Левша или правша? Определение ведущей руки у ребёнка




 

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у «чистого» правши за речь, чтение, письмо и счет отвечает левое полушарие головного мозга, правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его «ведении» находится зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, звуков природы и т. п.. у «чистых» левшей все наоборот. Родители в большинстве случаев очень рано начинают бороться с левшеством у своих детей: ребенку еще в коляске дают погремушки в правую руку, а ложку и карандаши в правую руку дают уже в год - полтора. Таким образом, у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает» в каком полушарии ей «осесть», ее все время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки. Ломка заложенных природой функций задерживает у ребенка в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Зона владения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Поэтому у левшей нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание.

В настоящее время ни один учитель начальной школы не заставляет детей-левшей писать правой рукой. Но беда в том, что в школу приходят дети-левши, переученные с левой руки на правую мамами. Многие родители не знают, что в семье у кого то, когда то было левшество, и оно может быть не явным, а скрытым. Дайте ребенку полную свободу в движениях и действиях, учитесь уважать самостоятельность ребенка с пеленок, но настойчиво учите его с раннего детства навыкам опрятности, аккуратности, соблюдению режима дня.

 

 

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

1. Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2. Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек

3. Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит)

4. Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

5. Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

6. При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.

7. При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.

8. Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, - гладит ведущая рука.

9. Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой – рисует ведущая рука.

10. Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые, движения, заводящие часы.

11. Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.

12. При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.

13. Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.

 

Большинство людей на Земле - праворукие, и только часть- другие. Они пишут и шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой, его родители начинают волноваться. Порой родители стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты для его же удобства. Чаще других в подобную «перековку» попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому «перевоспитанию»? чем и как можно помочь леворукому ребенку?

Что это - боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? чаще всего это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.

Леворуким всегда было не очень уютно в «праворуком» мире. Предрассудки живучи. «Я умом все понимаю, -объясняет мама леворукого мальчика,- знаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу». Ребенок тонко чувствует отношение взрослых, а тем более мамы. Даже если она ничего не говорит, малышу все скажет ее взгляд, мимика, жест. Негативное отношение скрыть трудно.

Стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. В нашей стране только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и школе. Взрослым следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставлять левшу писать правой рукой- значит, вмешиваться в уже сформировавшуюся сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок чаще использует левую руку и этот процесс регулируется, по крайней мере частично, правым полушарием, то настаивать на том, чтобы он писал правой рукой - значит создавать дополнительную нагрузку на левое полушарие. Это не следует понимать таким образом, что у левшей полушария как бы поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание- грубое упрощение. Главное, что следует помнить: переучивание может создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека и проблемы в дальнейшем. Так, в ряде случаев оно может привести к развитию невротических расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков «зеркального» мышления, проявляющихся в перевернутом справа налево написании букв или целых слов, к затрудненному ориентированию на местности, планированию своего поведения. При насильственном переучивании и принуждении действовать и писать правой рукой в психике леворукого ребенка могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.

Создавая игровую обстановку, следует учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней активностью. Таких детей стоит вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания, и т.д.

В личных беседах с леворуким ребенком нужно объяснить вред сокрытия и маскировки леворукости.

В силу доминирования правого полушария у леворукого ребенка ослаблена способность регуляции, планирования и контроля собственной деятельности, поэтому с такими детьми необходимо чаще проводить сюжетно-ролевые игры, учить их соблюдать правила. Игры по правилам не только помогают сформировать коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим поступкам.

Памятка родителям

 

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.

3. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, знать причины огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость- индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не учить ребенка работать правой рукой, тем более не настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не очень удовлетворяет вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что при их обучении методика безотрывного письма неприменима

9. Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с ними- эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.

11. Важно, чтобы в любой образовательной деятельности ребенок чувствовал успех, испытывал удовлетворение от правильно выполненного задания. Леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Поверив в искреннее желание помочь, ребенок сам станет подсказывать своими вопросами путь к успеху.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: