Предпосылки гражданского общества
Экономические | Социальные | Политико-правовые | Культурные |
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок | Большой удельный вес в обществе средних классов | Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм | Обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести |
Виды республик и их признаки
Президентская | Смешанная | Парламентская | |
1.Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2.Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах партии |
3.Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству | Двойная ответственность: перед парламентом и президентом. Вотум недоверия парламента правительству не возможен | Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства |
4.Право роспуска парламента у президента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
5.Наличие поста премьер-министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
6.Объем полномочий президента | Полномочия президента невелики, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти | Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность |
7.Современные государства | США, страны Латинской Америки | Франция, Россия | Италия, Индия, ФРГ |
Виды монархии и их признаки
Абсолютная | Дуалистическая | Парламентская | |
1.Принадлежность законодательной власти | Монарху | Разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
2.Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально – монарх, фактически – правительство | |
3.Назначение главы правительства | Монарх | Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов | |
4.Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
5.Право роспуска парламента | - (парламент) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
6.Право veto монарха на решения парламента | - | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется |
7.Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
8.Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт | Англия, Япония, Испания |
Формы государственного устройства
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация | |
1.Территория | Территория непосредственно делится на административно-территориальные единицы | Субъекты федерации имеют собственное административное деление | Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих в ее государство) |
2.Статус администра тивно-территориальных единиц | Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими | Национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью | Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава |
3.Гос. аппарат | Единая структура гос.аппарата на всей территории страны. Компетенция высших гос.органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов | Существует два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории | Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными гос.членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия, и осуществляется только с согласия органов власти соответствующих государств |
4.Гражданст во | Единое. Административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют | Двойное. Каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации | Отсутствует. Каждое государство – член конфедерации имеет свое гражданство |
5.Правовая система | Единая система права. Одна конституция, нормы, которые применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию | Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству | Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами |
6.Судебная система | Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы | Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства | Единая судебная система отсутствует |
7.Налоговая система | Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам | Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существует и налоги субъектов федерации | Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации |
8.Современ ные государства | Франция, Швеция, Турция, Египет и др. | США, ФРГ, Россия, Индия и др. | В современном мире нет, последняя конфедерация была Сенегамбия в 1981-1988 гг. |
Общественные сферы
Экономическая | Политическая | Социальная | Духовная |
Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ | Охватывает отношения, связанные со взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления | Охватывает отношения, связанные со взаимодействием классов, социальных слоев и групп | Охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки культуры и искусства |
Форма государства
Политико-правовой режим |
Форма государственного устройства |
антидемократический |
Унитарное государство |
федерация |
конфедерация |
монархия |
абсолютная |
президентская |
ограниченная |
дуалистическая |
парламентская |
парламентская |
смешанная |
Форма правления |
Форма государства |
военный |
авторитарный |
тоталитарный |
Демократический |
республика |