СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Об Образовательном проекте «Достоевский и современность»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Комплексный образовательный проект «Достоевский и современность» является комплексной воспитательно-просветительской программой, реализуемой в год 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского в Пермском крае во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина № 424 от 24 августа 2016 года «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».

По данным ЮНЕСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Писатель Валентин Распутин писал: «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён мировой литературы, впереди или позади кого-то, а над ними, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеко-направленного и вечного, чем Достоевский».

По многочисленным социологическим опросам личность и герои Достоевского неизменно привлекают молодых людей, его мысли и идеи не теряют значимости, как не теряет значимости душевная и духовная жизнь человека. В наше время, когда педагогами и психологами отмечается у молодежи «задержка развития души», инфантилизация, кризис ответственности, разрушение иерархии, «переворачивание» ценностей и смыслов, несоответствие между внутренней реальностью человеческой души и внешними масками состоятельности и социальной успешности, − обращение к наследию Достоевского может дать опору и поддержку в формировании целостного, непротиворечивого мировоззрения, духовно-нравственной сферы молодой личности.

Обращение к творчеству Достоевского, в котором наиболее глубоко раскрылась и обрела имя «русская идея» – это и важная часть патриотического воспитания. Немаловажным для современного жителя Прикамья является и знание причастности великого русского гения к истории нашей малой родины, о чем почти не говорится в рамках образовательного процесса. Достоевский был в Перми и упоминал о ней в своих произведениях. Благодаря усилиям Пермского регионального отделения Российского общества Ф.М.Достоевского в столице Прикамья появилась улица Достоевского, разработан проект памятника великому писателю.

В методологических документах современного образования обозначено: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»). Но на деле отсутствуют реальные модели подготовки педагогов к реализации этого государственного заказа, что усугубляется эклектичным состоянием духовно-нравственной сферы личности педагога и учащегося, несформированностью смысложизненных ориентиров. Помочь формированию внутреннего мира человека – юного и взрослого − безусловно, способна мысль великого русского гения, педагога, знатока человеческих душ, ставшего воспитателем целых поколений читающих и думающих людей.

Несмотря на то, что Достоевский остается одним из самых читаемых русских классиков, часто знание творчества писателя ограничивается у молодых людей рамками урока, расхожими штампами, вызванными формальным преподаванием, нежеланием читать длинные тексты. Как результат − высказывания старшеклассников, считающих произведения Достоевского «слишком тяжелыми», а самого писателя «депрессивным, «воспевающим слабость», и даже «маниакальным». Кажется, нами утрачены те «ключи» к творчеству великого русского гения, которые позволили бы понимать мысль писателя, который, по его собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека», исследованием человеческой души. Между тем современная культура не содержит импульсов для обращения молодежи к Достоевскому. Потому что те ценности, которые он утверждает, отчасти противостоят тому, что активно навязывается «культурой потребления». И, хотя большинству молодых людей бывает непросто разобраться в художественном мире автора, где силы добра и зла существуют в постоянном противоборстве, а на протяжении всего повествования ведётся глубочайший психологический анализ душевного состояния героев и их поступков, однако именно в моменты взросления человека чрезвычайно важным становится постижение им жизненных смыслов, следовательно, поддержание интереса к творчеству классика в молодёжной среде не только возможно, но и необходимо.

 

ОРГАНИЗАТОРЫПРОЕКТА

Комплексный образовательный проект «Достоевский и современность» реализуетсяОтделом образования Пермской епархии, Фондом сохранения и развития традиций «Отчий дом» при поддержке Администрации губернатора Пермского края, Администрации города Перми, ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермского отделения Российского общества Ф.М. Достоевского.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

- учащиеся образовательных организаций всех типов;

- учителя русского языка и литературы общеобразовательных школ, учителя предметов гуманитарного профиля, педагоги дополнительного образования;

- студенты высших образовательных учреждений г. Перми;

- родители.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью проекта является открытие и актуализация личностных ценностных смыслов педагогов и обучающихся, мировоззренческое и нравственное воспитание через глубокое и всестороннее изучение жизни, творчества и мировоззрения Ф. М. Достоевского, способствующее осознанному нравственному поведению, нравственной саморегуляции и развитию личности в ситуации современных социокультурных вызовов.

Задачи проекта:

- объединить усилия государственных, религиозных и общественных структур, заинтересованных в реализации целей проекта;

- разработать пакет методических материалов для реализации проекта, провести комплекс мероприятий по подготовке педагогов к реализации целей и мероприятий проекта;

- организовать процесс информационной поддержки проекта, создать единый информационный ресурс для размещения материалов по реализации проекта;

- организовать проведение основных мероприятий проекта: лекций, семинаров, уроков и внеклассных мероприятий в образовательных организациях Пермского края, Краевого конкурса методических материалов, молодежных игр и студенческого форума.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА:

- методические семинары для педагогов (сентябрь 2021 г.);

- публичные лекции профессора кафедры русской литературы ПГНИУ, председателя Пермского регионального отделения Всероссийского общества им. Ф.М. Достоевского, доктора филологических наук О.И.Сыромятникова (сентябрь 2021 г.);

- Краевой конкурс методических материалов «Открываем Достоевского» (сентябрь-октябрь 2021 г.);

- VIII Молодежные историко-просветительские игры «MagistraVitae» «Достоевский: в поисках смыслов» (сентябрь-ноябрь 2021 г.);

- студенческий форум (ноябрь 2021 г.);

- уроки и внеурочные занятия (ноябрь 2021 г. – февраль 2022 г.).

СРОКИ И ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ

Проект реализуется в течение 8 месяцев (с августа 2021 г. по март 2022 г.).

Реализация проекта предполагается в несколько этапов.

Подготовительный этап (август-сентябрь 2021 г.):

- формирование координационного совета с участием представителей организаторов и партнеров проекта, педагогов-тьюторов, обсуждение и уточнение плана реализации, этапов проекта, распределение обязанностей;

- создание сообщества «Достоевский и современность» в социальной сети «ВКонтакте»;

- презентация проекта в рамках тематической программы выставки «Православная Русь» (ВЦ «Пермская ярмарка»).

- отбор методических материалов, формирование «методического портфеля» в помощь педагогам-участникам проекта,

- подготовка и рассылка информационных писем о мероприятиях проекта в управления образования территорий Пермского края и образовательные организации, приём заявок от участников;

- проведение публичных лекций профессора ПГНИУ, председателя Пермского регионального отделения Российского общества Ф.М.Достоевского, доктора филологических наук, О.И.Сыромятникова;

- организация методических семинаров в территориях Пермского края;

Основной этап (октябрь 2021 г. – февраль 2022 г.):

- подведение итогов Краевого конкурса методических разработок «Открываем Достоевского», награждение победителей, публикация лучших сценариев уроков;

- проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний и конференций по творчеству Ф.М.Достоевского в образовательных организациях Пермского края;

- организация и проведение отборочных этапов и финала Молодежных историко-просветительских игр «Magistra Vitae», награждение команд-победителей;

- проведение студенческого форума, посвященного 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского, пленарного заседания и дискуссионных площадок.

Заключительный этап (февраль - март 2022 г.):

- сбор и анализ отчетов педагогов о проведении уроков по творчеству Достоевского в рамках проекта, отзывов учащихся и студентов;

- публикация итоговой информации по проекту, интервью с участниками проекта в группе проекта «ВКонтакте», интернет ресурсах участников проекта, на сайтах партнеров проекта, в СМИ;

- заседание координационного совета, обсуждение итогов и дальнейших перспектив развития проекта;

- изготовление и вручение благодарственных писем тьюторам, наиболее активным участникам (педагогам, учащимся, образовательным учреждениям) и партнерам проекта в рамках Краевой конференции «Духовно-нравственные ценности в русской культуре» (12 марта);

- составление финансовой и аналитической отчетности по проекту.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В качестве ожидаемых количественных результатов проекта можно назвать:

- проведение не менее 300 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского в 100 школах Пермского края;

- участие в проекте, как минимум, 6 000 учащихся и студентов;

- сбор и размещение на информационной платформе методических материалов в помощь педагогам по проведению уроков по духовно-нравственной проблематике творчества Ф.М.Достоевского;

- выпуск видеофильма о реализации проекта.

К качественным результатам проекта относятся:

- повышение заинтересованности учителей в неформальном подходе к преподаванию творчества Достоевского, ориентация на решение нравственных проблем в диалоге с учащимися (оценивается по итогам аналитических записок, отзывов, результатов творческой активности педагогов, выраженной в разработке авторских уроков, мероприятий);

- повышение у молодежи (учащихся и студентов Пермского края) интереса к творчеству Достоевского, функциональной грамотности в области чтения русской классической литературы, выявление глубинных смысловых ориентиров в творчестве писателя и обращение внимания к собственному внутреннему миру, своему духовному становлению (оценивается по итогам анкетирования, отзывам учащихся, творческим работам участников игр «Magistra Vitae», активности участников дискуссионных площадок);

- опыт сотрудничества светских и церковных учреждений в проведении комплексных проектов духовно-нравственной направленности для молодежи.

 

ПАРТНЕРЫПРОЕКТА

Информационная поддержка:

- Министерство образования и науки Пермского края;

- Департамент образования Администрации города Перми.

 

Организационная поддержка:

- Пермская Митрополия Русской Православной Церкви (Отделы образования Кудымкарской, Соликамской епархий);

- ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»;

- МАУСО «Дом учителя» г. Перми;

- Исторический парк «Россия – Моя история»;

- МАОУ «СОШ №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля им. В.Н. Татищева» г. Перми;

- МАОУ «СОШ № 9 им. А.С.Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»;

- АНО «Духовно-просветительский центр «Георгиевский дом».

Консультационная поддержка:

- Пермское отделение Российского общества Ф.М. Достоевского;

- Пермская краевая детская библиотека им. Л.И.Кузьмина;

- МБУК города Перми «Объединение муниципальных библиотек».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: