Формирование грамматической стороны речи у дошкольников




Борисенко М. Г., Лукина Н. А.

Б82 Весна.— СПб.: Паритет, 2005.— 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и кар­тинках»).

15ВМ 5-93437-058-8

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексической теме «Весна».

Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и взаи­мосвязь. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни по частям речи.

Формирование грамматической стороны речи определяется нормами русской грамматики и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение носит характер упраж­нений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.

Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

УДК 373

© М. Г. Борисенко, 2005 © Н. А. Лукина, 2005

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2005
© Редакционная подготовка. Издательство «Паритет»,

15ВЫ5-93437-058-8 2005

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практи­ки, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста, — дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития. Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствую­щей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»[1]. Тема «Весна» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматиче­ской стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязан­ных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматиче­скую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентри­ческой. Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой (младшей, второй младшей, средней, старшей, подго­товительной) постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это ра­бота над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обоб­щений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не толь­ко опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию граммати­ческой стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение осуществляется с помо­щью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материа­лом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарь, уточнить значение слов, фор­мировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаго­лов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наи­более часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользу­ются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формиру­ется правильное звукопроизношение.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормаль­ном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразви­тие речи, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Компен­сация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальней­шему обучению в школе продиктовала необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей само­стоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специ­альных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нуж­ной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их диффе­ренциация. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как по­вторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

 

 

Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

 

Части речи Возраст
    2—3 года 3—4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

Лексика

 

Имена сущест­вительные Луч солнца, почки, листочки, травка, дере­во, береза, цветы, оду­ванчик; пчела, бабочка, жук; грач, воробей, го­рох, лук, семена Солнце, снега, сугро­бы, ручей, подснежни­ки, грачи, деревья Деревья: береза, то­поль, ива, дуб Антонимы: зима — весна, снег — дождь Многозначность: се­режки (мамины, берез-кины) Насекомые: комары, жуки, мухи, бабочки Многозначность: ключ (родниковый, дверной) Антонимы: друг— враг, день — вечер, закат — восход
Глаголы Копает, сажает, поли­вает Припекло (солнце), осели (сугробы), тают (снега), журчит (ру­чей), расцвел (под­снежник), прилетели (птицы) + убирает подбор к существи­тельным: (воробьи) за­чирикали, (вороны) за­каркали, (синицы) запиликали, (птицы) за­пели, (почки) набухли, (воробьи) щебечут, (грачи) галдят Подбор к существи­тельным: мухи жуж­жат, жуки копошатся; ручьи шумят, облака летят, жаворонок поет, снег тает Антонимы: опадают — вырастают Синонимы: бараба­нит — стучит, бьет Антонимы: улетают — прилетают, кончает — начинает
Имена прилага­тельные Большой, маленький, длинный, короткий, зе­леный, желтый, белый, пушистый, кудрявая (береза), березовый (лист) Теплое (солнце), ра­достный (ручей) Весенний, круглый Подбор к существи­тельным: небо голу­бое, весна красная, солнце золотое Синонимы: желтый — золотой, веселый — ра­достный Антонимы: малень­кий — большой, тол­стый — тонкий, мяг­кий — жесткий
Наречия Громко, тепло   Темно — светло, весе­ло Антонимы: холодно — тепло, темно — светло, грустно — радостно, вы­соко — низко Антонимы: высоко — низко, жарко — холод­но
Имена числи­тельные Один, много Первый Один, второй Первый, второй, тре­тий
Местоимения Мы, где Я, ты, мы Ты, они Она, он
Служебные сло­ва На С, о, около, за, под Из, в, под, над, меж­ду, около Это На, под, за, да
Междометия, звукоподража­тельные слова Кра-кра, ой-ой, аи-аи, жу-жу-жу
Имена сущест­вительные Суффиксы: березаберезкаберезонька Суффиксы: дуб — ду­бок, лес — лесок; у лося — лосенок, ло­сята Сложное слово: под­снежник Сложное слово: ле­доход, ледокол, ледо­руб, ледохранилище; подсолнух, подушка, подстаканник
Глаголы Чик-чирик — чирика­ет, кар-кар — каркает Приставки: до-, из-, при-, под- Деепричастия: со­гревшись
Имена прилага­тельные Суффиксы: белый — беленький Притяжательные: ма­мины, березкины, От существительных: дубовый, кленовый, бе­резовый Родственные слова: ива — ивовый, желте­ют — желтые Притяжательные: лиса — лисий Суффиксы: белый — беленький Сравнительная сте­пень: белый — белее

 

Имена суще­ствительные По падежам: на вет­ке, на полянке, на цве­точке (П. п.) По числам и паде­жам: (пахнут — пахнет) землей, цветами (Т. п.); умыл деревья (В. п.); о дереве (П. п.); с дуба (Р. п.); видела синиц (Р. п.) По числам и паде­жам: (весной нет) сне­га, сугробов, горок; из веток, палок, гли­ны, травинок; много комаров; нет пчел; похож на жука По числам Р. п.: нет ромашек, колокольчи­ков Подбор к существи­тельным: ручьи шумят, жаворонок поет
Глаголы По временам: лете­ли — прилетели «Не» с глаголами: не пахнут Повелительное на­клонение: посади, вы­копай Видовые пары: вста­ла — встает, умылась — умывается По временам: копа­ет — копал, сажает — са­жал Повелительное на­клонение ед. и мн.ч.: цвети! пойте! грей! По лицам: идем — иду, несем — несу
Имена прилага­тельные Согласование с суще­ствительными По родам и числам: березовый сок, бере­зовая кора, березовые листья По родам: белый — белая, серый — серая
Местоимения Нам Мой, моя Мой, моя, мое, мои

 

Дидактические игры

Года

(1 младшая группа)

Игра «Весеннее солнышко»

Чему учится ребенок: употреблять в речи слова «вот», «где», «нам»; различать изобра­жения на картинках; понимать значение слов «длинный», «короткий».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 1-3).

Ход игры: покажите ребенку рис. 1. и расскажите: «Пришла весна-красна, солнышко привела. Солнышко светит, лучиками всех ласкает.

Лучик солнца улыбнулся, Солнце, солнце, поскорей

Лучик нас с тобой коснулся. Землю и людей согрей!

Сначала лучики были маленькие, лучики-малыши, потом лучики подросли.

Стало солнце пригревать — Снег ручьями стал стекать.

«„Как много воды! — сказали лучики,— Кому нужна эта вода?" — „Нам, нам!" — закри­чали дети и стали пускать в ручейке кораблики. Поплыли кораблики!»

Покажите ребенку рис. 2 и продолжите рассказ: «„Как много воды! — сказали лучи­ки.— Кому нужна вода?" — „Нам, нам, нам!" — закричали воробьи. Они напились воды из лужицы и искупались в ней». Затем продолжайте рассказывать по рис. 3. «„Как много воды! — сказали цветочки.— Кому нужна вода?" — „Нам, нам!" — закачали ветками де­ревья.— Тогда появятся на нас зеленые листочки!"»

Спросите у ребенка: «Где солнышко? Где вода? Где лучики? Где большие лучики, где маленькие? Где птички? Как воробышки кричали?» Попросите ребенка показывать на кар­тинке и говорить: «Вот вода! Вот луч!» и т. д. Затем скажите: «Спроси меня, где вода?» Если ребенок повторит ваш вопрос (в любом произношении), то покажите на картинке то, о чем он спрашивает.

 

 

Игра «Птицы прилетели»

 

Чему учится ребенок: употреблять в речи слова «вот», «где», «кра-кра»; различать изображения на картинках; понимать значение слов «большой», «маленький», «много».

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Рассказывайте и по­казывайте: «Пришла весна-красна. Стало тепло, прилетели птицы — большие черные грачи. Много-много грачей! Сели птицы на деревья, громко-громко закричали: „Кра! Кра!" — обрадовались теплу, солнцу, весне».

Грачи в гнездышках живут. „Кра-кра-кра!"

Утром, только лишь встают, „Кра-кра-кра!"—

Громко, весело поют: Всем вставать давно пора!

Скажите ребенку: «Послушай, как поют птички: кра-кра! Это для тебя они поют!» Спро­сите у ребенка, кто больше — грач или воробей? Скажите: «Грач большой — ой, ой! Воро­бей ма-а-ленький, аи, аи! Попрыгай, как воробушек».

 

 

Игра «Листочки и травка»

Чему учится ребенок: понимать значение имен существительных; употреблять в речи существительные, обозначающие весенние признаки; понимать и употреблять в речи пред­ложные конструкции (почка на ветке, травка на полянке); вырабатывает умение действо­вать в соответствии с образцом и словесным указанием; подбирать парную картинку.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 5), указка.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Рассказывайте и пока­зывайте: «Согрело солнышко землю, веточки на деревьях. На ветках появились листочки...

Солнце стало пригревать, Вот листочек появился,

Землю мокрую ласкать. Он из почечки родился!

Согрело солнышко землю — выросла травка...

И трава очнулась, К солнцу потянулась...

Еще больше согрело солнышко землю — появились весенние цветы...

Одуванчик золотой — Он сидит среди травы,

Цветик милый и простой. Средь зеленой муравы».

Спросите ребенка: «Где почки, листочки, травка, цветок?» (Почки — на ветке, листоч­ки — на ветке, травка — на полянке, цветочек — на полянке.) Показывайте ребенку пред­метные картинки по одной. Попросите его найти такое же изображение на сюжетной картинке. Предложите ребенку рассмотреть одуванчик. Спросите: «Что у одуванчика самое красивое? Какого цвета одуванчик?»

Одуванчик желтый, Улыбнулся солнцу,

Тоненькая ножка, Покачал головкой.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку и задайте вопросы по ее содержанию: «А где у одуванчика листья? Вот, оказывается, где листочки — внизу у стебелька и лежат на земле. Большие они или маленькие? Сколько их? Какого они цвета?»

Игра «Березки»

Чему учится ребенок: находить такой же по форме лист; называть цвет листа; цвет ствола у березы; игра способствует развитию зрительного внимания.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 6), карандаши или фломастеры.

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на березку. Расскажите, какая она краси­вая, как колышутся ее листочки: «Они словно приглашают нас посмотреть на них внима­тельно. Как же называется это дерево? Да, это береза, березка, березонька. У березы ствол с белой корой. Про березу говорят: кудрявая».

Береза, моя березонька, Вот у одуванчика

Береза моя белая, Золотой наряд.

Береза кудрявая! Платьице желтое

На тебе, березонька, Со временем сменится:

Листья зеленые, Беленьким станет —

Под тобой, березонька, Он переоденется.
Трава шелковая.

Обратите внимание ребенка на листочки, нарисованные отдельно: «Листья разные, они различаются по форме. Один листочек упал с березки, второй — с другого дерева. Возь­ми зеленый карандаш и проведи линию от березового листочка до березы».

 

Игра «Фруктовый сад»

Чему учится ребенок: понимать и употреблять в речи имена существительные, обозна­чающие весенние признаки; понимать и употреблять предложные конструкции (осы на цветочках); употреблять в речи слова «много», «вот», «где», выражение «очень много»; действовать в соответствии с образцом и словесным указанием; подбирать парные картинки.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 7), цветные карандаши.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Расскажите: «Со­грело солнышко землю. Сначала выросли листочки, а потом на яблонях и вишнях появились цветы: белые, бело-розовые. Осы прилетели, на цветочки сели. Бабочки прилетели, на цветочки сели. Жуки прилетели, на цветочки сели. Вот как чудесно пахнут цветы, все спешат их понюхать!» Прочтите рифмовку:

Жук жужжит: „Жу-жу-жу! Оса жужжит: „Жу-жу-жу!

Цветы понюхать я спешу"! Цветы понюхать я хочу!"

Спросите: «Как жужжит жук? Как жужжит оса?» Спросите у ребенка, какого цвета цветы, сколько их на дереве. (Много, очень много.) Обратите внимание ребенка на жука, бабочку и осу, находящихся под сюжетной картинкой: «Они разные. У них разные крылыш­ки. Крылышки различаются по цвету и по форме». Предложите ребенку взять карандаш и провести линию от одной бабочки до другой, нарисованной внизу под сюжетной картин­кой, от осы к осе, от жука к жуку. Спросите у ребенка: «Где солнышко? Где оса? Где бабочка? Где жук?» Просите ребенка показывать и говорить: «Вот оса! Вот жук!» и т. д.

Затем скажите ребенку: «Спроси у меня, где оса?» Если ребенок повторит ваш вопрос, включающий слово «где» и название изображения (в любом произношении), то покажите на картинке то, о чем он спрашивает.

Игра «Наш огород»

Чему учится ребенок: понимать и употреблять в речи имена существительные «горох», «лук», «семена», глаголы «копает», «поливает», «сажает»; вырабатывает умение действо­вать в соответствии с образцом и словесным указанием; подбирать парные картинки; упот­реблять в речи слова «вот», «где»; внимательно и заинтересованно слушать рифмовки и активно их воспринимать; сосредотачиваться при рассматривании картинок.

Оснащение: сюжетные и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Рассказывайте и по­казывайте: «Это Ванюша. Ванюша еще маленький, но у него есть своя грядка в огороде. Любит Ванюша свою грядку, ухаживает за ней — копает землю, сажает в рыхлую, теплую почву семена, поливает овощи». Попросите: «Покажи, где Ванюша копает? Где сажает? Где поливает?» Прочтите рифмовку:

Как я в землю семечко положу, Лежи, мое семечко, подрастай!

В теплую, рыхлую опущу. Вырастет из семечка урожай!

Предложите ребенку посмотреть, что выросло у Ванюши на грядке. Покажите ему предметные картинки. Спросите у ребенка: «Где лук? Где горох? Где цветы?» Попросите ребенка показывать и говорить: «Вот лук! Вот горох!» и т. д. Затем скажите ребенку: «Спроси у меня, где лук?» Если ребенок повторит ваш вопрос (в любом произношении), то покажите на картинке то, о чем он спрашивает.

Предложите ребенку найти на сюжетной картинке такой же лук, такой же цветок, такой же горох.

 

Года

(2 младшая группа)

Игра «Весна пришла»

Чему учится ребенок: понимать и употреблять в речи слова, обозначающие признаки ранней весны (солнышко теплое, припекло, осели сугробы, ручей журчит, расцвел под­снежник, грачи прилетели), глаголы настоящего времени; внимательно и заинтересованно слушать стихотворение и активно его воспринимать; сосредотачиваться при рассматрива­нии картинок.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Пришла весна крас­ная, привела солнышко теплое, солнышко ясное. Согрело солнышко землю, растопило снег, потекли ручьи».

Выразительно прочитайте ребенку стихотворение, одновременно показывая ему кар­тинки по очереди:

Снеговик плачет, Природа проснулась

Сугробы тают, От зимнего сна —

Птицы из теплых Это идут к нам

Мест прилетают. Тепло и весна.

Он бежит, он журчит, Он поет, он шумит, Он — большой реки сынок, Он — веселый ручеек!

Предложите ребенку еще раз посмотреть на картинки и рассказать, глядя на них, что происходит весной в природе.

Лексический материал

Солнце —... (светит). Сугроб —... (тает). Снеговик —... (тает). Ручей —... (течет, поет, блестит). Грачи —... (прилетели). Подснежник —... (расцвел).

Игра «Чем пахнут подснежники?»

Чему учится ребенок: внимательно и заинтересованно слушать рассказ и активно его воспринимать; сосредотачиваться при рассматривании картинок; употреблять в речи име­на существительные в творительном падеже, отрицательную частицу «не» с глаголами.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Мама купила букетик подснежни­ков. Они синенькие, с короткими стебельками. Мама понюхала подснежники и сказала: „Весной пахнут!" Ваня тоже понюхал подснежники. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами, и не зеленой травой, и не зелеными листьями — обыкновенной землей пахнут подснежники!»

Предложите ребенку посмотреть на картинки и сказать, чем еще могут пахнуть под­снежники.

 

Игра «Весенний дождь»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в винительном падеже.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинку и послушать стихотворение (показывайте и говорите):

Дождь, дождь! Туча, туча! Пролетай,

Надо нам Солнца, света нам давай!

Расходиться по домам! Солнца, света и тепла —

Гром, гром! Чтобы выросла трава!

Как из пушек! Чтобы выросли цветы —

Нынче праздник у лягушек! Неземной красоты!

(Немецкая песенка)

Продолжайте рассказ: «После дождя красиво стало на улице — умылись дорожки, умылись деревья...» Предложите ребенку посмотреть на картинки и сказать, кого или что умыл весенний дождь.

Дождь умыл —.... (деревья, дорожку, скамейку, траву, кошку, ворону).

Игра «Целое и части»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные единственного числа в предложном падеже; понимать отношения «целое и его часть».

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: предложите ребенку угадать и назвать слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из названных частей (деталей). Скажите: «Отгадай, о чем я говорю?»

Лексический материал

Ветки, ствол, листья... (о дереве). Голова с клювом, крылья, ноги... (о птице). Головка на ножке, стебелек, листочки... (о цветке). Голова, четыре лапы, хвост (о белке). Описа­ние лягушки и травы предложите придумать ребенку.

Игра «Чей кораблик!»

Чему учится ребенок: внимательно и заинтересованно слушать рассказ и активно вос­принимать услышанное; сосредотачиваться при рассматривании картинок; правильно со­гласовывать местоимения и прилагательные с существительными; раскрашивать детали картинки, правильно подбирая цвет.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 13); цветные каран­даши.

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинку. Спросите, кто нарисован на картинке? Как зовут девочку? Что делает девочка? Почему девочка остановилась и не едет дальше? Что она увидела? Чей это кораблик — девочки или нет?

Предложите послушать рассказ о девочке: «Жила-была девочка. Звали ее Настенька. Наступила весна-красна, засияло на небе солнышко. Пошла Настенька гулять — кататься на велосипеде в парке. Села на велосипед и поехала. Доехала до ручья. Увидела, что в ручье плавает кораблик. Слезла девочка с велосипеда, подошла поближе и воскликнула: „Кораб­лик! Под парусом!" Поглядела по сторонам — никого нет!

— Чей же ты, кораблик? — спросила Настенька.

— Мой, мой! Теперь он мой! — зажурчал ручеек.— Мы с корабликом подружились

Девочка удивилась, попрощалась с ручейком и корабликом, села на велосипед и поеха­ла домой».

Предложите ребенку раскрасить предметные картинки. Попросите правильно их назы­вать, согласовывая местоимения с существительными (мой кораблик, мои сапожки, мой велосипед, моя куртка, моя шапка); помогите ребенку подобрать цвет, аналогичный об­разцу, и назвать его, согласовывая прилагательные с существительными.

Игра «Деревья и листья»

Чему учится ребенок: внимательно и заинтересованно слушать рифмовку и активно ее воспринимать; сосредотачиваться при рассматривании картинок; употреблять в речи име­на существительные единственного числа в родительном падеже; согласовывать имена прилагательные с существительными; игра способствует развитию зрительного и слухово­го внимания.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: прочтите рифмовку:

Листик с дерева упал. Новенький, зелененький,

Прямо в лужицу попал. Но немного мокренький.

Я листочек подниму, Вытру листик я рукой,

Хорошенько рассмотрю. Отнесу его домой.

Предложите ребенку рассмотреть листья на картинке и сказать, с какого дерева каж­дый из них упал. (С клена, с дуба, с березы.) Сделайте вывод: «Значит, какой лист?» (Кленовый, дубовый, березовый.)

Игра «Сосна и сосенка»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные при помощи суффиксов; внимательно и заинтересованно слушать рассказ и активно его воспринимать, договари­вать отдельные слова.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинку и послушать рассказ, догова­ривая отдельные фразы: «Девочки гуляли в лесу. Вдруг они увидели около большой сосны мал еньк ую... (сос енк у).

— Ой, какая маленькая,— сказала Таня.— Откуда она?

— Эта сосенка выросла из семени от шишки старой... (сосны),— ответила Тоня.

— Давай пересадим сос енк у туда, где больше света, — предложила Таня.

— Не надо. Старая сосна защищает ее своими ветвями от ветра и лучей солнца,—
сказала Тоня».

Предложите ребенку поиграть. Объясните, что вы будете называть предметы обычного размера, а он будет превращать эти предметы в маленькие, называя их ласково.

Лексический материал

Сосна — сос енк а, лес —... (лес ок), снег —... (снеж ок), сад —... (сад ик), куст —... (куст ик).

Игра «Кто как разговаривает»

Чему учится ребенок: образовывать глаголы на материале звукоподражаний (чик-чирик — чирикает, кар-кар — каркает); употреблять в речи имена существительные в винительном падеже; различать птиц по внешнему виду; внимательно и заинтересованно слушать стихотворение и активно его воспринимать.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Ход игры: скажите ребенку: «Обрадовались птицы, что нет больше зимы, что пришла весна». Прочтите стихотворение:

Воробей на ветке: «Чик-чирик! Больше нет мороза! Чик-чик! Чик!»

Две синицы прилетели, Пестрая сорока

Звонко песню засвистели: Не сидит на месте.

— Небо все залило Пестрая сорока

Краской голубой Прыгает по ветке.

Так тепло,так светло И стрекочет, и стрекочет,

Хорошо весной! Рассказать о многом хочет.

Спросите у ребенка: «Воробей как говорит? (Чик-чирик.) Значит, он... (чирикает). Ворона как говорит? (Кар-кар.) Значит, ворона... (каркает). Синица... (свистит). Сорока... (стрекочет). Мышка как говорит? (Пи-пи-пи.) Значит, мышка... (пищит). Лягушка как говорит? (Ква-ква.) Значит, лягушка... (квакает)».

Задайте ребенку вопросы. «О чем хочет рассказать сорока? Кого (или что) видела сорока в лесу?» (Сороку, воробья, синиц, лягушку, мышку, сосульку.)

Игра «Лесные звери»

Чему учится ребенок: узнавать и называть животных; образовывать слова с помощью суффиксов; игра развивает функцию зрительного прослеживания.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Вася — опытный следопыт. Он понимает лес. Все звери в лесу оставляют свои следы. Вот следы лося. Лось сломал ствол молодой осины. Вот следы лисы. Лиса поймала сову. А вот сова села на пень и оставила кусочек пуха. И лиса оставила пух из хвоста. Весной лоси и лисы линяют».

Предложите ребенку помочь каждому из животных дойти по своим следам до леса — попросите его провести пальчиком по их следам. Предложите ребенку назвать детены­шей: у лося — лосенок, у лисы —... (лисенок), у совы —... (совенок), у белки —... (бель­чонок), у зайца —... (зайчонок), у медведя —... (медвежонок).

Затем предложите ребенку назвать детенышей во множественном числе: лосенок — лосята, совенок —... (совята), бельчонок —... (бельчата), зайчонок —... (зайчата), мед­вежонок —... (медвежата).

Игра «Помощница»

Чему учится ребенок: узнавать на картинке и называть деревья, овощи; внимательно и заинтересованно слушать рассказ и активно его воспринимать; использовать в речи про­странственные предлоги; употреблять в речи форму повелительного наклонения глаголов; игра способствует развитию зрительного внимания.

Оснащение: сюжетные и предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: предложите ребенку послушать историю про девочку Катю: «Катя — по­мощница. Она помогает папе и маме работать в саду. Весной Катя окапывает клумбы и кусты, убирает старые листья, выбирает камни и закапывает их в канаву за калиткой. Около

малины Катя посеяла свеклу, морковь, капусту и лук. У дорожки Катя посадила цветы. Под яблонькой Катя посадила кустик смородины».

Предложите ребенку посмотреть на предметные картинки и сказать, что растет слева от дорожки (цветы); за забором (дуб); под яблонькой (кустик смородины).

Усложнение: спросите у ребенка, где и что посадила Катя. Предложите ребенку попро­сить Катю и ее братика Мишу, чтобы они что-нибудь сделали по саду, например: «Ребята, прополите грядку!», «Катя, посади, пожалуйста, укроп! Миша, пожалуйста, выкопай яму!» и т. д.

Предложите ребенку рассмотреть предметные картинки и найти похожие на сюжетной картинке.

Игра «Катя и Миша»

Чему учится ребенок: образовывать видовые пары глаголов. Оснащение: куклы или картинки с изображением детей.

Ход игры: расскажите ребенку, что Катя и Миша — сестра и брат. Катя большая, она умеет все делать быстро. Миша маленький, поэтому он все делает медленно.

Предложите ребенку договаривать начатые вами фразы.

Катя уже встала, а Миша только... (встает).

Катя уже заправила постель, а Миша только... (заправляет).

Катя умылась, а Миша только... (умывается).

Катя уже позавтракала, а Миша только... (завтракает).

Катя уже оделась, а Миша только... (одевается).

Катя уже пришла в сад, а Миша только... (идет).

 

 

Пет

(средняя группа)

Игра «Кто на кого похож?»

Чему учится ребенок: внимательно слушать рассказ; употреблять в речи имена суще­ствительные в винительном падеже; игра развивает ориентировку на окончания слов.

Оснащение: цветные карандаши, лист бумаги.

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ. Читая его, делайте небольшие зарисовки для большей наглядности (нарисуйте цветочки, солнышко, небо): «Пришла вес­на! Местами еще лежит снег. Первыми из-под снега выглянули подснежники, весенние нежно-голубые цветы. Посмотрели цветочки вверх и обрадовались: „Как хорошо! Небо на нас похоже!" Через некоторое время распустились желтые, круглые одуванчики. Подняли они свои головки, увидели солнышко и тоже обрадовались: „Как славно! Солнышко на нас похоже!"

Девочка Таня услышала их разговор и подумала: „Подснежники похожи на небо, оду­ванчики — на солнце, а я похожа на маму и папу"».

Спросите у ребенка, кто на кого похож? Попросите ребенка еще раз послушать слова: голуб ое небо, голуб ые подснежники. Затем предложите договаривать подходящие слова: голуб ые... (подснежники), голуб ое... (небо).

Аналогично поиграйте в такие слова: желт ое... (солнышко), желт ые... (одуванчики).

Игра «Кто что делает!»

Чему учится ребенок: внимательно и заинтересованно слушать рассказ взрослого и активно его воспринимать; подбирать глаголы к существительным.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Наступила весна. Снег почти весь растаял, но на полях местами еще лежит. Светит солнышко.

Воробьи согрелись и весело зачирикали: „Солнце нам улыбается!" Вороны услышали и закричали: „Кому? Как-кар!" Синички откликнулись и запиликали: „Всем! Нам!" Птицы запели на все голоса, зазвенела капель, зажурчал ручеек. А в лесу проснулся после зимней спячки медведь и вылез из берлоги».

Предложите ребенку помочь вам закончить предложение: «Весна (что сделала?)... (пришла). Воробьи (что сделали?)... (зачирикали). Вороны (что сделали?)... (закаркали). Синицы... (запиликали). Птицы... (запели). Ручей... (зажурчал). Медведь... (вылез из берлоги)».

Игра «Приметы весны»

Чему учится ребенок: навыкам владения карандашом; понимать и употреблять в речи слова, обозначающие признаки весны; внимательно и заинтересованно слушать рассказ взрослого и активно его воспринимать; подбирать глаголы к существительным.

Оснащение: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры: скажите ребенку: «Наступила весна. Сегодня мы с тобой посмотрим, по­ищем ее приметы. Одну примету я уже вижу. Посмотри на свою одежду. Ты надеваешь вместо шубы (теплой зимней куртки) пальто (курточку полегче, комбинезон). А совсем недавно мы надевали на прогулку теплые кофты, шерстяные носки, теплые варежки. Поче­му сейчас мы оделись полегче? Стало теплее, потеплело. Это наступила весна. Вот я и наз­вала одну примету весны. Стало теплее, солнышко пригревает. Нарисуй солнышко. Сол­нышко улыбается, нарисуй ему улыбку! Солнышко пригревает, поэтому и снег тает, и ручьи текут. Вот и вторая примета весны. Нарисуй ручеек или лужу. Говорят, если пробилась молодая травка и зацвела мать-и-мачеха, значит, пришла весна. Это третья примета весны. Нарисуй травку.

Набухают почки на деревьях, появляются сережки на березе и тополе, а затем распус­каются молодые листочки. Почки нежные, трогать их нельзя. Почки, сережки и листочки — это еще одна примета весны. Я нарисую березку, а ты — листочки на березке.

Что-то случилось у воробьев: они суетятся, весело щебечут, тащат сухие травинки, ве­точки. Обрадовались весне. Появил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: