Поход Тамерлана на Индию




Тамерлан хорошо был осведомлен о том, что ханам династии Чага-тая было свойственно совершать опустошительные кампании в Индии. Пенджаб и Доаб в северо-западной Индии рассматривались как охотничьи угодья для принцев этой Чингизханидской ветви. Нам известно, что с 1292 по 1327 гг. они не прекращали регулярно грабить, совершая

* Принц Коириджак, как нам утверждают источники, был сыном Уруса (Белая Орда), который в 1395 г., после победы, видимо предложил себя в качестве хана Белой Орды, но эта затея ему совершенно не удалась (Зафер-наме, II, 355).

** Арабшах, 84-87.

 


кавалерийские набеги на Лахор и Мултан, продвигаясь конницей вперед, разрушая все на пути, дойдя до Дели, который несколько раз они брали в осаду. Эти нашествия стихли через несколько месяцев, потому что их целью являлось не что иное как грабеж, а также в связи с тем, что чагатайские монголы встретились с сильным государством, султанатом Дели, имевшем в своих рядах тюркских или тюрко-афганских предводителей, принявших мусульманскую веру, которые имели во главе таких энергичных суверенов как Ала ад-Дин Хилджи (1296—1316) и Мохаммед ибн-Туглук (1325—1351), сумевших кнутом и пряником во-время остановить монгольское нашествие, пришедшее со стороны Афганистана.

Тамерлан в сущности не имел другой цели, кроме того, чтобы возобновить свои успешные кампании грабежа на одной из самых богатых частей света. Но, в соответствии со сложившейся традицией, он придал своим действиям религиозную окраску. Несомненно, тюркский султанат Дели в основном был мусульманским и многие из правителей систематически предпринимали действия по массовому обращению индусов в ислам.Тамерлану показалось, что правители Индии слишком терпимо относились к язычеству. И как нам повествует Зафер-наме, это была всего лишь цель объявить войну врагам мусульманской религии, которая его подтолкнула пойти войной на захват Индии. «Коран гласит, что наибольшим достоинством обладает тот человек, который объявляет лично войну врагам исламской религии. Вот почему великий Тамерлан постоянно стремился к уничтожению неверных, чтобы добиться заслуг, а также из-за любви к славе».*

Под этими благими намерениями скрывалось точное знание политической ситуации в Индии. Султанат Дели к 1335 г., как и почти вся Индия в течение нескольких лет быстро пришел в упадок, за которым последовало территориальное разделение страны. Губернаторы многих крупных провинций освободились от власти султана и примкнули к автономным мусульманским княжествам. Таким путем от Бенгальской империи отделился Декан (1358, 1359), ставший автономной частью Бахманидского султаната (1347), затем Уд или княжество Джаунпура (1394), и наконец — Гуджарати (1396). Отделение этих местных мусульманских княжеств привело к тому, что султанат Дели сократился до одной территории, включавшей Пенджаб и Доаб, к тому же в Пенджабе было неспокойно из-за восстания племени хохаров в

* Зафер-наме, III, II, А так же Малфузати Тимури, Исвари Прасад, Индия с VII по XVI век, 342.


Салт Рэнже. И, наконец, правящий в то время в Дели султан Махмуд-шах II (1392—1412) был безвольным монархом, которым манипулировал всемогущий министр Маллу Икбал.*

В общем, перед Тамерланом предстала Индия с султанатом в полном разложении, лишенной своих самых богатых провинций, вызванного раздорами местных правителей. В начале 1398 г. он послал передовые отряды под предводительством своего внука Пир Мохам-меда, который переправился через Инд и взял в осаду Мултан, который сдался ему после полугодовой блокады (май, 1398). Сам же Тамерлан с основными силами армии переправился через Инд 24 сентября 1398 г., разграбил или отдал на разграбление своим отрядам город Таламбу на северо-востоке Мултана и соединился с Пир Мохам-медом. Он одержал победу в Сютледжи над предводителем хохаров — Джасратом, направился в сторону Дели по прямой дороге из Мултана, ведущей к Дели немного южнее 30-го градуса. На этом пути стоял форт Бхатнир, который оборонял повелитель раджпутов Рай Дуол Чанд. Крепость была взята и снесена с лица земли. Тамерлан захватил Сир-сути и овладел фортом Лони в семи милях от северо-запада от Дели. Захваченный форт он превратил в свой генеральный штаб (10 декабря 1398 г.). Прежде чем начать решительное наступление, он счел необходимым уничтожить около 100 000 индусских пленных, которые стали ему обузой. По сведениям Мальфузали Тимури,** этот приказ был выполнен неукоснительно. 17 декабря на берегах Джамны между Панилатом и Дели, Тамерлан вступил в сражение с вражеской армией под командованием султана Махмуда Шаха и министра Маллу Икбала. И на этот раз Тамерлан выиграл сражение. Боевые индийские слоны не могли больше оказывать сопротивление тимуридской кавалерии, как когда-то кавалерии македонцев, «и вскоре взору предстало поле боя, усеянное хоботами слонов, смешанные тела с головами побежденных».***

Султан скрылся в Гуджарате, в то время как Тамерлан с триумфом вошел в Дели. По настоянию мусульманского духовенства он оставил в живых жителей города, но его воины с неслыханным мародерством конфисковали съестные припасы, чем вызвали сопротивление населения. Это неудавшееся восстание вызвало такое бешенство у захватчиков, что они подвергли город разбою, жестоким расправам и подожгли город. Добыча оказалась огромной: именно в Дели в течение двух столетий тюрко-афганские султаны скапливали сокровища, ко-

* См. Арабшах, 95.

** Исвари Прасад, 346. Попытка оправдания в Зафер-наме, III, 89-90.

*** Зафер-наме, III, 100

 


торые они заимели, грабя всех, в том числе индийских раджей, и эти невиданные скопления золота и драгоценных камней в одночасье оказались в руках трансоксианцев. Расправа была ужасающей: горы отрубленных голов возвышались в четырех концах города.*

Однако, по мере возможности, Тамерлан следуя своей давней привычке, сохранил жизни искусных ремесленников, чтобы они своим искусством облагородили Самарканд.

В Дели Тамерлан провел пятнадцать дней. В атмосфере торжественности он воссел на трон Индии. Ему доставляло удовольствие видеть сто двадцать боевых или церемониальных слонов индийского двора. «Прекрасно дрессированные слоны склоняли головы, приседая перед ним, и в подходящий момент испускали одновременно слоновий рев, словно показывая знаки почитания повелителю».**

Караваны слонов были отправлены в города тимуридской империи: Самарканд, Герат, Шираз и Таурис. Тамерлан устроил грандиозный молебен в самой большой мечети Дели, где в его честь были прочитаны суры из Корана. Итак, в Индии он вел себя как император, что, впрочем, ему было присуще. Он покинул Индию, ничего не создав и не построив. I января 1399 г. он оставил Дели полностью разрушенным, не оставив камня на камне также в городе Мирате, памятники которого он снес, а с живых индуистов содрал кожу, и наконец выполнил обет о ведении священной войны и набожные обещания, данные им в самом начале захватнической кампании.***

Затем он вернулся обратно по самой крайней северной дороге вдоль гор Сивалика и верховий Пенджаба. Тамерлан захватил в плен в верхнем Ченабе раджу Джамму и с превеликим удовольствием заставил последнего отказаться от индуистской религии в пользу ислама и вынудил его есть говядину.****

По пути он принял заверения в верноподанстве мусульманского правителя Кашмира — Сикандершаха, и не трогая Кашмир, пошел в Афганистан. До своего ухода он поставил правителем Мултана и Пенджаба индо-мусульманского вельможу Хызрхана Сеида, который тринадцать лет спустя стал султаном Дели.

Фактически, как это было всегда, разгромив индо-мусульман-скую империю Дели, он покинул ее, оставив страну в полной анархии, разрушив все и ничего не сделав взамен. Он явился как бы с целью бороться против брахманизма, а на самом деле нанес сокрушительный удар по индийскому мусульманству. В какой-то

* Малфузати Тимури, 349. Зафер-наме, III, 110-I13.

** Зафер-наме, III, 106.

*** Джумада I, 801 года Хиджры, 9 января 1399 г. Зафер-наме, III, 118.

**** Зафер-наме, III, 152.


степени образованный человек, поклонник персидской литературы и иранского искусства, тяготевший к одной из наиболее утонченной цивилизации мира, вел себя как главарь орды, которая грабила, чтобы грабить, уничтожая и разрушая по причине невежества, культурные ценности. Этот своеобразный поборник ислама оказался на территории Индии, нанеся удар в спину передовым отрядам ислама. То же самое он осуществил в борьбе с Османской империей на подступах к Румынии.

Тамерлан и Мамелюки

Со стороны Ближнего Востока Тамерлану противостояли две крупных мусульманских силы: мамелюки и Османская империя.

Империя мамелюков, распространившая свое влияние на Египет с 1250 г. и Сирию с 1260 г., была в основном военным государством, так как тюрко-черкесская гвардия мамелюков, будучи отрядом телохранителей, устранила в 1250 г. легитимную династию, посадила на трон Каира своих военоначальников и в качестве военной аристократии руководила арабским населением, которое она к тому же подвергла эксплуатации. Как известно, в 1260 г. мамелюки при битве в Эн Джалуде успешно отразили монгольское нашествие и отбросили последних монголов в Персию на востоке Евфрата.*

Но, в конце XIV в. мощная военная машина, которая изгнала из Сирии крестоносцев и монголов, начала ослабевать по причине нескончаемых раздоров между военным руководством, в среде которой шла борьба за обладание египетско-сирийскими вотчинами и престолом. Мамелюкский султан Баркук (1382—1399), очень энергичный деятель, провел свою жизнь в усмирении восстаний и своих военноподданных. Тамерлан намеревался заключить с ним союз, но Баркук, отдававший себе отчет в том, какую опасность для ма-мелюкской империи представляла новая мощная сила, которая шла с востока, казнил посла Тамерлана (1393) и неоднократно предоставлял убежище султану Багдада — Ахмеду Джалаиру, который, как нам известно, был изгнан великим трансоксианским завоевателем. Сын и преемник Баркука, молодой султан Фараджи (1399—1412), с самого прихода на престол, отказался от подданства Тамерлану и не выдал некоторых беглецов. Тамерлан принял решение начать войну с мамелюками.

* См. выше. Р. Груссэ. История Крестовых походов, III, 603-607. Уэт. История Египетской нации, IV, 410.


Тамерлан, находившийся в то время в Малатии, двинулся в сторону Сирии по Аинтабской дороге (октябрь 1400 г.) и пошел на Алепп. У стен этого города он разбил мамелюкскую армию под командованием правителя Тимурташа, использовав боевых слонов, которых он привел из Индии и которые посеяли панику з стане врага (30 октября).*

Алеппо был тут же захвачен, а четыре дня спустя Тимурташ сам прекратил сопротивление. Захватив Алеппо, Тамерлан вновь предстал двуликим, изображая в одном лице изощренного грамотного казуиста и палача. Жестко используя иезуитские правила игры, он поставил перед идеологами ислама жгучий вопрос: кто из его убитых воинов или мамелюков, погибших на войне, имеет право на титул мученика? Затем он провел с ними курс теологии и поставил их в затруднительное положение, вынудив ортодоксальных суннитов считать Али в числе легитимных халифов.**

Проводя прекрасные ученые дискуссии с законодателями, он дал приказ об уничтожении гарнизона крепости, распорядился воздвигнуть «башни из отрубленных голов» и опустошить город. В течение трех дней продолжался грабеж этого крупного города, торговый центр которого был одним из самых известных в деловом торговом мире стран Ближнего Востока.

Далее, Тамерлан овладел Хамой, Хомсом, Баальбеком, и появился у Дамаска, куда прибыл молодой мамелюкский султан Фараджи из Каира для того, чтобы придать духу защитникам города своим присутствием. 25 декабря 1400 г. Фараджи попытался воспользоваться тем, что тимуридская армия поменяла место расквартирования и обосновался в Гуте, чтобы начать атаку с ходу, но был отброшен во время жестокой битвы.***

Фарадж, перед которым возникла угроза недовольства его ближайшего окружения, возвратился в Египет, покинув Дамаск на произвол судьбы. Уважаемые люди города, потеряв всякую надежду, были вынуждены капитулировать. В составе делегации, которая явилась к Тамерлану в связи с этим, находился видный историк Ибн Халдун из Туниса. «Тамерлан, пораженный респектабельным видом историка, очарованный даже его речами, усадил его и выразил благодарность за обстоятельство, позволившее познакомиться с таким образованным человеком.****

* Уэт, 526. Зафер-наме, III, 294-298. Арабшах, 124. ** Арабшах, 128-130.

*** Уэт. 529. Зафер-наме указывает на дату 19 Джумада I, 803, 5 января 1401 гг. (Зафер-наме, III, 325).

**** Уэт, 530. См. Арабшах, 143 и 296.


«Завоеватель с четками в руках, говоря о милосердии и божественном ниспослании, успокоил членов делегации, после чего город распахнул ворота. Но крепость не сдавалась и капитулировала только после длительной осады. Став повелителем Дамаска, Тамерлан увеличил в десять раз цифру, определенную как выкуп на жителей и наложил руку на все их богатства. Зафер-наме уверяет нас, что он в конце концов захватил все богатства города и уничтожил часть населения лишь только для того, чтобы наказать жителей Дамаска за их кощунственное отношение к Али, зятю Пророка, родившегося в 659 г. нашей эры.*

В самом разгуле грубого произвола возник ужасающий пожар, разрушивший значительную часть города, ставший причиной многочисленных жертв, и который охватил самую крупную мечеть Ом-мейадов, где тысячи и тысячи беженцев сгорели в пламени пожара. Наконец, 19 марта 1401 г. Тамерлан покинул Дамаск. Он увозил с собой всех лучших мастеров, которых только он мог собрать: ткачи по шелку, оружейники, стекольщики, горшечники, все они предназначались для того, чтобы сделать Самарканд более красивым, а также он увел с собой большое число образованных людей и множество из них стали рабами.**

Среди депортированных находился будущий историк Ибн Араб-шах, которому было двенадцать лет,*** который позже отомстил, написав о завоевателе беспощадно правдивую книгу.

Разграбив и опустошив Сирию, Тамерлан ушел оттуда ничего не предприняв, чтобы создать законное правительство. После его ухода Сирию тотчас же захватили мамелюки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: