Средневековые университеты




Предмет цели и задачи курса

Университет-учебная дисциплина изуч историю и современные вузы, их структуру, деятельность и место в об-ве.

Цель: определение роли места и предназначении университетов

Задачи:

· Изучение основных этапов направления и форм образования

· Изучение истории их деятельности

· Роль университета в жизни людей(по регионам и эпохам)

· Определение основных этапов развития университетского образования в РБ

· История БГУ

· Изучение структуры и основных направлений деятельности современных универов

· Изучение сути университетской и ВУЗовской системы образования в РБ

· Определение тенденций(болонский процесс)

· Восприятие университета как цивилизованного феномена

1989г- отделение политэкономии отделилось от истфака. В каком году филосовско-экономический разделился?

Университет-основной вид вуза в истории человечества

Университет (нем-universitas) –совокупность(как хозяйственная) В средние века так называли любое собрание граждан по профессиональному признаку. Потом университет закрепилось за цехом тех кто учит и тех кого учат. ALMAMATER-мать кормящая-пища духовная. Считается что первый западноевропейский университет возник в 1088г создали юристы на севере Италии (г.Баллония).-старейший универ.

В 1088г. Юрист Ирнерий открыл публичные лекции по праву-первый университетский процесс. За короткий срок к правоведам присоединились медики богословье философы

Эти 4 факультета до середины 19 века составляли костяк университета.

В 19 веке появляются физический химический биологический, филологи историки.

Университет-вуз где готовят широкопрофильные специалисты.

По своей направленности по отношению к практике науки, которые изучаются принято делить на фундаментальные(познаются без широкого применения) и прикладные(применение на практике).В универе 2 составляющие:образование+ наука.

Немецкий философ Ф.Шеллинг «универы-питомники науки, которые становятся учреждениями общей культуры»

Принципы жизни университета: самоуправление и автономия

Из бывших советских универов ближе всего МГУ. По крайней мене финансирование этого ВУЗа стоит отдельной строкой в РФ.

Придавать университету статус государственного учреждения начали французы и австрийцы(18-19век). В России это переняли «императорский». В Англии нет и не былогос вузов. Самые престижные универы нового времени германские. За первенство в области университетского образования идет между МГУ(1755 Ломоносов и Шувалов) и санкт-питербургский 1819

Распад СССР дер.вискули 8-10 дек 1991г. ®много универов.

Классическиеуниверситеты в РБ:

· БГУ 1931

· Гомельскийгосунивер им. Скарины.,

· Гродненскийгос им. Купалы.

· Могилевский гос. им.Кулишева(бывший пед)

· Брестскийгосунивер им Пушкина

· Витебскийгосунивер им. Машерова

· Полесскийгосунивер (Пинск)

· Барановичский

· Мозырьскийгосунивер

· Полоцкий госунивер(новополоцк и полоцк)

Академия и институт. Виды и структура вузов в РБ

Академия

¾ одна отрасль,

¾ др.греч. Платон школа в Афинах(рядом с городом возле рощи, посвященной Академу)

¾ в средневековье не было термина Академия

¾ академию реформировали во времена Ренессанса(Флоренция)

¾ возрождение 17-18 век, Франция и Голланлия

¾ 1666- парижская Академия(Людовик 14-й)(Учебный центр а не заведение)
®современная академия наук

¾ В России тоже как научное учреждение 18 век

¾ академия®научное заведение

Институт

¾ хотя бы одна специальность

¾ самое молодое

¾ в России к примеру был горный институт, смольный институт благородных девиц-не высшее

¾ в СССР поднимали уровень населения

¾ самые популярные направления были: пед инженер мед

¾ в России

o МФТИ 1951г-подготовка инженеров ядерщиков

o ВГИК (кинематография)

o МИСИС (стали и сплавов)

¾ В РБ

o Гомельский инженерный институт

 

Вывод: в настоящее время имеются университеты, институты и академии

Виды вузов в РБ

Регулируются:
законом РБ о высшем образовании
кодексом РБ об образовании 1 сен 2011

Они предусматривают:

· Классический университет(бакалавры и магистраты)

· Профильный университет(академия, консерватория):БНТУ, БГУК, БГМедУ

· Институт

· Высший колледж – ВУЗ осуществляет подготовку бакалавров.: колледж связи, радиотехнический колледж, авиационный колледж.

Тип вуза заявляется при создании заведения и может быть измене. Соответствие заявленного типа по итогам гос аккредитации в порядке установленном РБ. Критерии аккредитации устанавливаются мин образования.

Вузы


Государственные

Частные


Вузы могут иметь филиалы к примеры
БГЭУ
БНТУ(политех)-сейчас нет
филиал за рубежом имел Гомельский университет потребительской кооперации

Каждый вуз имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений

Вуз должен иметь лицензию

Для диплома гос образца вуз должен быть аккредитован

Аттестация- проверка вузов гос органами власти на проф состоятельность

Обучение от 4 до 6 лет

Дневное(очное)
вечернее(очно-заочное)
заочное
дистанционное

Возглавляет вуз ректор его замы-проректоры, стратегические вопросы вуза-ученый совет, делится на факультеты(институты).В военных вузах начальники. Институт возглавляет директор.

Зам декана

По учебной работе- Васильева Елена Эдуардовна

По научной- Полонк Степан Степанович

По работе с ин студентами Королева Анна Анатольевна

По учебно–воспитательнойт работе- Воробьев Александр Владимирович.

Кафедра-подразделения которые подготавливают студентов в рамках специальности

Аспирантура-подготовка преподавательских составов

 

Средневековые университеты

12-13 век ваганты. Антицерковные настроения
Первый капитулярий появился в 8-9 веке при королеве. В королевский период основой были монастырские школы, там изучали языки, культуру, изучение латыни стало самостоятельной наукой, её знали и старались говорить на ней, и красиво писали, но потом это будет редкостью. Образование стало чем-то очень важным, за ним гонялись.

В монастырях отношение к образованию имело особенность одну: она заключается в том что для людей которые учились в школе, важен был не результат а процесс, потому что это была из форм служения богу. Эта традиция вышла на первый план, процесс-это самое главное

Скриптория-здания при монастыре, занимающееся перепиской книг, за это обещали отпущение грехов(переписывали книги СТОЯЮ зарабатывали остеохондроз, и варикозное расширение вен на ногах, надо было работать лет так 10)

Второй тип школ в следующий период – школа при епископских центрах, при капитальных школах. Вскоре они становятся наиболее важными, там учили риторику, искусство, туда приходили гораздо более зрелые люди чем в школу при монастыре. Самое важное что прихожане были наиболее обеспечены! За знания надо платить ведь!(Плата за образование-это интеллектуальный переворот, люди должны были его ценить и понимать что это такое).

После тысячного года человечество стало нуждаться в духовном развитии. В западной Европе развивались Социальные институты, различные классы. Что-то похожее происходило и в Китае. Университет это не просто высшая школа, но это оформленная корпорация, она не зависима, и владение высоким уровнем автономии. НО раньше школы всегда зависели от правителя.

Университет всегда присуждал человеку степень. После окончания, человек овладевает многими новыми для себя качествами и знаниями, и выходит совсем другим человеком.

В 1215 открылся Парижский универ, сост из 4 факов. ВО многих универах существовали школы для маленьких, начальные школы, они тоже входили в систему университетского образования. Дальше проходила система отбора. Поступали самые различные социальные группы, но дляэто нужны были деньги, и конечно платили и поступали самые одержимые образованием люди.

В дальнейшие годы, богатые люди после своей смерти(имевшие универовское образование) завещали все свое богатство бедным.

Здание университетов: Сначала зданий никаких не существовало, люди сами собирались, в каком-то церковном здании, или снимали частное помещение, до 14-ого века было так, а потом становилось все больше и больше коллегий(в коллегию можно было попасть только с очень большими знаниями или с деньгами).

На экзамене человек показывал документ который подтверждал его посещаемость и успеваемость.

Арифметика, музыка и астрономия- первые и главные дисциплины, надо было постичь высокую божественную гармонию. В Париже в 12-ом веке можно было получить знания по разным дисциплинам, даже иностранные языки. Многие студенты ходили от препода к преподу и получали знания тех предметов, которые им нужны были.

Как шло преподавание? Как сейчас, все пары по порядку?? Все разные препода или один?
Сначала шло чтение книги, потом высказывали все свои точки зрения. После прослушивания одного препода, человек шел к другому.
нужно было иметь материальные вещи чтобы удерживать объем инфы(запись текста это самое главное, можно было записывать на краях полей, книги были очень дорогим удовольствием). С 19-ого века появляется…..это говорит о том что для интеллектуальных людей, это стало обычным делом.

В книгах появлялись главы, абзацы, строфы, текст начинал структурироваться.

Для обмена валют существовали валютчики. Они сидели на скамейке, которая называлась банка, от сюда слово Банк, а после обмана студентов, валютчиков могли разграбить и сломать скамейку эту, тогда по-испански говорили банка ротте -, от сюда слово банкрот.

Университеты учили по широкому профилю, но всегда Ученым и студентам нужна была практика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: