укрепление левкаса по методике, разработанной во ВНИИР. Для укрепления ослабевшего левкаса используется 8—10%-ный тонкодис­персный латекс СВЭД, а для подклей­ки отставших частиц левкаса к поверх­ности древесины 10—15%-ная диспер­сия ВА 2ЭГА. В зависимости от характера разрушений их применяют раз­дельно, последовательно но не в смеси. А чтобы они лучше проникали в укреп­ляемый участок, его предварительно обильно смачивают этиловым спиртом. Чтобы предохранить от смещения отстав­шие частицы, накладывается микалентная бумага и насыщение дисперсиями проводится через нее. Если состояние левкаса удовлетворительное, то бумага не накладывается, а насыщение и подпуск водной дисперсии делают мягкой кистью и шприцем.

Для укрепления левкаса участок про­питывается два-четыре раза. Обработан­ный участок тампонируется влажным марлевым тампоном для того, чтобы прижать и уплотнить левкас с позоло­той и удалить излишки эмульсии с по­верхности. Если применялась микалентная бумага, то ее удаляют пока она еще влажная. При удалении тампоном из­лишков эмульсии одновременно уда­ляются поверхностные загрязнения, ибо СВЭД в качестве эмульгатора содер­жит высокоэффективное синтетическое моющее средство ОП-10. Поэтому сла­бую 4—5%-ную эмульсию СВЭД мож­но использовать для промывки всей поверхности оклада. Если на поверх­ности позолоты остаются сгустки или пленка сополимеров винилацетата, то их можно удалить ватным тампоном, увлажненным спирто-ацетоновым рас­твором (1:1). При промывке поверхности позолоты нужно соблюдать большую осторожность, так как она обычно не за­щищена слоем лака, а листки золота так тонки, что их легко можно стереть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: