Применение радиоактивных изотопов.




Тема: «Радиоактивные изотопы».

Цель урока: Способствовать формированию понятия радиоактивности посредством изучения радиоактивных изотопов.

Задачи: А) дидактические: Способствовать формированию научной картины мира на основе национальных представлений.

Б) Воспитательные: Способствовать сохранению родных языков, культуры и чувства патриотизма у детей народов Севера.

В) Развивающие: продолжить развитие компетентности учащихся, помогающий быть наиболее деятельным, значимым в своей родной природной среде. Способствовать развитию аналитического мышления, умение синтезировать и обобщать полученные знания.

 

Тип урока: комбинированный урок

Проблема урока: Все мы прекрасно знаем о действиях радиации на живой организм, знаем об опасности, которая таится внутри атома, но вопрос: всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?

 

Структура урока

1. Организационный момент – организация рабочего места, объявление темы, цели и мотивации урока. Техника безопасности в кабинете физика.

2. Актуализация знаний – репродукция пройденного материала.

А) Физический диктант (письменно):

1) N147 (2α, β)

2) U23892→ n10+?

3) N=N0*?

4)? + Н31 = Не42 +n10

Б) Основные понятия (устно):

· Радиоактивность

· Нуклоны

· Альфа-распад

· Бета-распад

· Период полураспада

· Закон радиоактивного распада

· Ядерная реакция

· Термоядерный синтез

· Деление ядра урана

· Доза излучения

Радиоактивные изотопы.

Проблемный вопрос: Все мы прекрасно знаем о действиях радиации на живой организм, знаем об опасности, которая таится внутри атома, но вопрос: всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?

 

1911 г - анг. химик Фредерик Содди высказал предположение о существовании элементов с одинаковыми химическими свойствами, но разной радиоактивностью.

Изотоп (др.-греч. ί̓σος «равный, одинаковый, подобный» + τόπος «место, страна»)- разновидность одного и того же химического элемента, отличающийся от других разной атомной массой.

Примеры: а) Н11 - водород, Н12 – дейтерий, Н13- тритий

б) С126 – углерод С136 –углерод, С146-углерод.

Какой углерод стабилен? Какой радиоактивный?

В) U23492, U235 92, U238 92 – самые распространенный изотоп в природе, всего у урана 14 изотопов.

???Как можно использовать эти радиоактивные изотопы?

 

Применение радиоактивных изотопов.

           
   
 
 
   
 

 

 


Топливо для АЭС Археология

Медицина Промышленность

и сельское хозяйство

Топливо для АЭС - в основном изотоп урана U92235 – в природе он встречается редко, поэтому его получают при помощи ядерной реакции, а также плутон – трансурановый элемент.

Трансурановые элементы – это химические элементы, с порядковым номером больше 92 (после урана).

Медицина – лечение рака, йодирование, исследование органов с помощью меченных атомов

«Меченые атомы»- это радиоактивные изотопы, которые легко можно обнаружить по их альфа, бета и гамма излучению.

Промышленность и сельское хозяйство - контроль износа поршневых двигателей внутреннего сгорания, диффузия металлов, удобрение сельскохозяйственной продукции, борьба с вредителями.

Археология – определение возраста археологических находок (мумии, мамонты, динозавры и т.д).

Радиоуглеродный анализ.

Радиоуглеро́дныйана́лиз — разновидность радиоизотопной датировки, применяемая для определения возраста биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного изотопа 14-C по отношению к стабильным изотопам углерода. Предложен Уиллардом Либби в 1946 году (Нобелевская премия по химии, 1960).

 

Все растения, животные и люди содержат немного радиоизотопного углерода 14. В живых объектах его количество остается неизменным, поскольку углерод постоянно используется и замещается новыми. Однако после смерти организма содержание углерода -14 постепенно падает, так как его восполнение уже не происходит. Предметы из археологических раскопок, например кости, кожа или бивни мамонта можно датировать по содержанию в них углерода-14, так как известен период полураспада углерода-14.

Предположим, что мы обнаружили череп мамонта и хотим провести датирование, чтобы определить, насколько давно он жил. Мы можем измерить в лаборатории, сколько атомов углерода-14 сохранилось в черепе. Если предположить, что в костях мамонта изначально присутствовало такое же количество атомов углерода-14, которое содержится в костях современных животных (в среднем, один атом углерода-14 на один триллион атомов обычного углерода -12), то, зная период полураспада радиоуглерода, мы можем рассчитать, насколько давно умер мамонт.

На территорию Якутии приходится около 80 % всех находок останков мамонтов в мире и других ископаемых животных с сохранившимися мягкими тканями. В 1799 году впервые в мире в дельте реки Лены в районе Быковского мыса охотником О. Шумаховым была обнаружена почти полная туша крупного мамонта.

Одной из сенсационных находок, получивших всемирную известность, была туша Березовского мамонта. Захоронение его было обнаружено в 1900 году на берегу Березовки (правый приток р. Колымы) охотником С. Тарабукиным.

В 1910 году были раскопаны останки трупа мамонта, найденные в 1906 году А. Гороховым на реке Этерикан, на острове Бол. Ляховский. У этого мамонта сохранились почти полный скелет, фрагменты мягких тканей на голове и других частях тела, а также волосы и остатки содержимого желудка.

В 1991 году в г. Якутске создан единственный в мире Музей мамонта Института прикладной экологии Севера. Здесь представлены три полностью восстановленных скелета мамонта, шерстистого носорога, бизона, мумия дикой лошади, часть шкуры мамонта и многие другие находки.

Диагностика.

Вопросы (устно):

· Трансурановые элементы

· Меченные атомы

· Радиоуглеродный анализ

· Нуклоны

· Альфа-распад

· Бета-распад

· Период полураспада

· Закон радиоактивного распада

· Радиоактивность

Так всегда ли радиоактивные элементы приносят вред человечеству? Каковы полезные свойства этих элементов? Как мы можем использовать их в мирных целях?

Домашнее задание.

Написать развернутые ответы на вопросы и прислать на электронную почту KMA1986MAX@MAIL.RU

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: