Желобчатая деформация досок — один из распространенных дефектов икон, поступающих на реставрацию. При такой деформации образуются щели, вдоль которых левкас и живопись разрушаются.
Прежде применяли способ выправления деформированной доски путем насыщения парами воды ее тыльной поверхности. Однако он не оправдал себя, так как в помещениях даже с нормальным режимом влажности выправленная доска повторно деформируется, и гораздо сильнее, чем в первый раз. Механические средства фиксации выправленной таким способом доски посредством замены старых липовых шпонок на дубовые положительных результатов не обеспечивают. Пропитка выправленной доски олифой или покраска масляными
красками также не гарантируют от повторной деформации.
В настоящее время существуют два экспериментальных способа выправления деформированных досок.
Первый способ (см. рис. на с. 69). В покоробленной доске пропиливают вдоль волокон древесины глубокие пазы. Делается это очень осторожно чтобы не пропилить доску насквозь, оставив нетронутым слой в несколько миллиметров. После этого доску осторожно выправляют под небольшим прессом. В расширенные таким образом пазы вклеивают клинообразные рейки из выдержанной древесины той же породы, из которой сделана доска произведения. Результат выправления получа-
ется стабильный, но доска произведения утрачивает первоначальную обработку тыльной стороны. К тому же поверхность живописи не всегда приобретает первоначальную плоскостность. Иногда она становится волнообразной за счет разложения общей деформации на множество мелких участков. Вопрос о целесообразности этого способа выправления деформации доски в каждом конкретном случае решает реставрационный совет или комиссия. Работу с пропилами доски и вставкой реек может проводить только высококвалифицированный столяр-краснодеревщик под непосредственным руководством художника-реставратора высокой квалификации.
Второй способ. При этом способе покоробленные иконные доски выправляют путем пропитки шеллаком '. Если доски по стыкам расклеились, то, как и при пропитке доски воском, в целях предотвращения деформаций начинают работу со склейки досок. Сначала произведение кладут лицевой стороной на стол, покрытый мягкой подстилкой, щели освобождают от старого клея и производят склейку2. После чего на всю лицевую поверхность накладывают профилактическую заклейку коллагеновым клеем (осетровым клеем или пищевым желатином, см. с. 50—53). Тыльную сторону доски тщательно освобождают от загрязнений. Произведение кладут на рабочий стол лицевой стороной книзу. Под края доски в зависимости от размеров произведения подкладывают четы-ре-шесть пробок или поролоновые прокладки. На боковые стороны доски осторожно налепляют бортики из воска, чтобы рабочий раствор не попал на лицевую сторону.
Пропиточный состав: 20—25% шеллака и 75—80% смеси этилового спирта с этиленгликолем (1:1). Шеллак должен быть белый или специально отбеленный и очищенный от примесей. Раствор обязательно фильтруют.
1 Способ разработан реставраторами города Мюнхена (ФРГ). В нашей стране он находится на стадии экспериментальных испытаний, поэтому самостоятельно эту работу разрешается выполнять только опытным художникам-реставраторам. 2 Способ склейки описан на с. 66. |
Состав наносится на тыльную сторону доски широким флейцем несколько раз, с перерывами от 15 до 30 минут. Процесс продолжается несколько дней. На ночь доску закрывают мокрой тканью, не касаясь ее поверхности. Пропитка проводится до тех пор, пока доска не выправится. Иногда доска изгибается в обратную сторону, что весьма желательно, так как во время испарения растворителей происходит небольшое движение ее в сторону первоначального изгиба. Когда растворители полностью испаряются и доска становится плоской, в пазы вставляют шпонки.
УКРЕПЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ
Нередко вся доска произведения или отдельные ее участки (обычно в нижней части) имеют ослабленную механическую прочность. Причиной этого является жизнедеятельность биоорганизмов — гнилостных бактерий, грибов (микро и макро) и личинок жуков-то-чилыциков.
Механическую прочность доски произведения можно частично восстановить посредством пропитки твердеющими жидкими растворами. Однако проблема эта до сих пор окончательно не решена, так как пока не найдены вещества с оптимальными свойствами. Применяемые сейчас вещества не могут равномерно пропитать доску, древесина которой разрушена неравномерно. Пропитанные и непропитанные участки древесины по разному реагируют на изменения температуры и влажности воздуха, что приводит к неравномерному увеличению или сокращению объемов отдельных участков доски. А это вызывает новые разрушения.
Применявшиеся прежде природные вещества, такие, как животные клеи, вареные масла (олифы) и масляные лаки с натуральными смолами в настоящее время не используются. Но реставраторы в своей реставрационной практике иногда встречают пропитанные ими доски.
Способ пропитки мездровым клеем был известен еще в XVII веке (существует описание это-
го времени). Недостатком этого клея является его нестойкость по отношению к биопоражениям при повышенной влажности. А при пониженной влажности он растрескивается сам и способствует деструкции обработанной доски.
Казеиновый клей использовали начиная с 1930-х годов. Однако приготовленные из него составы не проникали в деструктированную древесину, а создавали жесткие корки, которые, давая сильную усушку, способствовали растрескиванию и разрушению доски произведения.
Пропитка олифой также дает отрицательный результат. Окисление масла во время отвердения олифы способствует окислению целлюлозы древесины, вызывающему разрушение доски.
Из старых материалов можно использовать пчелиный воск. Хотя он не придает доске большой механической прочности, все же при несильных разрушениях, и особенно при источенности доски личинками жуков-точильщиков, его можно использовать, поскольку он достаточно эластичен и стабилен. Воск не препятствует равномерным движениям древесины при усушке и набухании (приготовление раствора воска в скипидаре или пинене описано на с. 54, 55).
Из синтетических веществ для пропитки экспериментально применяют ацетилцеллюлозу, эпоксидные смолы, акриловые смолы (полибутил-метакрилат и другие, полихлорвиниловую смолу, мочевино- и мелламиноформальдегидные смолы (марки «Эпикот», марки ЭД-5 и Э-40 с поли-этиленполиамином или в смеси с акриловыми смолами), полиэфирные смолы (марки «Ксиламон»), эфиры целлюлозы (этилцеллюлоза, этилбутилцел-люлоза), полиуритановая смола (марки УР-19 и другие), виниловые смолы (типа ПВА, ПВБ, ПХВ). К сожалению, каждый из перечисленных материалов имеет свои недостатки. Некоторые плохо проникают в древесину, образуя в поверхности доски корки. Большинство из них уменьшает гигроскопичность пропитанных участков доски. Некоторые материалы сами дают сильную усадку при отвердении и так далее. Твердые синтетические смолы (эпоксидные, полиуретановые, полиэфирные и целлюлоза) придают доске достаточную механическую прочность, но обладают одним отрицательным свойством: они не набухают при повышении влажности. Пропитанная ими древесина не меняет свой объем при набухании и усушке соседних участков. А это приводит к растрескиванию доски.
Пропитка доски полибутилметак-рилатом (ПБМА). Преимущество ПБМА перед воском в том, что пропитанная им древесина приобретает значительную механическую прочность. Он внедрен в реставрационную практику сотрудниками Государственного Эрмитажа П. И. Костровым, И. Л. Ногид и Е. Г. Шейниной. Проведена большая исследовательская работа по проверке долговечности и неизменяемости его свойств и нейтральности к живописным материалам. Он достаточно эластичен, поэтому не препятствует движению волокон соседних участков непропитанной древесины при изменении влажности, устойчив к поражению плесневыми грибами.
ПБМА растворяют в ксилоле, так как такой раствор глубже пропитывает древесину, чем растворы на уайтспирите, толуоле или ацетоне. После испарения растворителя разрушенная древесина приобретает достаточную прочность. Кроме того, более насыщенный раствор можно использовать в качестве клея для склеивания разошедшихся досок произведения. В то же время пропитанная ПБМА доска может быть склеена столярным и казеиновым клеями.
Прежде чем упрочнить ослабленную биоразрушителями доску, необходимо укрепить левкас и красочный слой. Перед пропиткой доски укрепляющим составом на всю живописную поверхность накладывается профилактическая заклейка так, чтобы бумага на 0,5—1 см заходила за края доски. Бумагу приклеивают к боковым сторонам доски, чтобы под слой левкаса не проник укрепляющий доску состав.
Для пропитки разрушенной древесины в зависимости от характера и степени разрушения используют растворы ПБМА различной концентрации от 5% до 20%.
Пропитка проводится двумя способами — нанесением раствора кистью и погружением в него тыльной стороны произведения.
Первый способ. На рабочий стол кладутся амортизирующие прокладки, а на них — икона лицевой стороной вниз. Пропитку начинают с наиболее разрушенных участков древесины и следят за тем, чтобы раствор проникал как можно глубже. Концентрацию раствора ПБМА в процессе пропитки можно из-
менять в зависимости от степени поглощения его различными участками поверхности доски. Если к концу рабочего дня доска не будет достаточно насыщена, ее следует накрыть полиэтиленовой пленкой, которая кладется на рейки, укрепленные над тыльной стороной доски. На следующий день пропитку продолжают до насыщения древесины. После испарения ксилола и отвердения ПБМА доску следует еще раз осмотреть. Если пропитка недостаточна или неравномерна, то операция повторяется. При завершении процесса с поверхности доски марлевым тампоном, смоченным растворителем, смываются излишки ПБМА.
Второй способ. Он применяется только в случае сильного разрушения древесины доски, особенно личинками жуков-точилыциков. Пропитка проводится в ванне с плоским дном. Доску кладут в пустую ванну, лицевой стороной вверх, а под тыльную сторону подклады-вают деревянные брусочки. В ванну наливают раствор так, чтобы только тыльная сторона доски была частично погружена в него. Периодически, по мере впитывания раствора и испарения растворителя, раствор подливают, чтобы доска все время соприкасалась с ним. Продолжительность пропитки зависит от степени разрушения доски и скорости поглощения раствора древесиной. Когда насыщение закончится, икону вынимают из ванны, с тыльной стороны слегка протирают марлевым тампоном и кладут лицевой стороной на прокладки, положенные на рабочий стол, застланный полиэтиленовой пленкой. Во время испарения ксилола следует наблюдать за равномерностью насыщения древесины. На места недостаточного насыщения раствор дополнительно наносят флейцем. После высыхания раствора излишки ПБМА смывают марлевым тампоном, смоченным растворителем.
Меры безопасности. Все растворители ПБМА токсичны. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с ксилолом. При вдыхании ксилола человек получает отравление. Попав на кожу, ксилол вызывает ее раздражение. Толуол также ядовит, хотя и в меньшей степени. Ацетон менее токсичен, чем два первых растворителя, но и он, накапливаясь в организме, вызывает его отравление. Уайтспирит еще менее токсичен, но его раствор медленно и сравнительно неглубоко проникает в древесину, поэтому его при пропитке с помощью флейца не применяют.
— Растворы ПБМА приготовляются только в вытяжном шкафу.
— Пропитка проводится также в вытяжном шкафу. Если она проводится под козырьком с вытяжкой, то на нос и рот накладывают повязку из нескольких слоев марли, которую увлажняют водой.
— Все работы проводятся только в резиновых перчатках.
Глава 2. УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ЛЕВКАСА
Укрепление левкаса — это возвращение ему механической прочности, соответствующей первоначальной, ликвидация деформаций, восстановление нарушенного контакта с поверхностью доски. Разрушения левкаса ликвидируют введением внутрь его слоя или под него коллагенового клея. Есть два случая, когда разрешается заменять коллагеновый клей водно-желтковой эмульсией — это укрепление лепного левкаса с позолотой и укрепление слоя левкаса при свежем масляно-лаковым защитном покрытии на произведении живописи.
О том, как укрепляли левкас коллагеновым клеем в XVII веке, можно узнать из «Софийского иконописного подлинника» того же времени: «...Которые иконы гораздо попортились, посседался левказ и опростал велми, весь клеем горячим натирати и каменем ручником притирати с просушкой не в один након дондеж укрепится и клей смывать теплой водой...» Уже в этом описании содержатся основные приемы укрепления левкаса, сохранившиеся до наших дней,— применение горячего клея, многократная пропитка им, проглаживание (только не утюжком, как сейчас, а камнем) и удаление излишков клея с поверхности теплой водой.
Но были и другие способы реставрации левкаса по местам его отставаний. Например, в процессе современной реставрации было обнаружено, что в XVI веке при поновлении иконы XV века «Двенадцать апостолов» (новгородского музея) были применены два приема. Согласно первому из них через небольшие выпады левкаса, вероятно, подвели клей под отставшие его края. Выпады левкаса восполнили новым и воспроизвели утраченную живопись. Второй прием состоял в том, что большой отставший и, вероятно, деструктированный участок в нижней части иконы, вместо того чтобы укрепить клеем, вырезали и заполнили новым левкасом и воспроизвели уничтоженную живопись (ил. 64, 65).
В более позднее время появился очень вредный способ укрепления левкаса горячей олифой, которой пропитывали деструктированный левкас. Левкас, насыщенный олифой, со временем сильно темнеет, превращаясь из белого в коричневый. Темный левкас просвечивает через красочный слой — на живописи проступают коричневые пятна. Кроме того, пропитанный олифой левкас после повторного отставания трудно поддается укреплению принятыми в реставрации коллагеновыми клеями. Удалить олифу из левкаса, к сожалению, невозможно.
Существует также способ, разработанный реставраторами западноевропейских музеев,— укрепление красочного слоя и грунта живописи на различных основах воскосмоляными мастиками. Участки левкаса, пропитанные этими материалами, становятся темными и негигроскопичными. Применение мастик оправдано лишь при укреплении масляной живописи на цветных грунтах (но не белых).
В настоящее время в отечественной реставрации чаще всего пользуются осетровым клеем, так как он возвращает левкасу первоначальные свойства и достаточно прочно подклеивает его к поверхности доски.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЯ
Процесс приготовления клея. Этот процесс состоит из следующих операций: расщепление пластин, замачивание их в холодной воде, разминание набухшей массы, распускание в воде коллагена-глютина (на водяной бане), процеживание, введение антисептика.
Расщепляют сухие пластины различного рода щипцами — плоскогубцами, удобными медицинскими зубоврачебными щипцами и другими подобными инструментами.
Заготовляют клей концентрации 20 %, что удобно как для хранения и высушивания, так и для приготовления различных рабочих концентраций. Для приготовления 100 мл 20%-ного раствора нужно взять 20 г размельченных частиц клея и 80 см 3 воды. Для замачивания используют фарфоровую или эмалированную посуду. На следующий день отмечают уровень воды в посуде. Воду сливают, чтобы удалить загрязнения и пыль. Набухший клей пропускают через мясорубку или тщательно разминают руками (руки предварительно хорошо моют с мылом). Готовую массу кладут в ту же посуду, доливают дистиллированную воду до отмеченного уровня и ставят в водяную баню. За неимением бани можно пользоваться двумя эмалированными кастрюлями разной величины, ставя одну в другую. Если кастрюля с клеем касается дна второй кастрюли, то под нее кладут деревянную крестовину или решетку (можно класть специальный керамический кружок с отверстиями). Водяную баню ставят на обычную электроплитку с небольшим накалом. Во время варки состав периодически помешивают, чтобы клей скорее распускался. Температуру измеряют лабораторным термометром, не допуская превышения 60°. Внешним признаком готовности клея служат вываренные пленки клея, всплывшие наверх.
Антисептирование клея. Сваренный горячий клей процеживают через один слой частой марли в чистую сухую посуду, закрывают крышкой, немного дают остыть и добавляют водный раствор антисептика из расчета 0,5—1 г на 100 г сухих пластин клея, то есть 0,1—0,2 г раствора антисептика на 100 г 20%-ного раствора клея. В качестве антисептика принято использовать катамин АБ (применявшийся ранее пентахлорфенолят (ПХФ) недостаточно хорошо защищает клей от биоорганизмов и уступает ка-тамину АБ в других свойствах).
Поскольку катамин АБ является поверхностно-активным соединением, он увеличивает подвижность клеевого отваpa, чем способствует усилению его проникновения в мельчайшие трещины и поры.
Катамин АБ предварительно распускают в небольшом количестве воды, равном тому, которое испарилось во время варки клея. Раствор вливают в клей, чем кстати восстанавливают исходную концентрацию клея и размешивают без взбалтывания.
Посуду вновь закрывают крышкой дают раствору полностью остыть, после чего досуха вытирают крышку и ставят в холодильник. В процессе хранения необходимо следить, чтобы на крышке не скапливался конденсат. Капли конденсационной воды, попадая в клей, образуют очаги плесневения.
Чтобы сохранить клей, оставшийся от работы, его надо высушить, после чего он может сохраняться длительное время. Для этого вынутый из холодильника клей разрезают в виде небольших прямоугольных брикетов и раскладывают в сухом, защищенном от пыли помещении на полиэтиленовую пленку (или нанизывают на капроновую нитку). Через три-четыре дня клей превращается в полупрозрачные, неправильной формы брикеты. Для приготовления повторного раствора взвешивают нужное количество этого клея, замачивают в холодной дистиллированной воде на несколько часов, после этого он легко и без остатка полностью распускается в теплой воде.