Классификация методов психологии. Этапы психологического исследования.




Особенности психологии как науки: ее предмет, задачи, отрасли и направления

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.Свое название психология берет от греческих слов psyche (душа) и logos (учение). Предмет. Психика человека и животных. Задача: основной З. является изучение внутреннего мира человека, и предмета психологии. Отрасли и направления: фундаментальные – создают базу для понимания психики, источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека (общая психология, социальная психология, дифференициальная психология, психология развития. Прикладные – психологические науки порождены запросами практики, помогают решать текущие проблемы в жизни людей (юридическая психология, психология труда, инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология. Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли (общая психология). Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфере, медицине, технике и т.д.

 

 

Понятие о методологии. Методологические принципы современной психологии.

Методология психологии – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека. Соотношение методологии и теории: теория представляет собой результат процесса познания, а методология способ достижения и построения этого знания.В настоящее время Ярошевский и Петровский выделяют 3 основных методологических принципов: - принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Принцип детерминизма (причинности). Все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Все явления материалистического мира, связаны между собой причинно-следственными отношениями. Психика человека определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Актуальное состояние психики и поведения человека, обусловлено предшествующими событиями его жизни. А все многообразие человеческой жизнедеятельности определяется взаимоотношением 2-х факторов: наследственность и биосоциальная среда. Принцип системности предполагает рассмотрение психических явлений, как внутренне взаимосвязанных компонентов целостной психической организации. Главное в системном подходе изучение взаимосвязей элементов, из которых состоит система, а не самих элементов. Согласно этому принципу человек рассматривается открытой, динамической системой. Принцип развития (генетический принцип)- психика высоко динамичный процесс и может изучаться только в развитии. Психологическое развитие может включать количественные и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В развитии заложен всеобщий принцип существования. Принцип единства сознания и деятельности. Введен Рубинштейном, Леонтьевым, Ананьевым в 30-е годы. Не может быть деятельность без сознания, а сознание без деятельности. Этот принцип позволил через деятельность изучать сознание.

 

Классификация методов психологии. Этапы психологического исследования.

Классификация: Эмпирические методы: Наблюдение (внешнее, внутреннее (самонаблюдение, интроспекция), включенное, стороннее, стандартизированное). Опрос (устный, письменный, интервью, анкетирование, беседа). Метод анализа результатов деятельности (анализ творчества, библиографический метод). Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий). Тестирование (бланковые, аппаратурные). Методы коррекции и психотерапии (аутотренинг, психотерапия, групповой тренинг). Организационный метод: Поперечных срезов (разный возраст). Лонгитюдный – продольных срезов (одни и те же лица в онтогенезе). Сравнительный метод (в зоопсихологии, клинической психологии, разные субъекты на один и тот же предмет). Комплексные методы (исследование разными специалистами: физиологи, врачи, психологи). Методы обработки данных: (количественные, статистические, качественные). Моделирование: (математическое, логическое, техническое, кибернетическое). Этапы: 1. Организационно – подготовительный этап. Формулировка цели, задач, объекта, предмета исследования. 2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза – выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. 3.Методический этап. Выбор и разработка методического инструментария. Строится общая схема проведения исследования. 4. Экспериментальный этап. Сбор материала, подтверждение гипотезы. 5. Аналитический этап. Этап научных размышлений о том, что получилось.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: