Вторые шаги. Как не тупить




Научно-исследовательская работа

Работа с научным руководителем обычно начинается с решения несколько пробных задачек и/или чтения нескольких статей по теме будущей НИР, возможно, на английском языке. Затем вам будет дана основная задача, которая в перспективе должна перерасти в тему выпускной работы.

Получив очередное задание, не стесняйтесь обратиться за дополнительными разъяснениями. Гораздо хуже, если вы, закопавшись, надолго пропадёте, так ничего и не сделав.

Другая распространённая ошибка — откладывать научную работу на потом. Обычно руководитель рассчитывает, что ваша работа вольётся в общее исследование и ожидает определённых результатов к определённым срокам. Если вы справляетесь с первой задачкой быстро, то получаете усложнение, потом следующее, и к концу учёбы набегают ощутимые результаты. Если же студент вспоминает про НИР в конце семестра (года, последнего курса) и начинает решать поставленную изначально простую задачу, то и работа получается слишком простая и никому не нужная. Практически невозможно за пару недель сделать нечто стоящее. Неудивительно, если такая курсовая или выпускная работа будет оценена не выше тройки.

НИРом надо заниматься постоянно. Хорошие идеи появляются в результате многократных совместных обсуждений, причём не сразу. Необходимо время, чтобы разобраться в причинах неудач первых экспериментов, придумать лучший алгоритм, что-то понять и доказать о его свойствах. Поэтому хорошую курсовую работу объективно можно сделать только за пару семестров.

Ваш руководитель имеет право быть занятым, не находить времени прочитать присланный вами материал в течение целой недели (двух, трех,…), очередной раз переносить встречу еще на неделю позже, и оказывать прочие знаки невнимания. Это нормально. Израсходуйте образовавшееся время на то, чтобы самостоятельно понять, что делать дальше или заняться самообразованием. Никто не даст студенту тему, по которой в мире нет ни одной публикации. Не забывайте про поиск в Google, GoogleScholar, arXiv, CiteSeer, Sci-Hub. Название теории, или алгоритма, или формулы, которые вы обсуждали с руководителем — это уже ключевые слова для поиска. Найдите сайты топовых научных конференций в вашей области и узнайте, какими проблемами сейчас занимается научное сообщество. Будьте готовы к тому, что даже поверхностное знакомство отнимет много времени, и многое будет не понятно. Но зато у вас появятся правильные вопросы. Откопайте самые последние работы по вашей теме — это лёгкий способ показать вашу заинтересованность и обратить на себя внимание научного руководителя.

Не бойтесь ошибаться. Вы учитесь сложному делу, поэтому никто Вас не осудит, если будет получаться не всё и не сразу. Помните, что научное сообщество ценит творчество, трудолюбие и тягу к знаниям. Оно в целом очень демократично и очень доброжелательно. Если ваш научный руководитель оказался не таким, смените его скорее. Психологический дискомфорт от общения для некоторых людей оказывается сильным демотиватором и тормозом в работе.

Резюмируем:

1. Работайте постоянно.

2. Руководитель не обязан направлять каждый ваш шаг.

3. Инициатива не наказуема.

4. Вы имеете право на ошибку.

Вторые шаги. Как не тупить

Короткий ответ такой: «не ленитесь думать и работать самостоятельно».

Длинный ответ. Научная проблема никогда не бывает до конца понятной. Научный руководитель может понимать чуть больше, чем вы. Однако он может не знать во всех деталях, как её решать. Вы ему именно для этого и нужны. Есть простой алгоритм, как не тупить и не топтаться на месте в условиях неопределённости задания.

1. Составьте полный список вопросов, что вам не понятно, чтобы дойти до цели.

2. Напишите три варианта ваших ответов на каждый вопрос. Обсудите их с научным руководителем. Разговор «какой из трёх вариантов лучше» всегда конструктивнее разговора «придумайте за меня сами, как всё это сделать».

3. Выберите для каждого вопроса из трёх вариантов самый простой с точки зрения реализации.

4. Выполните всё задание от начала до конца, чтобы заработало хоть что-то. Если это задача анализа данных, то надо обязательно дойти до оценивания качества решений. Обсудите первые результаты с руководителем.

5. Постепенно, по одной, заменяйте заплатки на более разумные варианты и смотрите, что улучшается.

Это универсальная блок-схема для тех, кто любит полную ясность до начала работы, а иначе будет сомневаться до бесконечности (распечатать крупно и повесить на стенку). Возможно, вы не такой, и лично вам будет нужен другой алгоритм успеха. Универсальных рецептов для всех не существует.

Тема, задача, материал

Самое время уточнить терминологию. Что имеется в виду, когда говорится тема, задача, материал — это одно и то же или разные вещи?

Тема — это довольно широкое направление исследований. Предполагается, что по этой теме вы защитите выпускную работу. Постановки задач внутри темы могут слегка изменяться в процессе работы. Например, вы (или руководитель) можете осознать, что изначально сформулированные задачи слишком сложны или слишком просты, или успели потерять актуальность.

Задача — это нечто более конкретное. Задача имеет четкую постановку. У задачи есть ДНК — Д ано, Н айти и К ритерии качества решения. В отличие от темы, у задачи может быть решение. Задача может быть простой или сложной. Никто не даст вам сразу очень сложную задачу. Предлагая простую задачу, руководитель обычно старается рассказать, какими могут быть следующие — чтобы было интересно и угадывалась перспектива. Если вам кажется, что у поставленной задачи нет ДНК (например, не понятны критерии), значит, руководитель хочет посмотреть, как вы сами уточните постановку, чтобы проверить вашу фантазию и самостоятельность. Хотите — думайте, хотите — ищите в Гугле.

Материал — что угодно в электронном виде: набросок доказательства теоремы, результаты экспериментов, графики, исходный код программы, черновик отчета, презентации или выпускной работы. За время обучения в университете студент обязан овладеть средствами автоматизации научной и офисной деятельности, научиться производить информацию в готовом к употреблению виде.

Изучение литературы

ЭССЕ

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. В эссе выражаются индивидуальные впечатления и мнения по какому-либо конкретному поводу или вопросу.

Большой энциклопедический словарь: эссе – «это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса;

· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу;

· эссе может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;

· в содержании эссе ценна в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Как пишется эссе

1. Тема. Подумайте над её значением и смыслом. Насколько вы знаете о том, о чём собираетесь писать? Сможете ли вы предложить что-то новое и интересное по данному вопросу? Эссе славится своей оригинальностью. Даже если предмет его содержания банален, то вы обязаны предоставить небанальный взгляд на вещи.

2. Материалы. Чем вы будете руководствоваться? Хватит ли вам одного лишь жизненного и читательского опыта? Попробуйте рассмотреть различные точки зрения по вашей теме, вступить в дискуссию с некоторыми авторами или, наоборот, подхватить и развить чью-то мысль. Ваша работа должна удивлять эрудицией и ставить в тупик новаторским мышлением.

3. Концентрация идей. Не надо пытаться сказать всё сразу и обо всём. Сделайте хорошую выжимку всего того, что вы знаете по данной проблеме. Порадуйте читателя неожиданными фактами и свежими ассоциациями. Сделайте так, чтобы читать вас было не только приятно и интересно читать, но ещё и познавательно. Это особо ценно.

4. Как только вы продумали то, что хочется изложить, запишите на бумаге основные направления развития мысли и идеи. Выберите из них два-три наиболее удачных тезиса, которые и станут основойэссе. Если разветвлений будет больше, вы рискуете показаться поверхностным и непонятным. Если меньше, — то зацикленным и консервативным.

5. В начале можно кратко изложить ход своих мыслей. Записать по 2-3 предложения, в котором излагается суть основных тезисов. Затем можно добавлять необходимые примеры и детали, расширять информацию, использовать художественные средства.

6. Стиль. Постоянно следите за своей речью, перечитывайте написанное. Насколько вы логичны в своём сочинении? Четко ли сформулированы мысли? Привлекательны ли они для читателей? Не забывайте о чувстве юмора. Тонкий юмор придает эссе особую прелесть.

7. Проверка. Перечитайте и проверьте логическую связь между абзацами. Удалось ли вам раскрыть мысль? Нет ли лишних, не информативных, бессмысленных предложений? Всё ли выдержано в одном стиле? Достаточно ли аргументов?

8. Заголовок. Это - одна из главных частей вашего эссе. Заняться заголовком лучше в самом конце работы, когда вы в очередной раз перечитали получившийся текст и смогли вынести на первый план ключевые слова. Заголовок должен быть оригинальным и кратким. Соотнесите содержание эссе с его названием. Они должны полностью коррелировать.

9. Будьте честны с собой и с читателем. Не пишите о том, чего не знаете и не понимаете.

Три части эссе

· Вступление. Подготовьте почву для дальнейших рассуждений, погрузите читателя в то состояние проблемы, которое волнует вас. Это поможет читателю максимально проникнуть в ваши идеи.

· Главная часть, состоящая из тезисов. Главная мысль (или мысли) должны формулироваться чётко и кратко. Они должны быть понятны и просты. Ваша задача заключается не только в том, чтобы изложить проблему, но и в том, чтобы доказать справедливость вашего понимания ее. Помните, что всякая мысль должна быть достаточно обоснована.

· Заключительная часть, вывод, подведение итогов. Завершить ваши рассуждения следует выводом. Он должен быть кратким и четким. Только так вы сможете качественно закончить высказывание и показать ценность всего написанного.

РЕФЕРАТ

Любое исследование базируется на каких-то уже известных результатах, и вы обязаны не просто с ними ознакомиться, а внимательно их проработать, постаравшись понять в них всё.

Важное правило: как только вы прочитали статью, обязательно напишите по ней реферат. Сделайте это сразу, потом будет труднее всё вспомнить и систематизировать. Записанные рефераты позже послужат основой для обзорных параграфов отчёта, статьи, курсовой, диссертации. Очень обидно потратить потом кучу времени на то, чтобы вспомнить, в какой статье вы прочитали важный факт, на который теперь необходимо сослаться.

Хорошая практика — записывать рефераты статьей в этой Вики. Прежде, чем делать это в первый раз, посоветуйтесь с научным руководителем, насколько ваш реферат интересен и корректен, чтобы выкладывать его на всеобщее обозрение.

Реферат — это немного больше, чем просто аннотация, взятая из самой статьи. Аннотация всего лишь говорит, о чём статья, и называет главный результат. В реферате надо перечислить все основные идеи и результаты статьи. Это тренировка умения отличать важное от второстепенного. В реферате может присутствовать критический разбор статьи. Авторы, как правило, не акцентируют внимание на недостатках или ограничениях предлагаемых ими подходов, но при этом могут честно сообщать о них где-то в середине статьи. Могут существовать более поздние улучшающие результаты, о них важно упомянуть и дать ссылку — чтобы читатель случайно не подумал, что данная статья является «последним словом» в данной области науки. Если реферат пишется «для себя», то есть как часть будущей статьи или отчёта, то в нём обычно делается упор на те идеи и результаты, которые имеют прямое отношение к вашей работе; особенно, если некоторые из них вам удалось улучшить. Если реферат пишется «для сообщества», то он должен сообщать основные идеи без технических подробностей и быть полезен не только автору реферата, но и другим читателям.

Есть распространённая ошибка, которую делают не слишком старательные студенты. Прочитав одну статью, освоив один метод, они поддаются иллюзии, будто этим проблема исчерпана и ничего лучшего на эту тему в мире не придумано. Помните: научное сообщество настолько огромно, что даже в узко специальных областях написано больше, чем вы успеете за всю жизнь прочитать.

С другой стороны, не надо фанатизма — если вы прочтёте несколько сотен статей, которые есть по вашей теме, то, скорее всего, парализуете вашу фантазию. Вам начнёт казаться, что ничего нового тут изобрести невозможно. Слишком много знать — тоже вредно;)

Наилучший результат достигается, когда периоды собственного творчества чередуются с периодами глубокого изучения темы.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Научные статьи могут видоизменяться с учетом того, где именно вы будете ее презентовать – студенческая конференция, сборник или научный журнал. Далее работы делятся на первичную научную статью и обзорную научную статью. Первая описывает результаты оригинального научного исследования, а вторая посвящена рассмотрению раннее опубликованных научных статей, связанных общей темой.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства. Очень часто происходит путаница между отзывом и рецензией. Отзыв – высказанное мнение о ком-, чем-либо; оценка кого-, чего-либо. Рзаница в том, что рецензия – это официальный письменный анализ произведения, а отзыв – это всего лишь мнение кого-либо.

ПРОЕКТ

Научно исследовательский проект должен быть всегда направлен на решение практических и теоретических задач, в социально-культурном, хозяйственном или политическом направлении. Очень важно в самом начале определить актуальность вашего проекта, поэтому необходимо сформулировать и обосновать научную тему, провести предварительные теоретические исследования, оценить затраты на исследовательские работы и оценить предполагаемую эффективность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: