Выполнение учебных заданий провести по методическим указаниям для студентов




При выполнении учебного задания №1 используют таблицы, слайды, гистологические препараты: инфаркт почки, гемолитическая анемия, злокачественная анемия, хр. лимфолейкоз, хр. миелолейкоз и другие.

В выводах указываются основные признаки, по которым различают виды повреждений клетки.

При выполнении учебных заданий № 2, №3 и №5 студенты (по 2 человека) анализируют и записывают схемы:

1. Роль кальция в механизмах повреждения клетки

2. Последовательность нарушений в клетке при гипоксии.

3. Стадии реакции клетки на повышенную нагрузку (по Ф.З.Меерсону).

4. Основные морфологические и биохимические, характеристики трех типов клеточной смерти.

При выполнении учебного задания №4 сформировать подгруппу для проведения эксперимента (или просмотр учебного фильма). В опыт взять лягушку, наркотизировать и обездвижить разрушением спинного мозга без декапитации. Фиксировать их на дощечке с помощью булавок животом кверху, обнажить область сердца, снять перикард, записать исходную электро­кардиограмму.

Лягушке положить на переднюю поверхность желу­дочка сердца небольшой ватный тампон, смоченный 0,5% рас­твором строфантина, содержащим строфантин Y (оубаин), ко­торый блокирует К+/Nа+ - зависимую АТФ-азу. В течение 1—2 минут с интервалом в 20—30 секунд регистрировать элек­трокардиограмму, отметить возникающие изменения.

По окончанию работы студенты отвечают на вопросы к выводу (смотри методические указания для студентов).

Обсуждение результатов, проверка выводов и протоколов

1. Обнаружены проявления сердечных аритмий

2. Строфантин блокирует Na+, K+-АТФ-азу локализованную на сарколемме кардиомиоцитов. Снижает уровень K+ и увеличивает канцентрацию Na+ в саркоплазме. Усиливает Na+/Ca2+ обмен. Увеличивается поступление Ca2+ в клетках миокарда. Приводит к усилению насосной функции сердца. Возникает Ca2+-перегрузка кардиомиоцитов. ↓К+ вызывает замедление процессов реполяризации и тем самым способствует возникновению ранних деполяризаций и аритмий по механизму тригерного автоматизма.

Определение конечного уровня знаний – II уровень

(решение ситуационных задач).

Задача№1

Примером гипоксии экзогенного происхождения является горная болезнь, которая может, наблюдаться у альпинистов и людей, совершающих восхождения в горы. Дефицит кислорода ведет к уменьшению образования АТФ, который приводит к повреждению клетки.

Вопросы:

1. Почему дефицит кислорода ведет к уменьшению образования АТФ?

2. Почему дефицит АТФ вызывает повреждение клетки?

Задача №2

У поступивших в клинику двух монозиготных близнецов грудного возраста обнаружены: увеличение печени (гепатомегалия), сниженный уровень сахара крови натощак (гипогликемия); содержание сахара в крови в ответ на введение адреналина повышается незначительно; в печёночных клетках резко снижена активность фосфорилазы и повышено содержание гликогена.

Цель задания: показать значение выраженного и стойкого дефицита одного из клеточных ферментов в развитии функциональных и морфологических расстройств на уровне органа и организма в целом.

Вопросы:

1. Какой патологический процесс развился у близнецов? Обоснуйте свои ответ.

2. Каковы возможные причины этого патологического процесса?

3. Каковы механизмы формирования патологического состояния

печёночных клеток?

4. Каков механизм возникновения гепатомегалии, гипогликемии и слабого гипергликемического эффекта на введение адреналина?

Задача №3

Для экспериментального моделирования гемолитической анемии животному вводят фенилгидразин, который стимулирует свободнорадикальные реакции и при контакте с эритроцитами вызывает дезорганизацию фосфолипидного слоя мембран и нарушение водно-электролитного баланса клетке.

Цель задания: охарактеризовать механизмы повреждающего действия активированных реакций перекисного свободнорадикального окисления липидов (ПСОЛ) внутри клетки и проанализировать специфические и неспецифические компоненты повреждения клетки.

Вопросы:

1. Попытайтесь продолжить характеристику механизмов повреждения мембран эритроцитов, исходя из того, что фенилгидразин стимулирует свободнорадикальные реакции.

2. Имеется ли здесь какое-либо специфическое проявление повреждения эритроцитов?

3. Назовите возможные в данном случае неспецифические проявление повреждения эритроцитов.

Задача №4

В токсикологической лаборатории в опытах in vitro на суспензионной монокультуре нормальных эпителиальных клеток исследовали возможные механизмы цитолиза, вызываемого токсическим веществом, входящим в состав отходов одного из химических производств. Данное вещество в токсической дозе вводилось в клеточную суспензию, однако прямого, непосредственного цитолитического эффекта не вызвало. Последний, развился лишь спустя несколько часов.

Цель задания: охарактеризовать возможные механизмы острого токсического повреждения клетки, в том числе - по типу аутолиза.

Вопросы:

1. Какие вообще известны патогенетические механизмы, которые

обусловливают развитие острого токсического повреждения клетки?

2. Выскажите предположение, почему цитолитический эффект в описанном эксперименте, оказался отсроченным.

Эталоны ответов на вопросы ситуационных типовых задач.

Задача №1

1. Отсутствует акцептор электронов и протонов.

2. Невозможны основные биологические процессы в клетке: синтез и распад веществ, поддержание потенциала покоя, всасывании, сокращении и расслабление, поддержании вводно-электролитного обмена

Задача №2

1. Повреждение печеночных клеток проявляется в форме их углеводной дистрофии - так называемого гликогеноза (патологического накопления гликогена).

2. Причиной данного клеточного повреждения является мутагенный механизм, т.е. повреждение генетического аппарата, которое привело к ферментопатии - дефициту фосфорилазы.

3. Дефицит фосфорилазы привёл к нарушению тех процессов, которые она должна обеспечивать в нормальных условиях. Поэтому у больных плохо протекает мобилизация гликогена печени. Это приводит к накоплению гликогена в печени, с одной стороны, и к гипогликемии, с другой.

4. Развитие гепатомегалии связано с накоплением значительной массы гликогена в печени. Дефицит фосфорилазы объясняет также не достаточный гипергликемический эффект адреналина (в нормальных условиях этот эффект обусловлен повышением активности фосфорилазы под влиянием адреналина).

Задача №3

1. Фенилгидразин стимулирует образование активных форм кислорода (супероксидный радикал и его производные) и липидных свободных радикалов, которые вызывают разрушение бимолекулярного фосфолипидного слоя мембран с образованием в них пор и ингибированием Nа++ - АТФ-азы. Это, в свою очередь, ведёт к вхождению ионов Nа+ в эритроцит, а затем и воды Эритроцит гипергидратируется и гемолизируется.

2. Гемолиз.

3. Нарушение состояния отдельных ионов в гиалоплазме; изменение трансмембранного соотношения ионов; изменение мембранного потенциала; дефицит АТФ; выход макромолекул из гиалоплазмы эритроцитов в плазму крови.

Задача №4

1. В качестве патогенетических механизмов различных форм острого токсического повреждения клетки могут выступать;

а) непосредственное, прямое структурное повреждение токсическим веществом цитоплазматической мембраны;

б) структурное повреждение внутренних мембран и органелл клетки;

в) расстройство внутриклеточных процессов энергетического обеспечения;

г) нарушение активности ферментных систем клетки;

д) водно-электролитные сдвиги в цитоплазме,

е) интенсификация свободнорадикальных перекисных реакций в клетке;

ж) нарушение процессов внутриклеточной регуляции (на уровне цАМФ, цГМФ).

2. Можно высказать несколько предположений:

а) происходила постепенная абсорбция и. следовательно, накопление токсического вещества на цитоплазматической мембране до его концентрации, способной вызвать разрушение мембраны;

б) токсическое вещество проходило через внешнюю клеточную мембрану, не повреждая её, а попав в цитоплазматическое пространство, вызвало структурные, метаболические или регуляторные нарушения перечисленные выше (см. п. 1 - б, в, г, д, е, ж), что через какой-то интервал времени приводило к аутолизу клетки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: