Топ-12главных достижений Общероссийского Профсоюза образования в 2018 году
В рамках публичного отчёта Центрального Совета Профсоюза за 2018 г. определены 12 главных достижений Профсоюза в 2018 году.
I. Содействие росту уровня доходов.
Главное достижение – содействие законодательному установлению выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации (ГИА).
В связи с фактическим использованием в ряде субъектов РФ (на фоне оптимизации бюджетных расходов) механизмов неоплачиваемого заёмного и принудительного труда педагогических работников в целях привлеченияих к подготовке и проведению ГИА, а также в соответствии с определённой Профсоюзом[1] и Минобрнауки России задачей добиваться выплаты им компенсации за работу по подготовке и проведению не только ЕГЭ, но и ГИА в 9-х классахбыл подготовлен законопроект, предусматривающий выплату педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в любых формах. Соответствующий закон[2] был принят (с учётом позиции Профсоюза[3]) в 2018 году.
II. Обеспечение достойных условий труда.
Главное достижение – создание предпосылок для ограничения объёма отчётностиразличных категорий педагогических работников.
В целях устранения избыточной отчётности работников образования и на основании предложения профсоюзной стороны[4]в 2018 г. подготовлены и обнародованы совместные разъяснения Минобрнауки России и Профсоюза[5],конкретизирующие возможные должностные обязанности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей, связанные с разработкой и ведением ими документации. Эти рекомендации существенно ограничивают её перечень по сравнению с тем, который составляется на практике[6].Кроме того, Профсоюз обратился к Председателю Правительства РФД.А. Медведеву с предложением поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти принять в установленной для них сфере деятельности нормативные правовые акты, определяющие перечень информационных и иных материалов, представляемых образовательными организациями[7].
III. Социальная поддержка.
Главное достижение – внедрение федеральной дисконтной программы для членов Профсоюза.
В 2018 г. в Профсоюзе стартовал пилотный проект по переходу на единый электронный профсоюзный билет[8], предусматривающий в том числе социальную поддержку членов Профсоюза посредством совмещённой с ним и действующей в каждом субъекте РФдисконтной программы по предоставлению скидок и бонусов для приобретения широкого спектра товаров и услуг, а также кредитов на льготных условиях. К участию в данном эксперименте приступили уже 18 (22,5 %) региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и входящие в их структуру местные и первичные организации, на учёте в которых состоят свыше 1 млн. членов Профсоюза, в том числе более 350 тыс. студентов.
IV. Охрана труда.
Главное достижение – расчёт нормативных затрат на мероприятия по охране труда в образовательных организациях.
В 2018 г., в Год охраны труда в Профсоюзе[9], была достигнута официальная договорённость с Минобрнауки России о разработке для подведомственных ему организаций методических рекомендаций по расчёту норматива затрат на мероприятия по охране труда[10]. В результате Профсоюз подготовил и направил в Минобрнауки России проект соответствующих рекомендаций[11], обосновав необходимость выделения не менее 10 тыс. руб. в год на одного работника и предложив включитьсоответствующие расходы в норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания.
V. Социальное партнёрство.
Главное достижение – заключение соглашений с Рособрнадзором и Росмолодёжью.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Профсоюз заключил в 2018 г. соглашения с Росмолодёжью[12] (впервые) и Рособрнадзором[13] (взамен предыдущего[14] в связи с изменением структуры Правительства РФ). В частности, была закреплена договорённость об участии Профсоюза в проведении исследований, организованных Рособрнадзором в установленной сфере деятельности. При этом в связи с обнародованием Рособрнадзором в СМИ итогов так называемого «исследования компетенций учителей» Профсоюз обратился к его руководителю с открытым письмом[15], в котором указал на отсутствие у возглавляемого ведомства полномочий по оценке квалификации педагогических работников, в том числе в рамках проведения их аттестации.