Тема: Инновации и инновационная деятельность предприятий.
Инновации – это вновь созданный материал, продукция или технология, впервые внедряемые в производство, а также формы организации и управления. Инновации представляют качественные изменения, которые являются ступенями в развитии производительных сил и повышении эффективности производства.
Классификация инноваций.
1. По содержанию:
- производственные (технологические) – новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.;
- управленческие – новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
- информационные – новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
- социальные – изменение условий труда, быта, экологии и т.п.
2. По уровню новизны:
- базисные инновации - продукты основанные на высоких и продвинутых технологиях, которые позволяют сформировать новое поколение техники;
- улучшающие (средние) инновации – продукты основанные на технологиях среднего уровня и направлены на реализацию незначительных изобретений;
- псевдоинновации (мелкие инновации) - технологиях низкого уровня.
3. По месту использования:
- в производственной сфере,
- в непроизводственной сфере.
4. По масштабам применения:
- единичные
- массовые.
Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. Инновационная деятельность состоит из этапов:
1) возникновение идеи;
2) научно-исследовательские работы – исследуются возможности реализации возникшей идеи;
3) опытно-конструкторские работы – осуществляются, если получен положительный результат на предыдущем этапе и заключается в разработке конструкторской документации, создание опытного образца, который проходит опытные испытания (т.е. опытное производство);
4) производство новой продукции – осуществляется, если опытные испытания прошли успешно;
5) выход на рынок с новым продуктом и разработка новой концепции маркетинга инновационного продукта (т.е. либо новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя, либо на стадии разработки продукта проводится агрессивная компания по формированию потребности в новом товаре, и к выходу товара на рынок, потребитель уже ждет его).
Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли и следовательно устойчивое положение предприятия на рынке.
Тема: Прибыль предприятия.
Предприятие осуществляет поставку продукции на рынок и получает доход от ее реализации.
Различают следующие виды дохода:
1)валовой доход (выручка) – денежные средства, полученные от продажи произведенной продукции:
ВД=Ц×Vпрод.
где: Ц – цена проданной единицы (руб.); Vпрод – количество проданной продукции (ед.).
2)средний доход – денежные средства, полученные от продажи 1 единицы продукции:
3)предельный доход – дополнительный доход, который получит предприятие от продажи одной дополнительной единицы продукции:
где:ΔВД – прирост валового прироста (руб.); ΔVпрод. – прирост объема выпущенной продукции.
Главная цель предприятия – максимизация прибыли от производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль – представляет собой чистый доход предприятия, созданный в сфере материального производства в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль определяется как разность между ВД (выручкой) и общими издержками.
В условиях рыночной экономики прибыль является:
1)важнейшим источником накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов;
2)источником самофинансирования и развития предприятия;
3)основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия;
4)источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
В условиях рынка особенностью прибыли является не ее накопление в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
1)результативная – характеризует результат производственно-хозяйственной деятельности.
2)стимулирующая – источник самофинансирования предприятия (для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия);источник материального вознаграждения работников и выплаты дивидендов владельцам капитала.
3)финансирующая - источник формирования государственного и местных бюджетов.
На предприятии определят следующие виды прибыли:
1.Прибыль предприятия (Балансовая): БП = П реал.прод.+Поперац+Пвнереал. опер.
а) прибыль от реализации продукции: Преал. прод.=Впрод.–Н– С/ст.
где: Впрод. – выручка от реализации продукции; Н – косвенные налоги, включенные в цену и выплачиваемые из выручки (НДС, А);
С/ст – полная себестоимость продукции.
б) прибыль от операционной деятельности – реализация прочих ценностей (ОПФ, излишние материалы и т.п.) Ппроч.= Впроч. реал..–Н–З
где: Впроч. реал.. – выручка от продажи материальных ценностей, ОПФ; Н – косвенные налоги, включенные в цену и выплачиваемые из выручки;
З – затраты связанные с реализацией (транспортировка, складирование, остаточная стоимость ОФ).
в) прибыль от внереализационных операций: Пвнер. опер.=Двнер. опер.–Рвнер. опер.
где: Двнер. опер. – дивиденды по вкладам предприятия в деятельность других предприятий, проценты по акциям, принадлежащих предприятию и другие ценные бумаги; Рвнер. опер. – расходы по данным операциям.
2.Налогооблагаемая прибыль – прибыль подлежащая нологообложению: НП = БП – Пльгот.
где: Ннедв. – налог на недвижимость (1% в год от остаточной стоимости ОФ); Пльгот. – льготируемая прибыль.
3.Льготируемая прибыль – прибыль от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий от аварий на ЧАЭС, прибыль производственных мастерских учебных заведений, опытно-эксперементальных предприятий в результате обучения студентов; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов (50% ППП)и т.д.
4.Чистая прибыль – размер прибыли, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов: ЧП = НП – Нприбыль – Транспортный сбор.
Чистая прибыль распределяется в порядке, предусмотренном в учредительном договоре в следующем порядке:
1)Первоочередные платежи из прибыли в бюджет, уплата штрафов, пении, неустоек.
2)Фонд потребления – социальные выплаты, материальное стимулирование работников и т.п.
3)Фонд накопления – для расширения производства, развития предприятия.
4)Резервный фонд
5)Дивидендный фонд