Где в программе необходимо акцентировать внимание на разноуровневость?




Памятка по проектированию разноуровневой программы

Программа дополнительного образования – это документ эффективного управления образовательным процессом, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования».

Эти тенденции должны найти отражение в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 273-ФЗ).

· Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

· Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№09-3242).

· Методические рекомендации МО и Н РФ от 18.11.2015 г. (№ 09-3242) разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее ДООП) и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке ДООП.

 

Особенности проектирования разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ:

В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.

Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является разноуровневой по некоторым признакам:

1. Наличие в программе матрицы, отражающей систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников. Каждый из последующих уровней дополняет (усложняет) содержание предыдущего.

2. Программа содержит фонд оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности, заложенных в матрице.

3. Обеспечен доступ каждого учащегося программы к разным уровням сложности материала.

4. Программа предусматривает методику определения уровня развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы.

 

Где в программе необходимо акцентировать внимание на разноуровневость?

Если ДООП является разноуровневой (многоуровневой), то предполагается последовательное освоение уровней программы, при этом овладение стартовым (базовым) уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.

Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:

- «Стартовый уровень » - 1 год; предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

- «Базовый уровень » - 1-2 года;предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.

- «Продвинутый уровень » - 1-2 года;предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а также предполагает изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности.

При этом каждый уровень программы является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения обучающегося.

Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала). Диагностика по определению степени готовности участника к освоению материала на любом уровне сложности.

Программы должны по возрасту делиться в соответствии с уровнями общего образования (обратите внимание, что программы для портала ПФДО начинаются от 5 лет):

- 3-5 лет (дошкольники);

- 6-11 лет (начальная школа);

- 12-15 лет (основная школа);

- 16-18 лет (средняя школа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: