Учебный кейс 3 «П»
«Является ли Счетная палата РФ политическим институтом?»
Описание проблемной ситуации
В своем интервью журналу «Эксперт» председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова отметила, что «объем нарушений в деятельности российских министерств и ведомств оценивается почти в 956 миллиардов рублей, пока это предварительная цифра, окончательная будет в конце марта. Эта оценка охватывает не только министерства и ведомства и их подведомственные учреждения и предприятия, но все органы госвласти, которые мы проверяем, включая бюджеты регионов, государственные внебюджетные фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, а также госкорпорации и госкомпании (по закону СП аудирует ГК «Автодор» и все акционерные общества с госучастием – «Эксперт»). В 2016 году Счетная палата провела 320 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, мы проверили 2165 объектов»[1].
В своем интервью Т. Голикова провела ранжирование нарушений в деятельности российских министерств и ведомств.
1. Большое количество нарушений по-прежнему относится к сфере госзакупок. Это:
– неправильное определение начальной максимальной цены контракта;
– нарушение процедур, установленных 44-м ФЗ в работе с бюджетными средствами;
– нарушения норм 223-го ФЗ, касающихся работы госкорпораций и акционерных обществ с госучастием;
– нарушение нормы Бюджетного кодекса, которая запрещает принимать обязательства выше объемов бюджетных ассигнований, которые установлены Законом о бюджете для соответствующих получателей и распорядителей бюджетных средств. В результате у государства возникают обязательства, не санкционированные Законом о бюджете, требующие исполнения.
2. Вторая группа – это нарушения, связанные с неэффективным управлением госсобственностью. К этой группе отнесены факты, связанные с недопоступлением доходов в бюджеты всех уровней. Причем не в результате обстоятельств непреодолимой силы, а просто по факту нарушения финансовой дисциплины. Здесь Счетная палата достаточно плотно взаимодействует с налоговой службой и таможенной службой. Это небыстрые процессы, но определенные позитивные сдвиги в этом направлении есть.
3. В 2016 году на третье место вышли нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной отчетности. В частности, речь идет о значительных авансах, выделенных из федерального бюджета, которые остались неотработанными. По состоянию на 1 октября прошлого года сумма задолженности по выданным авансам достигла 3,8 трлн рублей, а просроченной – 0,3 трлн рублей.. К этой же группе нарушений Т. Голикова отнесла неотражение в бюджетной отчетности объектов незавершенного строительства.
4. Нарушения исполнения федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Традиционно на ее реализацию выделяется порядка одного трлн рублей ежегодно, даже в последние три года, когда началось сжатие расходной части бюджета. Но в России устойчиво снижается исполнение ФАИП. По состоянию на 1 января 2017 г. из 496 объектов программы, которые подлежали вводу в 2016 г., было введено лишь 159, или 32,1 %, что значительно меньше аналогичного показателя за 2015 год – 45,4 %.
Фактически, отметила Т. Голикова, количество нарушений в деятельности российских министерств и ведомств не снижается. При том, что результаты своей работы председатель Счетной палаты РФ напрямую докладывает президенту России.
Управленческой проблемой в данном кейсе является низкая политическая роль Счетной палаты Российской Федерации в российском обществе.
Задание
на решение учебного кейса 3 «П»
«Является ли Счетная палата РФ политическим институтом?»
Задание 1. Самостоятельно разберитесь в сути Политического института. Дайте определение Политического института (изложите его в виде текста объемом не более трех абзацев).
Задание 2. Проанализируйте описание проблемной ситуации и дайте ответ на вопрос: является ли Счетная палата РФ политическим институтом? Аргументированный ответ (не менее пяти аргументов) изложите в таблице 1 к кейсу 3.
Таблица 1 к кейсу 3 «П»
Ответ: да/нет | Аргументация Вашего ответа |
1. | |
... | |
5. |
Задание 3. Проанализируйте Приложение 1 (статьи 2-5, 13-15, 19-31) к кейсу 3 и дайте ответ на вопрос: является ли Счетная палата РФ политическим институтом? Аргументированный ответ (не менее десяти аргументов) изложите в таблице 2 к кейсу 3.
Таблица 2 к кейсу 3 «П»
Ответ: да/нет | Аргументация Вашего ответа |
1. | |
... | |
10. |
Задание 4. На основе выполненных Вами ранее Заданий 1-3 предложите план действий (не менее чем из пяти конкретных мероприятий) по усилению политической роли Счетной палаты РФ. Постарайтесь представить последствия реального проведения этих мероприятий. Заполните таблицу 3 к кейсу 3.
Таблица 3 к кейсу 3 «П»
№ п/п | Мероприятие по усилению политической роли Счетной палаты РФ | Прогнозируемые Вами последствия(не менее двух по каждому мероприятию) |
1. | ||
... | ||
5. |