Вариант 1
Задача №1.
Приводятся данные по территориям Северо-Западного округа за 2002 год.
Численность населения на 1.01. 2000, млн. чел. | Средне-душевой доход в месяц, тыс. руб. | Валовой региональный продукт, млрд. руб. | Численность (среднегодовая) занятых в экономике | Основные фонды в экономике (на конец года), млрд. руб. | |||
Всего, млн. чел. | В % от численности населения | ||||||
Карелия | 0,8 | 1,7 | 11,3 | 0,312 | 40,8 | 81,3 | |
Коми | 1,1 | 2,1 | 28,4 | 0,495 | 43,5 | 179,6 | |
Архангельская | 1,5 | 1,2 | 22,8 | 0,567 | 38,9 | 170,5 | |
Вологодская | 1,3 | 1,3 | 24,1 | 0,572 | 43,4 | 123,7 | |
Мурманская | 1,0 | 2,5 | 23,8 | 0,423 | 42,3 | 142,1 | |
СПб | 4,7 | 1,7 | 89,8 | 2,330 | 50,0 | 425,3 | |
Ленинградская | 1,7 | 1,0 | 21,2 | 0,671 | 40,3 | 185,3 | |
Новгородская | 0,7 | 1,4 | 9,4 | 0,303 | 41,7 | 61,1 | |
Псковская | 0,8 | 0,9 | 6,5 | 0,302 | 37,7 | 69,1 |
Задание:
1. Необходимо сгруппировать территории со среднедушевым ежемесячным доходом: «до 1,500 тыс. руб.»; «1,500 тыс. руб. и более».
2. В каждой группе рассчитать:
- число территорий;
- долю занятых;
- фондовооруженность.
3. Оформить в виде таблицы с соблюдением правил.
4. Проанализировать полученные результаты.
Задача №2.
Приводятся сведения по регионам Европейской части России.
Регионы | Числен-ность населе-ния, млн. чел. | Численность занятых в экономике в % от чис-ленности населения | Среднемесячная заработная плата 1-го занятого в экономике, тыс. руб. | Стоимость валового регионального продукта в среднем на | |
1-го занятого в экономике, тыс. руб. | 1 руб. стоимости основных фондов в экономике, коп. | ||||
Северный | 5,7 | 41,7 | 2,06 | 46,6 | 15,8 |
Северо-Западный | 7,9 | 45,9 | 1,69 | 35,2 | 17,1 |
Центральный | 29,2 | 45,5 | 1,85 | 46,4 | 20,9 |
Задание:
Выполните расчёт средних значений каждого показателя, укажите вид использованных средних.
Задача №3.
Приводятся данные за 2002 год о распределении территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1 руб. стоимости основных фондов в экономике.
Группы территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1 руб. стоимости основных фондов в экономике | Число территорий в каждой группе |
от 7,6 до 11,3 | |
от 11,3 до 15,0 | |
от 15,0 до 18,7 | |
от 18,7 до 22,4 | |
от 22,4 и более | |
Итого: |
Задание:
1. Выполните расчёт абсолютных и относительных показателей вариации, коэффициент асимметрии и показатель моды.
2. Постройте на одном графике гистограмму и полигон распределения частот.
3. Выполните анализ полученных результатов.
Вариант 2
Задача №1.
Структура расходов домашних хозяйств (семей) на конечное потребление в 2002 году в федеральных округах Российской Федерации (в процентах от общего объёма расходов на потребление).
№ | Расходы домашних хозяйств (семей) | Федеральные округа | |
Северо-Западный | Сибирский | ||
на покупку продуктов питания | 50,0 | 39,4 | |
стоимость натуральных поступлений продуктов питания | 5,0 | 14,4 | |
на покупку непродовольственных товаров | 27,4 | 30,4 | |
на покупку алкогольных напитков | 2,7 | 2,3 | |
на оплату услуг | 12,3 | 11,9 | |
стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот | 2,5 | 1,6 | |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Задание:
Проанализируйте особенности структур, используя оценочные показатели различий структуры.
Задача №2.
Имеются фактические данные государственной статистики о системе учреждений отдыха.
Виды учреждений отдыха | Число учреждений | В них отдыхало, тыс. чел. | ||
Дома отдыха и пансионаты | ||||
Базы отдыха | ||||
Туристские базы | ||||
Итого: | — | — |
Задание:
1. Определите недостающий признак-фактор и рассчитайте его отчётные и базисные значения.
2. Рассчитайте общие индексы: а) числа учреждений; б) численности отдыхавших в них; в) индекс недостающего признака-фактора. Представьте результаты в системе взаимосвязанных индексов.
Задача №3.
Предлагается проанализировать данные о реализации фруктов в магазинах района.
Группы фруктов | Выручка от реализации товаров, млн. руб. | Индивидуальные индексы цен | |
База | Отчёт | ||
Бананы | 85,0 | 0,90 | |
Яблоки | 149,6 | 1,04 | |
Апельсины | 72,3 | 1,09 | |
Итого | 306,9 |
Задание:
1. Рассчитайте темпы прироста цен по каждой из трёх товарных групп.
2. Рассчитайте общий индекс цен как средний из индивидуальных по схеме: а) Пааше; б) Ласпейреса.
3. Объясните причину различий их значений.
Вариант 3
Задача №1.
Приводятся данные по территориям Центрального округа за 2002 год.
Числен-ность населения на 1.01. 2000 г., млн. чел. | Среднегодовая численность занятых в экономике | Валовой регио-нальный продукт, млрд. руб. | Основные фонды в эконо-мике, млрд. руб. | Приходится в среднем стоимости фондов на 1-го занятого в экономике, тыс. руб. | |||
Всего, млн. чел. | в % к численности населения | ||||||
1. | Брянская | 1,4 | 0,55 | 38,0 | 11,9 | 119,6 | 218,9 |
2. | Владимирская | 1,6 | 0,70 | 43,6 | 115,2 | 164,8 | |
3. | Ивановская | 1,2 | 0,48 | 39,3 | 9,1 | 74,2 | 154,9 |
4. | Калужская | 1,1 | 0,47 | 43,8 | 10,9 | 94,9 | 200,6 |
5. | Костромская | 0,8 | 0,33 | 41,6 | 8,9 | 79,1 | 243,4 |
6. | Москва | 8,5 | 5,05 | 59,2 | 362,5 | 1222,8 | 242,1 |
7. | Московская | 6,4 | 2,33 | 36,1 | 100,6 | 489,3 | 209,9 |
8. | Орловская | 0,9 | 0,37 | 41,7 | 10,2 | 54,5 | 145,7 |
9. | Рязанская | 1,3 | 0,52 | 40,5 | 14,2 | 107,3 | 206,3 |
Смоленская | 1,1 | 0,45 | 39,6 | 12,2 | 112,6 | 251,9 | |
Тверская | 1,6 | 0,63 | 39,6 | 17,7 | 162,7 | 257,8 | |
Тульская | 1,7 | 0,77 | 44,0 | 19,1 | 150,3 | 196,5 | |
Ярославская | 1,4 | 0,64 | 45,0 | 22,3 | 167,8 | 264,3 |
Задание:
Необходимо сгруппировать территории с уровнем фондовооружённости «до 240 тыс. руб.»; -«240 тыс. руб. и более». В каждой группе рассчитать:
- число территорий;
- долю занятых;
- фондовооруженность.
Оформить в виде таблицы с соблюдением правил.
Проанализировать полученные результаты.
Задача №2.
Приводятся сведения по регионам Европейской части России.
Регионы | Численность занятых в экономике | Среднеме-сячный душевой доход населения, руб. | Стоимость валового регионального продукта в среднем на | |||
Всего, млн. чел. | в % от численности населения | |||||
1-го занятого в экономике, тыс. руб. | 1 руб. стоимости основных фондов в экономике, коп. | |||||
Волго-Вятский | 3,59 | 43,2 | 27,2 | 14,5 | ||
Центрально-Чернозёмный | 3,15 | 40,5 | 27,9 | 12,5 |
Задание:
Выполните расчёт средних значений каждого показателя, укажите вид и форму использованных средних, приведите расчётные формулы. Проверьте правильность результатов.
Задача №3.
Предлагается проанализировать фактические данные о производстве стиральных машин в РФ, тыс. штук.
Годы | |||||||||
Тыс. штук. |
Задание:
1. Определите вид динамического ряда и постройте график фактических уровней.
2. Рассчитайте показатели динамики за каждый год изучаемого отрезка времени.
3. Выполните расчёт динамических средних за I-ый период (1994-1996 гг.) и за II-ой период (1997-2002 гг.).
4. Проанализируйте результаты, сделайте выводы.
Вариант 4
Задача №1.
Приводятся данные за 2002 год о распределении территорий РФ по уровню среднемесячного душевого дохода, тыс. руб.
Группы территорий РФ по уровню среднемесячного душевого дохода, тыс. руб. | Число территорий в каждой группе. |
От 0,39 до 0,74 | |
От 0,74 до 1,10 | |
От 1,10 до 1,45 | |
от 1,45 до 1,80 | |
от 1,80 и более | |
Итого: |
Задание:
Выполните расчёт абсолютных и относительных показателей вариации, коэффициент асимметрии и показатель моды, постройте на одном графике гистограмму и полигон распределения частот, выполните анализ полученных результатов.
Задача №2.
Структура денежных доходов населения в 2001 и 2002 гг. в Российской Федерации (в процентах от общего объёма денежных доходов)
№ | Источники денежных доходов населения | Годы | |
оплата труда | 35,3 | 38,1 | |
доходы от предпринимательской деятельности | 12,6 | 15,9 | |
социальные трансферты | 13,4 | 14,4 | |
доходы от собственности | 7,3 | 7,1 | |
другие доходы | 31,4 | 24,5 | |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Задание:
Проанализируйте особенности структур, используя оценочные показатели различий структуры.
Задача №3.
Имеются фактические данные государственной статистики о системе интернатных учреждений для детей.
Виды интернатных учреждений для детей | Число учреждений | В них детей, тыс. человек | ||
Школы интернаты для детей-сирот | 29,3 | 26,5 | ||
Школы интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья | 242,1 | 198,2 | ||
Итого: | — | — | 271,4 | 224,7 |
Задание:
1. Определите недостающий признак-фактор и рассчитайте его отчётные и базисные значения.
2. Рассчитайте общие индексы: а) числа учреждений; б) численности детей в них; в) индекс недостающего признака-фактора. Представьте результаты в системе взаимосвязанных индексов.