Чтение как система духовно-нравственного опыта молодежи во внеучебной работе




Кузнецова Ирина Васильевна,

Колегова Яна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Удмуртский

государственный университет»,

Научный руководитель: Вахрушева Л.Р.

г.Ижевск, РФ

Е-mail: ikuznecova9898@mail.ru

Чтение как система духовно-нравственного опыта молодежи во внеучебной работе

Проблема духовно-нравственного просвещения и воспитания является весьма актуальной в современном российском обществе.

Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее, выступает одним из ресурсов формированиядуховно-нравственного просвещения молодежи.

Духовно–нравственное воспитание определяется как целенаправленный организованный процесс, способствующий формированию нравственных чувств, облика, позиции,поведения личности.

Каково значение чтения в духовно-нравственном воспитании молодежи?

От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит духовное развитие и будущее нации.Согласно проведенным в разных странах исследованиям, читающие люди от нечитающих отличаются своим интеллектуальным развитием. Они способны мыслить глобально, находить правильное решение, иметь творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют мысль, свободнее пишут. Легче вступают в контакт и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и образованного человека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный и даже универсальный индикатор состояния общества.

Какой видят библиотеку молодые люди?По последним социологическим исследованиям, библиотека входит в круг внеучебной деятельности студентов.

Представления студентов о традиционной библиотеке жестко поляризованы. Некоторые студенты демонстрируют приверженность стереотипам. Они представляют библиотеку как: «дом культуры», «тихое спокойное место», «хранилище информации», «храм книги», «кладовая знаний и трудов», «старое, мало освещенное здание» и т.д.

В последнее время активно выражается социальная востребованность библиотек. Используя различные формы обслуживания пользователей, организации досуга людей, современные библиотеки должны способствовать формированию высоконравственной развитой личности, обогащению её духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие развитие российского общества.

Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии очень велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение художественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности, активной, творческой, образованной,эрудированной, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту, цельность мировоззрения.

Среди молодежи наибольшей ценностью является свобода личности, однако она часто понимается как вседозволенность. Задача библиотеки дать юношеству представление об этических нормах и помочь формированию нравственного здоровья.

Стремясь привлечь новых читателей, эффективно взаимодействовать с целевыми читательскими группами, сформировать позитивный имидж и развивать социальное партнерство с различными организациями и учреждениями, библиотеки используют как традиционные формы услуг группового библиотечно-информационного обслуживания (книжные выставки, кружки и клубы, читательские конференции, литературно- художественные вечера), так и новые формы (фольклорные праздники, флешмобы, праздники с элементами народных обрядов, ток- шоу, библиотечный (либо читательский) театр, арттерапевтический клуб, различные тренинги, книжное кафе и многие другие).

Молодежь идет туда, где ее любят и ждут, чтобы не только примоститься с книгой на диване, среди книжных массивов, а туда, где можно развиваться, спорить, самоутверждаться, проявить себя как всесторонне развитую личность,воплощать свои идеи, увлекать в этом других и создавать моду на чтение. Именно в этом помогают молодому поколению российские библиотеки.

Они открывают различные площадки для самореализации, создания досуга молодежи и, используя свой огромный общеинтеллектуальный потенциал, разнообразные ресурсы, методы и средства работ, создают благоприятную стартовую площадку для духовно – нравственного развития.

Ежегодно по всей России проходит фестиваль чтения «Библионочь». Впервые акция была инициирована в 2012 году библиотечным сообществом, и уже через два года ее поддержало более двух тысяч площадок по всей стране. Это масштабное мероприятие проходит в поддержку чтения. В эту ночь все библиотеки, музеи, галереи, арт-пространства и клубы России открывают свои двери для посетителей сверх обычного времени. На этой площадке организуются специальные программы для людей самых разных возрастов, но особое внимание уделяется молодежи, как на особую группу, формирующую облик нашей страны. В рамках фестиваля проводятся всевозможные мастер –классы, образовательные программы, интеллектуальные игры, партнерские акции, позволяющие человеку раскрыть свой потенциал и проявить свою жизненно-активную позицию во всех сферах деятельности.

Так же, большим интересом и популярностью у молодежи в стенах библиотек пользуются медиа-беседы, арт-часы, творческие вечера, где ведется активная работа по развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Создается множество информационно-дискуссионных клубов, позволяющих в виде бесед решать насущные нашему времени проблемы.

Изучение и анализ материалов уже реализованных проектов более ста российских библиотек, показывает, что их деятельность чрезвычайно многообразна, несет в себе сильный творческий заряд. Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность форм деятельности библиотек.

Многие из них, желая донести идею ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек - на улицы, в кафе, в гущу людей. Примером может служить интересный, хорошо продуманный и прекрасно проведенный библиотечный проект в г. Астрахани.

Целью проекта было привлечение внимания к поэзии. Библиотека провела соответствующую открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и др. Акция проходила в три этапа. Первый этап - визуальный. Условный девиз «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова, Крученых, Вознесенского, Мориц и других постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения; в этом им помогали живопись, аппликация, компьютерная верстка, фотография, бытовые предметы. Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка. Стихи звучали и в архивных записях, и в авторском исполнении. Третий этап акции назывался «Стихия стиха - Стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по обычной или электронной почте. Место действия - городской парк, кафе, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них - книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно подросток, был охвачен ею.

Большой успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга».Авторы этого, как они определили сами, «книжно-гастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе - образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке было открыто литературное кафе, которое начинало работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, происходят обсуждения книг, обмен читательскими впечатлениями, общение всех тех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки открыта «виртуальная

кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе можно высказать свое мнение о книгах, о библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.

Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. У участников проекта должно было сложиться (и складывалось) мнение о том, что «человек читающий - человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).

Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».

Проект «Сказки нашего двора» (г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги, городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотекарей-«сказочников». Цель проекта заключалась в утверждении ценности чтения как в малом сообществе детей и взрослых (двор), так и в большом культурном пространстве родного города.

Часть присланных на конкурс проектов была посвящена развитию культуры чтения, повышению читательской активности. В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г.Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), был организован клуб «Человек читающий».

Во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и

видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение на них разнообразной информации, и использование CD-дисков, и многое другое.

Формирование ответственной, нравственной личности не может осуществляться без получения человеком практического опыта жизни в обществе, навыков общения, взаимодействия с окружающей средой, дискуссий и проявлением многих взглядов и позиций. Для этого в библиотеках разрабатываются все новые методики, формы проведения бесед, занятий, которые бы способствовали формированию самостоятельной мысли, склонности к саморазвитию и культурному росту.

Акции, мероприятия, выставки, литературные гостинные информационные ресурсы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: