ВЫПРАВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОЙ ОСНОВЫ




Желобчатая деформация досок — один из распространенных дефектов икон, поступающих на реставрацию. При такой деформации образуются ще­ли, вдоль которых левкас и живопись разрушаются.

Прежде применяли способ выправления де­формированной доски путем насыщения парами во­ды ее тыльной поверхности. Однако он не оправдал себя, так как в помещениях даже с нормальным режимом влажности выправленная доска повтор­но деформируется, и гораздо сильнее, чем в пер­вый раз. Механические средства фиксации выправ­ленной таким способом доски посредством замены старых липовых шпонок на дубовые положитель­ных результатов не обеспечивают. Пропитка вы­правленной доски олифой или покраска масляными

красками также не гарантируют от повторной де­формации.

В настоящее время существуют два экспериментальных способа выправле­ния деформированных досок.

Первый способ (см. рис. на с. 69). В покоробленной доске пропиливают вдоль волокон древесины глубокие па­зы. Делается это очень осторожно чтобы не пропилить доску насквозь, оставив нетронутым слой в несколь­ко миллиметров. После этого доску осторожно выправляют под неболь­шим прессом. В расширенные таким образом пазы вклеивают клинообразные рейки из выдержанной древесины той же породы, из которой сделана доска произ­ведения. Результат выправления получа-

ется стабильный, но доска произведе­ния утрачивает первоначальную обра­ботку тыльной стороны. К тому же поверхность живописи не всегда при­обретает первоначальную плоскост­ность. Иногда она становится волно­образной за счет разложения общей деформации на множество мелких уча­стков. Вопрос о целесообразности это­го способа выправления деформации доски в каждом конкретном случае решает реставрационный совет или ко­миссия. Работу с пропилами доски и вставкой реек может проводить толь­ко высококвалифицированный столяр-краснодеревщик под непосредствен­ным руководством художника-реставра­тора высокой квалификации.

Второй способ. При этом способе по­коробленные иконные доски выправляют путем пропитки шеллаком '. Если доски по стыкам расклеились, то, как и при пропитке доски воском, в целях пред­отвращения деформаций начинают ра­боту со склейки досок. Сначала произ­ведение кладут лицевой стороной на стол, покрытый мягкой подстилкой, ще­ли освобождают от старого клея и про­изводят склейку2. После чего на всю лицевую поверхность накладывают про­филактическую заклейку коллагеновым клеем (осетровым клеем или пищевым желатином, см. с. 50—53). Тыльную сторону доски тщательно освобождают от загрязнений. Произведение кладут на рабочий стол лицевой стороной книзу. Под края доски в зависимости от раз­меров произведения подкладывают четы-ре-шесть пробок или поролоновые про­кладки. На боковые стороны доски осто­рожно налепляют бортики из воска, чтобы рабочий раствор не попал на лицевую сторону.

Пропиточный состав: 20—25% шел­лака и 75—80% смеси этилового спирта с этиленгликолем (1:1). Шеллак должен быть белый или специально отбеленный и очищенный от примесей. Раствор обя­зательно фильтруют.

 

1 Способ разработан реставраторами города Мюнхена (ФРГ). В нашей стране он находится на стадии экспериментальных испытаний, поэтому самостоятельно эту работу разрешается выпол­нять только опытным художникам-реставраторам. 2 Способ склейки описан на с. 66.

 

Состав наносится на тыльную сторо­ну доски широким флейцем несколько раз, с перерывами от 15 до 30 минут. Процесс продолжается несколько дней. На ночь доску закрывают мокрой тка­нью, не касаясь ее поверхности. Про­питка проводится до тех пор, пока доска не выправится. Иногда доска изгибается в обратную сторону, что весьма жела­тельно, так как во время испарения ра­створителей происходит небольшое дви­жение ее в сторону первоначального изгиба. Когда растворители полностью испаряются и доска становится плоской, в пазы вставляют шпонки.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

 

Нередко вся доска произведения или отдельные ее участки (обычно в нижней части) имеют ослабленную механиче­скую прочность. Причиной этого явля­ется жизнедеятельность биоорганиз­мов — гнилостных бактерий, грибов (микро и макро) и личинок жуков-то-чилыциков.

Механическую прочность доски про­изведения можно частично восстано­вить посредством пропитки твердею­щими жидкими растворами. Однако проблема эта до сих пор окончательно не решена, так как пока не найдены веще­ства с оптимальными свойствами. При­меняемые сейчас вещества не могут рав­номерно пропитать доску, древесина ко­торой разрушена неравномерно. Пропи­танные и непропитанные участки древе­сины по разному реагируют на измене­ния температуры и влажности воздуха, что приводит к неравномерному увеличе­нию или сокращению объемов отдель­ных участков доски. А это вызывает но­вые разрушения.

Применявшиеся прежде природные вещества, такие, как животные клеи, вареные масла (олифы) и масляные лаки с натуральными смолами в на­стоящее время не используются. Но реставраторы в своей реставрационной практике иногда встре­чают пропитанные ими доски.

Способ пропитки мездровым клеем был из­вестен еще в XVII веке (существует описание это-

го времени). Недостатком этого клея является его нестойкость по отношению к биопоражениям при повышенной влажности. А при пониженной влаж­ности он растрескивается сам и способствует де­струкции обработанной доски.

Казеиновый клей использовали начиная с 1930-х годов. Однако приготовленные из него со­ставы не проникали в деструктированную древеси­ну, а создавали жесткие корки, которые, давая сильную усушку, способствовали растрескиванию и разрушению доски произведения.

Пропитка олифой также дает отрицатель­ный результат. Окисление масла во время отвер­дения олифы способствует окислению целлю­лозы древесины, вызывающему разрушение доски.

Из старых материалов можно исполь­зовать пчелиный воск. Хотя он не прида­ет доске большой механической проч­ности, все же при несильных разруше­ниях, и особенно при источенности доски личинками жуков-точильщиков, его можно использовать, поскольку он достаточно эластичен и стабилен. Воск не препятствует равномерным движени­ям древесины при усушке и набухании (приготовление раствора воска в ски­пидаре или пинене описано на с. 54, 55).

Из синтетических веществ для пропитки экс­периментально применяют ацетилцеллюлозу, эпо­ксидные смолы, акриловые смолы (полибутил-метакрилат и другие, полихлорвиниловую смо­лу, мочевино- и мелламиноформальдегидные смо­лы (марки «Эпикот», марки ЭД-5 и Э-40 с поли-этиленполиамином или в смеси с акриловыми смо­лами), полиэфирные смолы (марки «Ксиламон»), эфиры целлюлозы (этилцеллюлоза, этилбутилцел-люлоза), полиуритановая смола (марки УР-19 и другие), виниловые смолы (типа ПВА, ПВБ, ПХВ). К сожалению, каждый из перечисленных материа­лов имеет свои недостатки. Некоторые плохо про­никают в древесину, образуя в поверхности доски корки. Большинство из них уменьшает гигроско­пичность пропитанных участков доски. Некоторые материалы сами дают сильную усадку при отвер­дении и так далее. Твердые синтетические смо­лы (эпоксидные, полиуретановые, полиэфирные и целлюлоза) придают доске достаточную механи­ческую прочность, но обладают одним отрица­тельным свойством: они не набухают при повыше­нии влажности. Пропитанная ими древесина не ме­няет свой объем при набухании и усушке сосед­них участков. А это приводит к растрескиванию доски.

Пропитка доски полибутилметак-рилатом (ПБМА). Преимущество ПБМА перед воском в том, что пропитанная им древесина приобретает значительную механическую прочность. Он внедрен в реставрационную практику сотрудника­ми Государственного Эрмитажа П. И. Кост­ровым, И. Л. Ногид и Е. Г. Шейниной. Проведена большая исследовательская работа по проверке долговечности и неизменяемости его свойств и нейтраль­ности к живописным материалам. Он достаточно эластичен, поэтому не пре­пятствует движению волокон соседних участков непропитанной древесины при изменении влажности, устойчив к пора­жению плесневыми грибами.

ПБМА растворяют в ксилоле, так как такой раствор глубже пропитывает дре­весину, чем растворы на уайтспирите, толуоле или ацетоне. После испарения ра­створителя разрушенная древесина при­обретает достаточную прочность. Кроме того, более насыщенный раствор можно использовать в качестве клея для склеи­вания разошедшихся досок произведе­ния. В то же время пропитанная ПБМА доска может быть склеена столярным и казеиновым клеями.

Прежде чем упрочнить ослабленную биоразрушителями доску, необходимо укрепить левкас и красочный слой. Перед пропиткой доски укрепляющим составом на всю живописную поверхность накла­дывается профилактическая заклейка так, чтобы бумага на 0,5—1 см захо­дила за края доски. Бумагу приклеивают к боковым сторонам доски, чтобы под слой левкаса не проник укрепляющий доску состав.

Для пропитки разрушенной древе­сины в зависимости от характера и сте­пени разрушения используют растворы ПБМА различной концентрации от 5% до 20%.

Пропитка проводится двумя спосо­бами — нанесением раствора кистью и погружением в него тыльной стороны произведения.

Первый способ. На рабочий стол кладутся амортизирующие про­кладки, а на них — икона лицевой сторо­ной вниз. Пропитку начинают с наиболее разрушенных участков древесины и сле­дят за тем, чтобы раствор проникал как можно глубже. Концентрацию раство­ра ПБМА в процессе пропитки можно из-

менять в зависимости от степени по­глощения его различными участками по­верхности доски. Если к концу рабочего дня доска не будет достаточно насыще­на, ее следует накрыть полиэтиленовой пленкой, которая кладется на рейки, укрепленные над тыльной стороной дос­ки. На следующий день пропитку про­должают до насыщения древесины. Пос­ле испарения ксилола и отвердения ПБМА доску следует еще раз осмотреть. Если пропитка недостаточна или не­равномерна, то операция повторяется. При завершении процесса с поверхности доски марлевым тампоном, смоченным растворителем, смываются излишки ПБМА.

Второй способ. Он применя­ется только в случае сильного разруше­ния древесины доски, особенно личин­ками жуков-точилыциков. Пропитка про­водится в ванне с плоским дном. Доску кладут в пустую ванну, лицевой стороной вверх, а под тыльную сторону подклады-вают деревянные брусочки. В ванну на­ливают раствор так, чтобы только тыль­ная сторона доски была частично погру­жена в него. Периодически, по мере впи­тывания раствора и испарения раствори­теля, раствор подливают, чтобы доска все время соприкасалась с ним. Про­должительность пропитки зависит от степени разрушения доски и скорости поглощения раствора древесиной. Когда насыщение закончится, икону вынимают из ванны, с тыльной стороны слегка про­тирают марлевым тампоном и кладут лицевой стороной на прокладки, положен­ные на рабочий стол, застланный поли­этиленовой пленкой. Во время испарения ксилола следует наблюдать за равномер­ностью насыщения древесины. На места недостаточного насыщения раствор до­полнительно наносят флейцем. После высыхания раствора излишки ПБМА смывают марлевым тампоном, смочен­ным растворителем.

Меры безопасности. Все растворите­ли ПБМА токсичны. Особую осторож­ность нужно соблюдать при работе с кси­лолом. При вдыхании ксилола человек получает отравление. Попав на кожу, ксилол вызывает ее раздражение. Толуол также ядовит, хотя и в меньшей степени. Ацетон менее токсичен, чем два первых растворителя, но и он, накапливаясь в организме, вызывает его отравление. Уайтспирит еще менее токсичен, но его раствор медленно и сравнительно неглу­боко проникает в древесину, поэтому его при пропитке с помощью флейца не применяют.

— Растворы ПБМА приготовляются только в вытяжном шкафу.

— Пропитка проводится также в вы­тяжном шкафу. Если она проводится под козырьком с вытяжкой, то на нос и рот накладывают повязку из несколь­ких слоев марли, которую увлажняют водой.

— Все работы проводятся только в резиновых перчатках.

 

Глава 2. УКРЕПЛЕНИЕ РАЗРУШЕННОГО ЛЕВКАСА

 

Укрепление левкаса — это возвра­щение ему механической прочности, со­ответствующей первоначальной, лик­видация деформаций, восстановление на­рушенного контакта с поверхностью до­ски. Разрушения левкаса ликвидируют введением внутрь его слоя или под него коллагенового клея. Есть два случая, когда разрешается заменять коллагеновый клей водно-желтковой эмульсией — это укрепление лепного левкаса с позолотой и укрепление слоя левкаса при свежем масляно-лаковым защитном покрытии на произведении живописи.

О том, как укрепляли левкас коллагеновым клеем в XVII веке, можно узнать из «Софий­ского иконописного подлинника» того же времени: «...Которые иконы гораздо попортились, посседался левказ и опростал велми, весь клеем горячим натирати и каменем ручником притирати с просуш­кой не в один након дондеж укрепится и клей смы­вать теплой водой...» Уже в этом описании со­держатся основные приемы укрепления левкаса, сохранившиеся до наших дней,— применение го­рячего клея, многократная пропитка им, проглаживание (только не утюжком, как сейчас, а кам­нем) и удаление излишков клея с поверхности теплой водой.

Но были и другие способы реставрации лев­каса по местам его отставаний. Например, в про­цессе современной реставрации было обнаружено, что в XVI веке при поновлении иконы XV века «Двенадцать апостолов» (новгородского музея) были применены два приема. Согласно первому из них через небольшие выпады левкаса, вероятно, подвели клей под отставшие его края. Выпады левкаса восполнили новым и воспроизвели утра­ченную живопись. Второй прием состоял в том, что большой отставший и, вероятно, деструктированный участок в нижней части иконы, вместо того чтобы укрепить клеем, вырезали и заполнили новым левкасом и воспроизвели уничтоженную живопись (ил. 64, 65).

В более позднее время появился очень вред­ный способ укрепления левкаса горячей олифой, которой пропитывали деструктированный левкас. Левкас, насыщенный олифой, со временем сильно темнеет, превращаясь из белого в коричневый. Темный левкас просвечивает через красочный слой — на живописи проступают коричневые пят­на. Кроме того, пропитанный олифой левкас после повторного отставания трудно поддается укрепле­нию принятыми в реставрации коллагеновыми клеями. Удалить олифу из левкаса, к сожале­нию, невозможно.

Существует также способ, разработанный ре­ставраторами западноевропейских музеев,— укрепление красочного слоя и грунта живописи на различных основах воскосмоляными мастиками. Участки левкаса, пропитанные этими материала­ми, становятся темными и негигроскопичными. Применение мастик оправдано лишь при укреп­лении масляной живописи на цветных грунтах (но не белых).

В настоящее время в отечественной реставрации чаще всего пользуются осет­ровым клеем, так как он возвращает лев­касу первоначальные свойства и доста­точно прочно подклеивает его к по­верхности доски.

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЯ

 

Процесс приготовления клея. Этот процесс состоит из следующих опера­ций: расщепление пластин, замачивание их в холодной воде, разминание набух­шей массы, распускание в воде коллагена-глютина (на водяной бане), проце­живание, введение антисептика.

Расщепляют сухие пластины различ­ного рода щипцами — плоскогубцами, удобными медицинскими зубоврачебными щипцами и другими подобными ин­струментами.

Заготовляют клей концентрации 20 %, что удобно как для хранения и высушивания, так и для приготовления различных рабочих концентраций. Для приготовления 100 мл 20%-ного раство­ра нужно взять 20 г размельченных ча­стиц клея и 80 см 3 воды. Для замачи­вания используют фарфоровую или эма­лированную посуду. На следующий день отмечают уровень воды в посуде. Воду сливают, чтобы удалить загрязнения и пыль. Набухший клей пропускают через мясорубку или тщательно разминают ру­ками (руки предварительно хорошо мо­ют с мылом). Готовую массу кладут в ту же посуду, доливают дистиллированную воду до отмеченного уровня и ставят в водяную баню. За неимением бани можно пользоваться двумя эмалирован­ными кастрюлями разной величины, ста­вя одну в другую. Если кастрюля с кле­ем касается дна второй кастрюли, то под нее кладут деревянную крестовину или решетку (можно класть специальный керамический кружок с отверстиями). Водяную баню ставят на обычную электроплитку с небольшим накалом. Во время варки состав периодически поме­шивают, чтобы клей скорее распускал­ся. Температуру измеряют лаборатор­ным термометром, не допуская пре­вышения 60°. Внешним признаком го­товности клея служат вываренные плен­ки клея, всплывшие наверх.

Антисептирование клея. Сваренный горячий клей процеживают через один слой частой марли в чистую сухую по­суду, закрывают крышкой, немного дают остыть и добавляют водный раствор антисептика из расчета 0,5—1 г на 100 г сухих пластин клея, то есть 0,1—0,2 г раствора антисептика на 100 г 20%-ного раствора клея. В качестве антисептика принято использовать катамин АБ (при­менявшийся ранее пентахлорфенолят (ПХФ) недостаточно хорошо защищает клей от биоорганизмов и уступает ка-тамину АБ в других свойствах).

Поскольку катамин АБ является по­верхностно-активным соединением, он увеличивает подвижность клеевого отваpa, чем способствует усилению его про­никновения в мельчайшие трещины и поры.

Катамин АБ предварительно распу­скают в небольшом количестве воды, рав­ном тому, которое испарилось во время варки клея. Раствор вливают в клей, чем кстати восстанавливают исходную концентрацию клея и размешивают без взбалтывания.

Посуду вновь закрывают крышкой дают раствору полностью остыть, после чего досуха вытирают крышку и ставят в холодильник. В процессе хранения не­обходимо следить, чтобы на крышке не скапливался конденсат. Капли конден­сационной воды, попадая в клей, обра­зуют очаги плесневения.

Чтобы сохранить клей, оставшийся от работы, его надо высушить, после чего он может сохраняться длительное вре­мя. Для этого вынутый из холодильника клей разрезают в виде небольших пря­моугольных брикетов и раскладывают в сухом, защищенном от пыли помеще­нии на полиэтиленовую пленку (или на­низывают на капроновую нитку). Через три-четыре дня клей превращается в по­лупрозрачные, неправильной формы брикеты. Для приготовления повторно­го раствора взвешивают нужное коли­чество этого клея, замачивают в хо­лодной дистиллированной воде на не­сколько часов, после этого он легко и без остатка полностью распускается в теп­лой воде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: