Формы государственного устройства




Предпосылки гражданского общества

Экономические Социальные Политико-правовые Культурные
Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок Большой удельный вес в обществе средних классов Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм Обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести

Виды республик и их признаки

  Президентская Смешанная Парламентская
1.Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании парламента
2.Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах партии
3.Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Двойная ответственность: перед парламентом и президентом. Вотум недоверия парламента правительству не возможен Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
4.Право роспуска парламента у президента Отсутствует Президент имеет право роспуска парламента
5.Наличие поста премьер-министра Отсутствует Существует пост премьер-министра
6.Объем полномочий президента Полномочия президента невелики, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность
7.Современные государства США, страны Латинской Америки Франция, Россия Италия, Индия, ФРГ

Виды монархии и их признаки

  Абсолютная Дуалистическая Парламентская
1.Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту
2.Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически – правительство
3.Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов
4.Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
5.Право роспуска парламента - (парламент) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
6.Право veto монарха на решения парламента - Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется
7.Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
8.Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт Англия, Япония, Испания

 


Формы государственного устройства

  Унитарное государство Федерация Конфедерация
1.Территория Территория непосредственно делится на административно-территориальные единицы Субъекты федерации имеют собственное административное деление Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих в ее государство)
2.Статус администра тивно-территориальных единиц Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной деятельности их полномочия могут быть широкими Национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью Субъекты конфедерации – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава
3.Гос. аппарат Единая структура гос.аппарата на всей территории страны. Компетенция высших гос.органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов Существует два уровня гос.аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными гос.членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия, и осуществляется только с согласия органов власти соответствующих государств
4.Гражданст во Единое. Административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют Двойное. Каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации Отсутствует. Каждое государство – член конфедерации имеет свое гражданство
5.Правовая система Единая система права. Одна конституция, нормы, которые применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. У последних имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами
6.Судебная система Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы – звенья единой централизованной системы Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства Единая судебная система отсутствует
7.Налоговая система Одноканальная система налогов: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам Двухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существует и налоги субъектов федерации Налоги конфедерации отсутствуют. Бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации
8.Современ ные государства Франция, Швеция, Турция, Египет и др. США, ФРГ, Россия, Индия и др. В современном мире нет, последняя конфедерация была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

 

Общественные сферы

Экономическая Политическая Социальная Духовная
Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ Охватывает отношения, связанные со взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления Охватывает отношения, связанные со взаимодействием классов, социальных слоев и групп Охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки культуры и искусства

Форма государства

Политико-правовой режим

 

Форма государственного устройства

 

антидемократический

 

Унитарное государство

 

федерация

 

конфедерация

 

монархия

 

абсолютная

 

президентская

 

ограниченная

 

дуалистическая

 

парламентская

 

парламентская

 

смешанная

 

Форма правления

 

Форма государства

 

военный

 

авторитарный

 

тоталитарный

 

Демократический

 

республика

                                       
   
           
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
   
 
   



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: