Документ для Наблюдателя




Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (без изменений 2020 года)

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.

Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, в направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.(в ред. ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

8. Направление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования. В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

9. Наблюдатели вправе:

- знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;(в ред. ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время;

- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; (пп. "б.1" введен ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей

- подсчетом бюллетеней, выданных избирателям,

- подсчетом погашенных бюллетеней;

- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке, на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

- знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

-наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

- обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

- знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;(в ред. ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию.

- обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;

- производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.(пп. "к" введен ФЗ от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

День перед выборами

В этот день наблюдатель должен посетить свою участковую избирательную комиссию:

• Предъявите председателю комиссии паспорт, направление и его копию о своем назначении в комиссию, Вас должны включить в "Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов", и подписать копию направления.

• Познакомьтесь с председателем, его заместителем, секретарём, уточнить их фамилии, имена и отчества.

• Наблюдатель должен узнать у председателя или секретаря УИК и записать следующие цифры:

– Число избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования.

– Количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней).

Эти данные понадобятся вам, когда комиссия будет заполнять протокол.

• Попросите ознакомить вас со списками избирателей. Вы имеете право это сделать на основании пп. «а» п.9 ст.30 и пп. «г» п.23 ст.29 ФЗГ. Для этого надо подойти к председателю или секретарю комиссии и спокойно, но настойчиво попросить посмотреть списки- это ваше законное право и вам надо убедиться, что в списках нет лишних пометок. Пусть перед вами перелистают хотя бы несколько списков, на которые вы укажете. В списках не должно быть подписей избирателей (за исключением подписей тех избирателей, которые получили открепительное удостоверение в участковой комиссии). Пометки в списке избирателей могут быть только о том, что избиратель выбыл (с указанием документа, который подтверждает выбытие). Другие пометки, например, заполненные паспортные данные, «галочки» и пр. вызывают подозрения и их надо отметить у себя в блокноте (выписать ФИО и адрес избирателя).

Списки избирателей должны быть сброшюрованы по книгам (п.13 ст.17 ФЗГ) и заверены в конце каждой книги подписью председателя и печатью.

• Узнайте, сколько избирателей подали заявки на голосование вне помещения и все ли они внесены в реестр заявок на голосование вне помещения. Вам могут сказать, что заявки есть, но реестр пока не составлен. Это – нарушение (п.2 ст.66 ФЗГ).

• Спросите, где будут размещаться наблюдатели. Убедитесь, что с этого места хорошо видно все стационарные ящики (настолько, чтобы видеть количество опускаемых бюллетеней – один или пачка) и столы, за которыми выдают бюллетени (п.11 ст.61 ФЗГ).

, места тайного голосования (кабинки). Если это не соблюдено, попросите переставить мебель. В случае отказа призовите на помощь представителя КПРФ, доверенное лицо. Постарайтесь добиться, чтобы перестановка была задокументирована в решении комиссии. Если, придя на участок утром в день голосования, вы обнаружите, что мебель вернули обратно, вы сошлётесь на это принятое накануне официальное решение комиссии.

• Если вы не смогли посетить комиссию в субботу накануне выборов, все вышеперечисленные действия вы должны осуществить утром в день голосования.

День голосования

Наблюдатель не должен постоянно сидеть на отведённых им местах. необходимо прохаживаться вдоль столов, за которыми выдают бюллетени, и следить, чтобы члены комиссии не вписывали в книги данные о не пришедших избирателях. При этом надо иметь в виду, что подобное вписывание может осуществляться как в то время, когда данный член комиссии не занят, так и в то время, когда он выдаёт бюллетень избирателю (а данные вносит сразу за двоих).

Также надо внимательно смотреть за ящиком для голосования, чтобы туда не вбрасывали пачки бюллетеней. Чаще всего вброс производят либо сами члены комиссии (когда голосуют сами либо просто «стоят» возле урн; необходимо очень внимательно следить за тем, как голосуют члены вашей комиссии!), либо специально подосланные граждане (обычно они приходят с открепительными удостоверениями). Максимально внимательно за урнами надо следить:

• В часы максимального наплыва избирателей (обычно – с 11 до 15 часов), когда на участке возникает толкучка и возле урн одновременно находится несколько человек, которые перекрывают наблюдателям обзор. В эти часы наблюдателям рекомендуется не сидеть на отведённых для них местах, а стоять возле самой урны, не нарушая тайну голосования и не мешая избирателям.

• Утром, в первые часы после открытия участка, когда атмосфера в комиссии кажется «сонной», и никто не ждёт никаких нарушений.

• В случае если вас пытаются отвлечь, увести куда-то, «заболтать». Повышенное внимание к вам со стороны председателя или секретаря комиссии, со стороны наблюдателей от «партии власти» – верный признак готовящихся фальсификаций!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: