Итоги внешней политики Николая 1




Вмешательство России в дела Европы, стремление защитить старый порядок спровоцировали возмущение либеральных кругов. Русский монарх даже получил прозвище. Его прозвали "жандармом Европы". В результате и народы, и правительства других стран не любили Россию и боялись ее высокомерного реакционного царя. Они рады были любой возможности уничтожить влияние и силу Империи в европейских делах.

Вопрос4
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:

• во-первых, поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще больше оживилось;

• во-вторых, в отличие от предыдущего периода активизировалась дея­тельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В общественном движении первой половины XIX в. началось размежева­ние трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

 

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия по­лучает обоснование впервые в период укрепления русского государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения муд­рого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Рос­сию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало дви­жение декабристов.

В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодер­жавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как един­ственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассмат­ривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (из­датели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Москов­ского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах раз­вивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор фило­логии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только про­пагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще­ния и образования.

 

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либера­лов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Сам термин « славянофильство» придуман идейными их оппонентами — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, так как считали себя «русолюбами» или «русофилами», т. е. под­черкивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славяно­фильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славя­нофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофиль­ство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

 

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литера­туры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области филосо­фии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической нау­ке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

 

Основные идеи славянофилов:

• убеждены в особой самобытности пути развития России, которую они преувеличивали;

• большое значение придавали крестьянской общине;

• Земские соборы оценивали как органы сотрудничества между народом и царской властью;

• резко отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

• единственно верной и глубоко нравственной религией считали право­славие;

• верили в то, что основная задача, стоящая перед Россией, — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возро­дить Земские соборы.

Борьба славянофилов с преклонением перед Западом, изучение ими исто­рии народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

 

Западники, в широком смысле, — термин, принятый в научной литературе для обозначения носителей особого мировоззрения, основанного на призна­нии общности России и Западной Европы как нераздельных частей и одного культурно-исторического целого. Наиболее широкие хронологические рам­ки терминов «западники» и «западничество» предложил Jl. Н. Гумилев: их появление он относит к IX в. А. Н. Сахаров первым западником называет ле­тописца Нестора, который отнес в «Повести временных лет» Русь вместе с Европой к «Афетовой» части света. В трудах С. М. Соловьева и Г. В. Плеха­нова появление западников датируется XVII в. Вл. С. Соловьев, автор статьи «Западники» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, относил возникновение западничества к XVIII в. и выделял в его развитии три глав­ных «фазиса»: 1) теократический, представленный преимущественно рим­ским католичеством; 2) гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм; 3) натуралистический, выра­зившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли и в преоб­ладании социально-экономических интересов. Ярким представителем пер­вого «фазиса» Соловьев считал П. Я. Чаадаева, второго — В. Г. Белинского и «людей сороковых годов», третьего — Н. Г. Чернышевского и «людей шести­десятых годов». Наиболее узкие рамки западничества предложил А. А. Григо­рьев: 40—60-е гг. XIX в. (в современной отечественной историографии эту точку зрения разделяют С.С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев и другие историки).

В ходе идейной борьбы со славянофилами термин «западники» получил широкое распространение в обществе и литературе и стал употребляться прежде всего для обозначения одного из направлений русской общественной мысли конца 30—60-х гг. XIX в.

Большое влияние на формирование взглядов западников оказали труды западноевропейских ученых и мыслителей К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондора и др. Видными представителями московских западни­ков были В.П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В. Г. Бе­линского. В его кружок входили П. В. Анненков, И. И. Панаев, Н. А. Некра­сов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.

 

Основные идеи западников:

• благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право;

• необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество;

• особая позиция была у радикальных западников (в отечественной исто­риографии после 1917 г. именовалась революционно-демократической): во- первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее дей­ственным средством для этого являются не реформы, а революция.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом сту­денты Московского университета:

• кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

• кружок Н. П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот;

• кружки В. Г. Белинского (1829), А. И. Герцена, Н. П. Огарева (1831 — 1834), Н. В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопического социализ­ма, западноевропейскую философию.

 

Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок вхо­дили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф. М. Достоев­ский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Петрашевский со своими друзьями создал первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали про­грамму широких демократических преобразований. Был создан «Проект об освобождении крестьян», в котором предлагалось прямое, безвозмездное и бе­зусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали.

Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и гор­нозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны.

Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России социалис­тических идей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: