Записи классифицируют по характеру и способу нанесения (сплошные, частичные, многослойные и однослойные), по материалам — темперные, масляные и так далее.
Записи многослойные и однослойные можно разделить на сплошные, когда поверх защитного слоя заново переписана вся поверхность произведения, сплошные с предварительным грунтованием по авторской живописи и частичные прописи, когда переписаны отдельные
детали изображения (фон, позем, венец, лик и т. д.).
Дополнения — это заново написанные участки изображения взамен полностью утраченных деталей авторской живописи по старому (авторскому) грунту или по поздним вставкам грунта.
Чтобы правильно выбрать способ удаления записей и дополнений, нужно прежде всего определить род связующего, состав пигмента и степень старения.
По роду связующих запись может быть темперной, масляной и реже клеевой. Гораздо реже встречаются записи с такими связующими, как камеди, бальзамы, отвар пшеничных зерен для киновари, ультрамарина и некоторых других красок. Определяют связующее в химической лаборатории по маленькому образцу, взятому с произведения.
При подборе растворителей учитывается способность к набуханию, размягчению и растворению не только связующего конкретного слоя записи, но и прослоек олифы или масляного лака, находящихся между разновременными слоями живописи.
Связующее темперной живописи набухает труднее всего и требует наиболее активных растворителей. Однако применять их надо очень осторожно, так как в нижнем (подлинном) слое могут оказаться легкорастворимые растворителями участки. Совсем не поддаются размягчению органическими растворителями записи, выполненные клеевыми красками. Такие записи встречаются редко. Для их размягчения используется компресс из органических растворителей, разбавленных водой, или из дистиллированной воды.
Все трудноразмягчаемые записи успешно удаляются, если под ними сохранен старый защитный слой, оставленный при поновлении. В этом случае размягчается не столько сама поздняя запись, сколько лежащий под ней слой защитного покрытия.
Удаление масляных записей требует подбора растворителей, активно действующих на содержащееся в них отвердевшее масло.
Химический состав пигментов оказывает существенное влияние на силу сцепления
записи с авторской живописью, на прочность самой записи, а от этого зависит выбор растворителей. Если невозможно проверить состав красок методом химического анализа, то при подборе растворителей руководствуются различиями в оттенках цвета, фактуры, твердости.
Наиболее трудноразмягчаемой краской является охра. Обычно эта запись наложена толстым слоем с избытком связующего (желтка). Стойкость ее к растворителям обусловлена, вероятно, содержащимся в краске глиноземом. Поэтому для удаления используются сложные комплексы растворителей с добавлением некоторого количества воды. Если запись охрой имеет большую толщину, то перед наложением компресса ее равномерно утоныпают скальпелем.
Зато тонкие лессировочные частичные записи, сделанные коричневой краской типа умбры или темной охрой, в местах стершихся авторских охрений обычно размягчаются очень легко, обнажая белую поверхность левкаса в местах старых утрат. Иногда частичные записи набухают за несколько минут под полусухим компрессом. Причина их слабой стойкости к растворителям не выяснена. Возможно, что их затирали не на желтке, а на камедях.
Трудно удаляются свинцовые белила, особенно если они затерты на маслах. Эта краска использовалась чаще всего не в чистом виде, а в смесях. Например, в записях ее часто использовали для голубых фонов и светлых одежд.
Красочная пленка, содержащая свинцовые белила, плотная, непористая, сквозь нее трудно проходят пары растворителей. Если такая краска не размягчается чистым растворителем, то можно применить смесь РТ-5, включающую в свой состав уксусный ангидрид. Этот же растворитель может быть наиболее эффективным для размягчения связующих синих и зеленых красок, приготовленных на основе медной синей или яри-медянки.
Ультрамарин, киноварь затирали обычно не на яичном желтке, а на водорастворимых клеях, например гуммиарабике, которые легко размягчаются. Начиная с XVII века в живописи широко стали применять органические краски, затертые на камедях, бальзамах и масляных лаках. Некоторые из этих красок растворяются в органических растворителях. Таковы бакан (краска багряного или вишневого цвета), краплак и другие. Этими красками писали орнаменты по золоту и серебру уже в начале XVI века, но особенно часто — с XVII по XX век. Тампон, смоченный в растворителе, при прикосновении к баканам и другим органическим краскам окрашивается ими. Такие краски удаляют не растворителями, а механическим способом — скальпелем.
Способность темперных красок размягчаться в растворителях обусловлена степенью отвердения масла в желтковом связующем, что прямо зависит от возраста каждого конкретного слоя. Поэтому главная закономерность такова: чем древнее слой темперной живописи, тем более стоек он к действию растворителей и, наоборот, чем моложе, тем податливее. Однако химико-физические особенности пигментов и наличие того или иного связующего вносят в эту закономерность некоторые коррективы, как это было показано выше на примере охр, свинцовых белил и ряда других красок.
ПРОБНЫЕ РАСЧИСТКИ
После проведения всех предварительных исследований приступают к пробным расчисткам, чтобы окончательно убедиться в позднем происхождении той или иной части живописной поверхности, определить количество разновременных слоев живописи и их свойства, подобрать для каждого слоя комплекс растворителей, установить экспозицию, определить способ расчистки.
Пробные расчистки, как и все последующие работы по удалению записей, делают с использованием растворителей и в редких случаях — только скальпелем.
При этом используются те же органические растворители, инструмент и приспособления, что ипри удалении защитного слоя из олифы и масляного лака.
Начинают пробную расчистку на ровных, гладких участках поверхности произведения, сначала на полях, а затем на фонах, архитектуре, поземе, одежде и в последнюю очередь на изображениях.ног, рук и ликах. Ни в коем случае нельзя начинать пробную расчистку на ликах и других особо ответственных местах произведений. К таким местам, в частности, относятся нижний край ковчега и нижнее поле иконы, на которых начиная с XVII века и особенно в XVIII и XIX веках художники обычно ставили свои подписи и дату.
Подбор растворителей и определение способа удаления записи. Первый этап — подбор растворителей. Опробуется действие компресса с растворителем или смесью растворителей. Если в течение пяти—десяти минут запись начинает размягчаться, то растворитель можно считать пригодным.
Начинать пробную расчистку нужно с менее активных составов, например:
I состав
этилцеллозольв 3 части ацетон 1 часть
толуол 1 часть
II состав
ацетон 1 часть
спирт этиловый 1 часть
тетралин 5 частей
Более сильный состав — РТ-2.
Второй этап — определение времени, необходимого для размягчения всего однородного слоя записи, а также лежащего под ней защитного покрытия. При этом нижележащий красочный слой должен оставаться совершенно твердым. Знать точную экспозицию компресса нужно еще и потому, что некоторые записи после первичного размягчения быстро затвердевают, даже еще находясь под действием паров растворителя. Точно зафиксировав время размягчения слоя записи, ее нужно быстро удалить, не дожидаясь затвердения. Задер-
жать пленку в размягченном состоянии можно, если нанести на нее масло (см. с. 93).
Третий этап — определение способа удаления размягченной краски.
Слой записи можно удалить, ставя компресс один раз или многократно. Для удаления слоя используются скальпель или тампон, смоченный маслом, спиртом или растворителем.
Пробная расчистка многослойных записей. При многослойных записях делается ступенчатая проба, в которой каждый следующий участок расчистки выявляет нижележащий слой. Цель такой пробы — определить количество слоев, их характер и сохранность (ил. 86, 88, 89).
Обычно применяют один и тот же растворитель для всех слоев записи, изменяя только экспозицию компрессов. По мере продвижения к более древним слоям экспозиция обычно увеличивается.
Пробные расчистки делают по следующей схеме. Сначала выделяют контрольный участок (0), а ниже участок АБВГ, с которого удаляют весь верхний слой краски. Для этого его разбивают на несколько небольших участков (1, 2, 3), каждый из которых служит для подбора растворителя и определения экспозиции компресса. На участок 1 ставят компресс с наиболее слабым растворителем и с наименьшей экспозицией. Если действие его недостаточно, то участок 1 оставляют нерасчищенным до окончательного подбора растворителя и переходят на участок 2, применяя более сильный растворитель или растворитель первого участка, но с более длительной экспозицией (иногда увеличенную экспозицию дают и хтя более сильного растворителя). Если новый растворитель также недостаточно хорошо размягчает, то переходят на участок 3 и испытывают еще один растворитель. Если этот растворитель подобран удачно, то с ним отрабатывают способ удаления первого слоя записи на всем участке АБВГ, после чего этот участок тщательно выравнивают, чтобы не осталось нерасчищенных мест стыков маленьких участков (1, 2, 3) или неудаленных частиц записи и олифной пленки.
Затем таким же образом определяется способ удаления второго слоя записи. При этом каждый раз сохраняют узкую полоску очередного слоя записи. Такую ступенчатую схему, как показано на фотографии, оставляют в качестве контрольного участка до окончания реставрации (ил. 89).
Количество участков зависит от того, как скоро удается подобрать подходящий растворитель и способ удаления записей.
Результаты всех пробных расчисток постоянно записывают в дневник реставрации и руководствуются ими при расчистке всего произведения.