СНЯТИЕ И МОНТИРОВАНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОКЛАДОВ




 

Устранение механических повреж­дений и прикрепление отставших частей.

Причина механических повреждений окладов, как правило, является резуль­татом небрежного обращения. Оклад мо­жет быть смят, погнут, иметь на лицевой стороне царапины.

Художнику-реставратору разреша­ется проводить очень ограниченные опе­рации по устранению механических повреждений. Все искривления лицевой по­верхности рельефа он имеет право устра­нять лишь руками, давлением пальцев. Плоскогубцами исправляется только де­формация загнутых краев оклада, захо­дящих на боковые стороны иконной дос­ки. Остальные виды деформаций разре­шается устранять реставратору-ювелиру, имеющему опыт работы с окладами. Ес­ли отстали отдельные части оклада из-за выпадения гвоздей, а живопись и лев­кас в удовлетворительном состоянии, то их прикрепляют гвоздями из сплавов меди (использовать железные гвозди нельзя). Гвозди вставляют в старые от­верстия. Шилом подходящей толщины осторожно нащупывают отверстие в дос­ке, вставляют гвоздь, но не забивают его, а стараются вдавить. Если шляпка гвоздя не прижалась плотно к поверх­ности закрепляемого фрагмента, то как к крайней мере прибегают к ударам не­большого молоточка. На шляпку гвоздя ставят металлический штифт или кончик рукоятки скальпеля, поставленного реб­ром, по которому осторожно ударяют мо­лотком.

Поводом для снятия оклада является необходимость реставрации иконы, жи­вописи которой угрожает гибель.

Одновременно необходимо решить, удалить ли оклад временно для проведе­ния консервационно-реставрационных работ, или навсегда, будет ли он возвра­щен на старое место, или перемонтиро­ван на другую основу и храниться от­дельно от иконы. При этом учитывается, одновременен ли оклад живописному изображению, предусмотрен ли он автор­ским замыслом или нет, а если он позд­ний, то насколько затрудняет восприятие живописного изображения, какова худо­жественная и историческая ценность оклада.

Если решено оклад хранить отдель­но от иконы, то его монтируют на спе­циальный щит, равный по размеру иконе. Удаление гвоздей. Удаление гвоздей с целью снятия оклада — сложная и тон­кая операция. Сначала гвозди вниматель­но осматривают, особенно те из них, ко­торые проходят через живописный слой. Особенно трудно удалять сильно поржа-

вевшие железные гвозди, так как ржав­чина сращивает их с левкасом и доской. Удаляя такой гвоздь, можно выдер­нуть и связанный с ним кусок левкаса с живописью.

Инструменты и работа ими. Клещами для столярных работ, пассатижами или плоскогубцами можно удалять только гвозди, которыми оклад прикреплен к бо­ковым сторонам доски. Для работы с гвоздями, вбитыми в лицевую сторону доски через живопись, используется спе­циальный инструмент, который можно изготовить самим. Маленький гвоздодер делают из отвертки для шурупов или ру­коятки скальпеля. Для этого нужно сде­лать прорезь с фаской (см. рис. на с. 125). Таким миниатюрным гвоздоде­ром можно подцепить шляпку маленько­го гвоздя и, не изгибая, вынуть его. В ка­честве щипцов можно использовать ме­дицинские костные щипцы-кусачки с круглыми губками (они бывают прямые и изогнутые, удобнее последние). Они имеют желобоватые губки и гладкую об­работку закругленных губ. Ими можно захватить плотно прилегающую к по­верхности оклада шляпку гвоздика или даже стержень гвоздя, лишенный шля­пки. Однако губки кусачек плотно смы­каются, и ими можно перекусить стер­жень гвоздя. Чтобы этого не происходи­ло, нужно сточить захватывающую часть губок и даже маленьким напильником сделать небольшой вырез в них (см. тот же рисунок).

Чтобы вынуть гвоздь, его стержень осторожно захватывают под шляпкой и слегка приподнимают. Затем пальцами левой руки плотно прижимая оклад к поверхности произведения, щипцами продолжают вынимать гвоздь. Прижи­мают оклад для того, чтобы вместе с гвоздем не сорвать левкас, окружаю­щий гвоздь.

Особенно осторожно нужно выни­мать гвозди при снятии окладов, укра­шенных эмалью или чернью. Даже не­большой изгиб металла может приве­сти к растрескиванию или даже осыпа­нию массы эмали и хрупкого черневого сплава. Ни в коем случае нельзя снимать оклад лезвием ножа, просунув его между поверхностью живописи и металлом. Это неизбежно ведет к повреждению жи­вописи и прорыву пластины оклада шляпкой гвоздя.

При поднятии оклада нужно постоян­но заглядывать под него, чтобы вместе с ним не сорвать часть живописи, ко­торая может быть приклеена пленкой олифы или масляного лака к тыльной по­верхности пластины оклада.

Во время снятия оклада всегда на­готове должен быть клей, инструменты и приспособления для укрепления левкаса и красочного слоя и наложения профи­лактической заклейки. При удалении почти каждого гвоздя вокруг него нару­шаются левкас и красочный слой. Их немедленно подклеивают или наклады­вают профилактическую заклейку.

Снятие и монтирование наборных окладов. Удаление наборных окладов проводится в определенной последова­тельности и требует выполнения ряда обязательных подготовительных работ.

Перед снятием оклада подготовля­ется временная или постоянная новая основа, обеспечивающая при монтирова­нии точное размещение его частей, как на иконе. Временное монтирование может быть произведено на мягкую основу — плотный холст (ил. 55). Для по­стоянного хранения отделенного от жи­вописи оклада изготовляется только твердая основа — деревянный щит или фанерный щит с каркасом из реек.

Сначала удаляются цаты и венцы, а затем калькируют оклад. Лист кальки нужного формата предварительно с од­ной стороны протирают лаком на скипи­даре или высыхающим маслом (олифой, масляным лаком), чтобы придать ему большую прозрачность. Кальку настила­ют на поверхность оклада, фиксируют ее,

прикрепляя кусочками воска к боковым сторонам доски. Контуры всех частей об­водят фломастерами или акварель­ной краской с помощью мягкой кисточ­ки. Если оклад очень дробный, то на кальке отмечают положение гвоздей или отверстий от них.

На подготовленную основу настилают копировальную бумагу, поверх нее — кальку с контурным рисунком и перево­дят контуры на новую основу. После этого части оклада снимают с иконы и закрепляют на новой основе.

Закрепление на жесткой основе про­изводится гвоздиками, извлеченными из оклада или такого же размера латунными или бронзовыми гвоздями. На холст оклад монтируют, подшивая его тон­кой медной проволокой. Отверстия для креплений в основах прокалываются тонким шилом только в местах гвозде­вых отверстий в пластинках оклада. Как уже было сказано, гвозди не прибивают молотком, а вдавливают, иначе оклад около гвоздя будет испорчен.

Существуют и другие, редкие в прак­тике реставрации способы. Например, монтирование частей наборного оклада на одну тонкую металлическую пластину, которую закрепляют на той же иконе, прикрепляя гвоздями к боковым сторо­нам доски. Такое монтирование выпол­няет только реставратор-ювелир, имею­щий опыт работы с металлическими окладами. Бывает, что от оклада сохра­нились только его отдельные разрознен­ные части. Оставлять их на лицевой сто­роне иконы нецелесообразно. В этом слу­чае их перемонтируют на тыльную сто­рону произведения, чтобы они не потеря­лись. Иногда их монтируют на картон небольшого формата, закрепляя прово­локой.

 

 

Часть IV РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

 

Глава 1. РЕСТАВРАЦИЯ ОСНОВЫ

 

Реставрация основы состоит из вос­становления ее целостности (то есть из соединения разошедшихся частей и восполнения утраченных деталей), вы­правления деформаций и упрочнения древесины доски посредством пропитки. В этих процессах используют кроме дре­весины различные клеи, натуральные и синтетические смолы, воск и другие материалы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: