Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № I-233П-НС от 19.06.2015),
- Государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №119-НП),
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года (утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.08.2020 г. № 1182)., с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», «Русский язык» 1-4 классы:/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение, 2016»
- Программа: Русский язык:1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е издание, переработанное, дополненное – ГОУДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. - - Методическими рекомендациями к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённыерешением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г. (переработанные и дополненные) - Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учителей общеобразовательного учреждения МОУ «______________________________».
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).
Количество часов на изучение тем
Тема | Прим. прогр. 170 ч. | Рабочая прогр. 170ч. |
Повторение | ||
Наша речь | ||
Текст | ||
Предложение | ||
Слова, слова, слова | ||
Звуки и буквы | ||
Части речи | ||
Повторение | ||
Всего: |
Сводный перечень видов обязательного контроля
Вид проверки | 2 класс | |
І– II ч | III– IV ч | |
Аудирование | ||
Диалог | – | |
Устное изложение | – | |
Устное сочинение | – | – |
Чтение | ||
Письменное изложение | – | – |
Письменное сочинение | – | – |
Проверка языковых знаний, умений и навыков | ||
Диктант | ||
Списывание | ||
Общее количество проверок |
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Русский язык»
- Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
- Русский язык является государственным языком государства, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
- Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
- Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передава ть информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.