Характеристики современных технологий.




Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа

Активная лекция по теме

«Туристско-рекреационный потенциал (на примере Республики Беларусь)»

Для проведения занятия выбрана стратегия «Бортовой журнал», позволяющая выяснить первоначальные сведения по теме и организовать запрос обучающихся на последующее раскрытие темы.

Ход занятия

Стадия «Вызов»

Сообщается тема лекции: «Туристско-рекреационный потенциал (на примере Республики Беларусь)».

Сообщаются ключевые понятия лекции (которые предлагается расшифровать).

Студентам предлагается составить список ассоциаций с Республикой Беларусь.

Составляется список вопросов, на которые необходимо ответить в ходе занятия (записываются в соответствующую графу личного «Бортового журнала»).

Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных (они озвучиваются от каждой группы).

В группе каждый вписывает в индивидуальные «Бортовые журналы» выбранные группой наиболее значимые вопросы.

Стадия «Осмысление»

1. Читается лекция по теме.

2. По ходу её чтения индивидуально вписываются «ответы» на вопросы.

3. По ходу лекции происходит взаимодействие преподавателя и студента по отдельным вопросам.

Стадия «Размышление»

1. Идёт обсуждение по ходу подачи информации.

2. Творческая работа в группах по определению и формулированию возможных путей решения поставленной проблемы («Есть ли у РБ возможности участия в международном туризме и культурной дипломатии? Пути развития туризма и культурной дипломатии в современных условиях»).

3. Обмен мнениями.

4. Выводы.


 

Обоснование актуальности применения в образовательном процессе инновационных педагогических технологий (тема «Туристско-рекреационный потенциал (на примере Республики Беларусь)»)

Выделяют методы:

а) по источникам знаний: словесные, наглядные и практические.

б) по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Актуальность применения новых технологий состоит в том, что современные педагогические технологии акцентируют внимание на деятельности учащегося. Современные технологии предполагают активную деятельность обучающихся во время занятий и формирование, таким образом, новых умений и навыков.

Применение подобной технологии для выбранной темы облегчает понимание и способствует ускоренному развитию умений и навыков в определении туристско-рекреационного потенциала, а также в проведении SWOT-анализа.

 

Характеристики современных технологий.

В качестве основы для темы «Туристско-рекреационный потенциал (на примере Республики Беларусь)» выбрана технология критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося с лекционным материалом. Это работа целенаправленная и осмысленная. Процесс прослушивания лекции сопровождается таким действием обучающегося как составление таблиц, ведение дневника и др., которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе обучающийся формирует личностное отношение к предложенному материалу и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить:

· выделять причинно-следственные связи;

· рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

· понимать, как различные части информации связаны между собой;

· избегать категоричности в утверждениях;

· определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

· уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности:

1. Не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как обучающийся умеет управлять этой информацией: искать, находить в ней смысл, применять в жизни.

2. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

4. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: