Условие равновесия потребителя




ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ

Эластичность предложения по цене позволяет определить, как изменяется объём предложения в ответ на изменение рыночной цены, которое может произойти в результате конкуренции.

Реакция производителя выражается через коэффициент эластичности предложения. Он рассчитывается как отношение процентного изменения объёма предложения – D%Qs к процентному изменению цены – D%Ps

 

 

 

Предложение: неэластичное, Es = 0; абсолютно эластичное, Es® ∞; нормальная эластичность, Es» 1.
Р S1

S2

S3 S3

 

S2

S1 Q

 

Варианты эластичности предложения по цене

 

 

Теория потребительского поведения

В основе потребительского выбора лежит полезность.

Полезность – это потребительский эффект, который может быть получен в процессе использования блага.

Полезность выражает способность товара удовлетворять одну или несколько потребностей потребителя. Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность – это совокупная, или суммарная полезность от потребления всех наличных единиц товара.

Предельная полезность – это дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара.

Закон убывающей предельной полезности

Увеличение количества потребляемого товара приводит к сокращению предельной полезности этого товара.

 

Предельная полезность выступает как прирост общей полезности, и хотя общая полезность с увеличением количества потребляемых единиц товара постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара уменьшается. Следовательно, чем большим числом единиц товара мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого товара.

 

   
N

 

 

q0количествоблаг

TU

1 2 3 4 количество благ
MU u1 u2 u3 u4

 
а) суммарная полезность потребления товара б) предельная полезность потребления товара

 

 

 

MUi – предельная полезность товара i;
Рi – цена i-го товара.

 

Заключение:

 

Во-первых, со стороны потребителя цена товара определяется его предельной (а не общей) полезностью и выражается той суммой денег, которую он готов заплатить за данную единицу товара.

 

Во-вторых, чтобы продать дополнительное количество продукции, производитель должен снизить цену, поскольку предельная полезность товара для потребителя снижается.

 

В-третьих, в основе определения величины спроса лежит закон убывающей предельной полезности.

 

Условие равновесия потребителя

Взвешенная предельная полезность получается путём деления предельной полезности товара на его цену (MU/Р).

Каждый потребитель расширяет свои потребности до тех пор, пока предельные полезности не станут одинаково взвешенными. Иначе можно сказать, что последний рубль, затраченный на покупку масла, должен представлять такую же полезность, что и последний рубль, затраченный на покупку хлеба, сыра или какого-либо другого товара. В итоге для каждого товара возникает равенство предельных полезностей в расчете на затраченный рубль.

Условие равновесия потребителя выражается формулой:

 

 

 

MUi – предельная полезность товара i;
Рi – цена i-го товара.

 

Кривые безразличия

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, которые имеют одинаковое потребительское значение, или обеспечивают равные суммарные полезности для потребителя.

18K1     11K2 8 K3 6 K4 U   1 2 3 4 количество товара A    
 
 

 


Рис. Кривая безразличия

 

Бюджетные ограничения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: