Способ полусухого компресса.




Втех случаях, когда олифная пленка легко поддается размягчению, лежит тонким ровным слоем или сильно деструктирована (пористая, сильно растрескав­шаяся), для ее удаления безопаснее пользоваться полусухими компрессами, которые действуют на нее парами раство­рителя. В этом случае байку слегка сма­чивают растворителем с помощью ще­тинной кисти, едва касаясь ткани. Этот способ — самый безопасный для жи­вописи.

Для такого компресса иногда исполь­зуют один и тот же кусочек байки, почти не смачивая ее заново, а просто пере­кладывая на следующий участок. В те­чение одного-двух дней такую ткань можно хранить в полиэтиленовом ме­шочке или в плотно свернутом куске по­лиэтиленовой пленки.

Способ постепенного утоньшения пленки. На толстых слоях олифной плен­ки иногда применяют способ постепен­ного утоньшения, при котором компресс накладывают повторно на один и тот же участок. Сняв скальпелем верхний слой размягченной пленки, реставратор быстро вновь накладывает на это же ме­сто полувысохший компресс и затем окончательно выравнивает пленку.

Слой, который лежит непосредствен­но на живописи, бывает гораздо тверже верхних слоев и не всегда поддается раз­мягчению тем же составом. Тогда нуж­но добавить более активно действующие растворители.

Удаление неровной по толщине плен­ки. Если пленка неодинакова по тол­щине, а также имеет пятна или наплы­вы, то использовать повторный компресс нельзя. Он может попасть на участки с обнаженной поверхностью живописи В этих случаях ставят один длительный компресс с мягким растворителем, на­пример этилцеллозольвом. Формат ком­пресса небольшой. Благодаря замедлен­ному действию он размягчает толстьк пленки или затеки ее, не перемягча соседние участки с тонким слоем. При работе нужно внимательно следить за стыками обрабатываемых участков, Нельзя допускать распространения па­ров растворителя на расчищенное сосед­нее поле, так как они вызовут разруше­ние поверхности живописи и создадут полосы протравливания. Поэтому всегда следующий компресс ставят на расстоя­нии около 1,5 мм от расчищенного участ­ка. Полоска пленки, не покрытая ком­прессом, все-таки размягчается от паров растворителя, поэтому ее удаляют сразу после снятия очередного компресса. А затем удаляют находившийся под ним участок пленки.

Способ нанесения растворителей кистью. Если на обрабатываемом участ­ке в слое олифы или лака имеются потер­тости, доходящие до поверхности кра­сочного слоя, компрессы не ставят, а на­носят растворитель кистью непосредст­венно на места сохранившейся покров­ной пленки, после чего весь участок по­крывают полиэтиленовой пленкой и ждут размягчения смоченного места. Для та­кого способа применяют наименее лету­чие активные растворители, например диметилформамид или трихлорэтилен.

Удаление сгрибленной пленки. Наи­более сложным в практике реставрации является удаление сгрибленной олифы. Сначала скальпелем, пемзой или наж­дачной бумагой утоньшают бугорки до получения ровного тонкого слоя. Можно также слегка смачивать утолще­ния сильно действующим растворите­лем с помощью кисти, немедленно удаляя скальпелем. На выровненную та­ким образом поверхность накладывают компресс обычным способом.

Сухой способ удаления пленки. Очень хрупкие покровные пленки из олифы со смолой типа канифоли иногда можно удалять сухим (механическим) спосо­бом. Предварительно их с помощью кисти смачивают растворителем. После вы­сыхания такие пленки переходят в по­рошкообразное состояние и легко уда­ляются скальпелем. Удалять их лучше на другой день после обработки раство­рителем.

Удаление пленки подогретым ком­прессом. Труднорастворимые пленки размягчают подогретыми парами раство­рителя. На компресс поверх полиэтиле­новой пленки ставят теплый утюжок (около 40°) и делают им круговые равно­мерные движения. Подогретые утюж­ком пары действуют более активно. По­догревание проводится одну-две мину­ты. Сняв компресс, необходимо как мож­но быстрее удалить размягчившийся слой. Затвердение можно замедлить на­несением подсолнечного масла или сме­си из касторового масла и этилового спирта.

Удаление пленки с помощью регенерационной коробочки. На дно коробочки размером 10x5 см и высотой около 3 см укрепляется кусочек байки, обильно смо­ченной растворителем. Если олифа раз­мягчается этиловым спиртом, то исполь­зуют его как наиболее безопасный для живописи. Коробочку опрокидывают и ставят на расчищаемый участок. Чтобы ее борта не повредили живопись, делают прокладку из толстой полиэтиленовой пленки. Выдержка бывает от одной до десяти минут. Для усиления действия паров дно коробочки сверху можно слег­ка подогреть теплым утюжком (не доль­ше одной-двух минут).

После снятия коробочки размягчен­ную пленку олифы или лака быстро уда­ляют тампоном, смоченным в этиловом спирте, не давая растворителю испа­риться с поверхности. Если пленка недо­статочно размягчилась, но набухла, то на это место ставят компресс из байки, смо­ченной тем же растворителем. Этот компресс обычно держат одну-три ми­нуты. Данный способ применяют крайне редко, только в тех случаях, когда все другие оказываются недостаточно эф­фективными. Пользоваться им разреша­ется только очень опытным художникам-реставраторам, так как малейшая оплош­ность может привести к порче живописи.

 

 

Процесс удаления потемневшей за­щитной пленки. Удаление защитной пленки со всей поверхности красочного слоя произведения проводится способом или сочетанием способов, которые были определены в процессе пробных расчи­сток. Участки пленки снимаются по­этапно, в направлении от левого верхнего угла вниз и вправо до нижнего право­го угла, чтобы правая рука, лежащая на иконе, не касалась уже расчищенных участков живописи. Все ранее раскрытые участки, особенно те, на которые прихо­дится опираться рукой в процессе ра­боты, должны быть закрыты папирос­ной или фильтровальной бумагой. Эта прокладка не должна двигаться по по­верхности живописи во время работы.

При удалении защитной пленки необ­ходимо учитывать особенности ее связи с красочным слоем. Олифа прочнее сцеп­лена со свинцовыми белилами, сажей, уксусно-медными зелеными, синими и не­которыми другими красками. В то же время связь олифной пленки с красной киноварью, желтыми охрами непрочная. Поэтому на разных участках живописи приходится удлинять или сокращать вре­мя экспозиции растворителя или варьи­ровать более слабые и более сильные растворители.

После удаления пленки проводят ее довыборку. Реставратор просматривает поверхность и удаляет скальпелем или смоченной растворителем тонкой кистью отдельные сгустки и неровности. Можно использовать для этого очень маленький тампон из ваты, намотанной на остро отточенный конец черенка кисти.

Меры безопасности. При работе с растворителями и их составами необхо­димо соблюдать следующие правила без­опасности:

— Нельзя прикасаться незащищен­ными руками к смоченной в растворите­ле ткани и тампонам, так как многие из них отрицательно действуют на кож­ный покров (вымывают жиры, сушат кожу), а некоторые, проникая через ко-

жу и попадая в кровь, приводят к раз­личным видам отравлений. Поэтому ру­ки должны быть защищены резиновы­ми перчатками или напальчниками.

— Использованные тампоны и ку­сочки байки следует хранить в закрытой стеклянной посуде, чтобы не загрязнять воздух токсичными парами.

— Растворители нужно хранить в плотно закрытых сосудах, а сами эти сосуды — в особом небольшом помеще­нии или металлических ящиках.

Глава 6. ПОЗДНЕЙШИЕ ЗАПИСИ И ИХ УДАЛЕНИЕ

 

Записями называют все слои красок, нанесенные поверх подлинной (первона­чальной) живописи и защитного покры­тия. Позднейшими их называют потому, что они делались позднее (нередко через сотни лет после создания икон).

Удаление записей принято называть раскрытием живописи.

Раскрытию живописи предшествует изучение произведения, поступившего на реставрацию. Распознать записи и автор­ский слой помогают знания реставратора.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: