ВИДЫ ЗАПИСЕЙ И ПОДБОР РАСТВОРИТЕЛЕЙ




 

Записи классифицируют по харак­теру и способу нанесения (сплошные, частичные, многослойные и однослой­ные), по материалам — темперные, мас­ляные и так далее.

Записи многослойные и однослой­ные можно разделить на сплошные, когда поверх защитного слоя заново пе­реписана вся поверхность произведения, сплошные с предварительным грунто­ванием по авторской живописи и частич­ные прописи, когда переписаны отдельные

 

детали изображения (фон, позем, венец, лик и т. д.).

Дополнения — это заново написан­ные участки изображения взамен пол­ностью утраченных деталей авторской живописи по старому (авторскому) грунту или по поздним вставкам грунта.

Чтобы правильно выбрать способ уда­ления записей и дополнений, нужно преж­де всего определить род связующего, состав пигмента и степень старения.

По роду связующих запись может быть темперной, масляной и реже кле­евой. Гораздо реже встречаются записи с такими связующими, как камеди, баль­замы, отвар пшеничных зерен для кино­вари, ультрамарина и некоторых других красок. Определяют связующее в хими­ческой лаборатории по маленькому об­разцу, взятому с произведения.

При подборе растворителей учиты­вается способность к набуханию, раз­мягчению и растворению не только свя­зующего конкретного слоя записи, но и прослоек олифы или масляного лака, на­ходящихся между разновременными слоями живописи.

Связующее темперной живописи на­бухает труднее всего и требует наибо­лее активных растворителей. Однако применять их надо очень осторожно, так как в нижнем (подлинном) слое могут оказаться легкорастворимые раствори­телями участки. Совсем не поддаются размягчению органическими раствори­телями записи, выполненные клеевыми красками. Такие записи встречаются редко. Для их размягчения используется компресс из органических растворите­лей, разбавленных водой, или из дистил­лированной воды.

Все трудноразмягчаемые записи ус­пешно удаляются, если под ними со­хранен старый защитный слой, оставлен­ный при поновлении. В этом случае раз­мягчается не столько сама поздняя за­пись, сколько лежащий под ней слой за­щитного покрытия.

Удаление масляных записей требует подбора растворителей, активно дейст­вующих на содержащееся в них отвер­девшее масло.

Химический состав пигментов оказы­вает существенное влияние на силу сцепления

 

 

записи с авторской живописью, на прочность самой записи, а от этого зави­сит выбор растворителей. Если невоз­можно проверить состав красок методом химического анализа, то при подборе растворителей руководствуются разли­чиями в оттенках цвета, фактуры, твер­дости.

Наиболее трудноразмягчаемой крас­кой является охра. Обычно эта запись наложена толстым слоем с избытком связующего (желтка). Стойкость ее к растворителям обусловлена, вероят­но, содержащимся в краске глиноземом. Поэтому для удаления используются сложные комплексы растворителей с до­бавлением некоторого количества воды. Если запись охрой имеет большую тол­щину, то перед наложением компресса ее равномерно утоныпают скальпелем.

Зато тонкие лессировочные частич­ные записи, сделанные коричневой крас­кой типа умбры или темной охрой, в ме­стах стершихся авторских охрений обыч­но размягчаются очень легко, обнажая белую поверхность левкаса в местах ста­рых утрат. Иногда частичные записи на­бухают за несколько минут под полусу­хим компрессом. Причина их слабой стойкости к растворителям не выяснена. Возможно, что их затирали не на желтке, а на камедях.

Трудно удаляются свинцовые белила, особенно если они затерты на маслах. Эта краска использовалась чаще всего не в чистом виде, а в смесях. Например, в записях ее часто использовали для голу­бых фонов и светлых одежд.

Красочная пленка, содержащая свин­цовые белила, плотная, непористая, сквозь нее трудно проходят пары раство­рителей. Если такая краска не размягча­ется чистым растворителем, то можно применить смесь РТ-5, включающую в свой состав уксусный ангидрид. Этот же растворитель может быть наиболее эф­фективным для размягчения связующих синих и зеленых красок, приготовлен­ных на основе медной синей или яри-медянки.

Ультрамарин, киноварь затирали обычно не на яичном желтке, а на водо­растворимых клеях, например гуммиара­бике, которые легко размягчаются. На­чиная с XVII века в живописи широко стали применять органические краски, затертые на камедях, бальзамах и масля­ных лаках. Некоторые из этих красок растворяются в органических раствори­телях. Таковы бакан (краска багряного или вишневого цвета), краплак и дру­гие. Этими красками писали орнамен­ты по золоту и серебру уже в начале XVI века, но особенно часто — с XVII по XX век. Тампон, смоченный в раствори­теле, при прикосновении к баканам и другим органическим краскам окрашива­ется ими. Такие краски удаляют не рас­творителями, а механическим спосо­бом — скальпелем.

Способность темперных красок раз­мягчаться в растворителях обусловле­на степенью отвердения масла в желтко­вом связующем, что прямо зависит от возраста каждого конкретного слоя. Поэтому главная закономерность та­кова: чем древнее слой темперной жи­вописи, тем более стоек он к дей­ствию растворителей и, наоборот, чем моложе, тем податливее. Однако хи­мико-физические особенности пигмен­тов и наличие того или иного связующего вносят в эту закономерность некоторые коррективы, как это было показано выше на примере охр, свинцовых белил и ряда других красок.

 

ПРОБНЫЕ РАСЧИСТКИ

 

После проведения всех предваритель­ных исследований приступают к проб­ным расчисткам, чтобы окончательно убедиться в позднем происхождении той или иной части живописной поверхно­сти, определить количество разновремен­ных слоев живописи и их свойства, подо­брать для каждого слоя комплекс раство­рителей, установить экспозицию, опреде­лить способ расчистки.

Пробные расчистки, как и все после­дующие работы по удалению записей, де­лают с использованием растворителей и в редких случаях — только скальпелем.

При этом используются те же органи­ческие растворители, инструмент и при­способления, что ипри удалении за­щитного слоя из олифы и масляного лака.

Начинают пробную расчистку на ров­ных, гладких участках поверхности произведения, сначала на полях, а за­тем на фонах, архитектуре, поземе, одежде и в последнюю очередь на изоб­ражениях.ног, рук и ликах. Ни в коем случае нельзя начинать пробную рас­чистку на ликах и других особо ответст­венных местах произведений. К таким местам, в частности, относятся нижний край ковчега и нижнее поле иконы, на ко­торых начиная с XVII века и особенно в XVIII и XIX веках художники обычно ставили свои подписи и дату.

Подбор растворителей и определение способа удаления записи. Первый этап — подбор растворителей. Опробует­ся действие компресса с растворителем или смесью растворителей. Если в тече­ние пяти—десяти минут запись начинает размягчаться, то растворитель можно считать пригодным.

Начинать пробную расчистку нужно с менее активных составов, например:

I состав

этилцеллозольв 3 части ацетон 1 часть

толуол 1 часть

II состав

ацетон 1 часть

спирт этиловый 1 часть

тетралин 5 частей

Более сильный состав — РТ-2.

Второй этап — определение времени, необходимого для размягчения всего од­нородного слоя записи, а также лежа­щего под ней защитного покрытия. При этом нижележащий красочный слой дол­жен оставаться совершенно твердым. Знать точную экспозицию компресса нужно еще и потому, что некоторые записи после первичного размягчения быстро затвердевают, даже еще находясь под действием паров растворителя. Точ­но зафиксировав время размягчения слоя записи, ее нужно быстро удалить, не дожидаясь затвердения. Задер-

жать пленку в размягченном состоянии можно, если нанести на нее масло (см. с. 93).

Третий этап — определение способа удаления размягченной краски.

Слой записи можно удалить, ставя компресс один раз или многократно. Для удаления слоя используются скаль­пель или тампон, смоченный маслом, спиртом или растворителем.

Пробная расчистка многослойных записей. При многослойных записях де­лается ступенчатая проба, в которой каждый следующий участок расчистки выявляет нижележащий слой. Цель та­кой пробы — определить количество сло­ев, их характер и сохранность (ил. 86, 88, 89).

Обычно применяют один и тот же растворитель для всех слоев записи, из­меняя только экспозицию компрессов. По мере продвижения к более древним слоям экспозиция обычно увеличива­ется.

Пробные расчистки делают по сле­дующей схеме. Сначала выделяют кон­трольный участок (0), а ниже участок АБВГ, с которого удаляют весь верхний слой краски. Для этого его разбивают на несколько небольших участков (1, 2, 3), каждый из которых служит для подбора растворителя и определения экспозиции компресса. На участок 1 ставят компресс с наиболее слабым растворителем и с наименьшей экспозицией. Если действие его недостаточно, то участок 1 оставляют нерасчищенным до окончательного под­бора растворителя и переходят на уча­сток 2, применяя более сильный раство­ритель или растворитель первого участка, но с более длительной экспозицией (иногда увеличенную экспозицию дают и хтя более сильного растворителя). Если новый растворитель также недостаточно хорошо размягчает, то переходят на участок 3 и испытывают еще один рас­творитель. Если этот растворитель подо­бран удачно, то с ним отрабатывают спо­соб удаления первого слоя записи на всем участке АБВГ, после чего этот уча­сток тщательно выравнивают, чтобы не осталось нерасчищенных мест стыков маленьких участков (1, 2, 3) или неудаленных частиц записи и олифной пленки.

 

 

Затем таким же образом определяется способ удаления второго слоя записи. При этом каждый раз сохраняют узкую полоску очередного слоя записи. Такую ступенчатую схему, как показано на фо­тографии, оставляют в качестве контрольного участка до окончания ре­ставрации (ил. 89).

Количество участков зависит от то­го, как скоро удается подобрать под­ходящий растворитель и способ удаления записей.

Результаты всех пробных расчисток постоянно записывают в дневник рестав­рации и руководствуются ими при рас­чистке всего произведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: