Игровой тренинг «Планета доброты и толерантности»
Педагог –психолог: Вольских Римма Расимовна, МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала учащихся.
Обучающие:
5) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
6) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
7) Диагностика различий среди участников тренинга.
Методы работы:
Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группах, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет
Материалы и оборудование:
- помещение с расставленными столами для групповой работы (2 группы – 2 стола);
- мультимедийное оборудование, презентация;
- CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дружба», «Улыбка», «Вместе весело шагать», музыка для релаксации;
- тексты стихов для участников тренинга - С. Маршак «Всемирный хоровод», Б.Заходер «Мы – друзья»;
- альбомные листы, карандаши;
- карточки с проблемными ситуациями для каждой группы;
- кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
Структура занятия:
1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.
Ход проведения тренинга:
Первый этап
Дети заходят в класси рассаживаются на свои места. Звучит песня «Улыбка» Шаинского
- Здравствуйте, друзья.
Сегодня наше занятие посвящено теме доброты и толерантности.
16 ноября – Международный день толерантности.
- А вы знаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия нужно поприветствовать друг друга.
Игра «Давайте поздороваемся».
Я приглашаю в центр класса по два представителя от каждой команды. Представьте себе, что вы встретили приятеля из другой страны и я предлагаю всем поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно?
Итак, начали…
- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.
Второй этап
- А теперь послушайте стихотворение
Звучат стихи С. Маршака «Всемирный хоровод»
- О ком это стихотворение?
Дети: - о детях разных стран и народностей.
- Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях, с разным здоровьем. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
Но обстановка в мире не всегда столь дружелюбная…
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети.Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.
Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде!
В 20в. В Польше жил педагог, писатель, врач Януш Корчак, который внёс свой вклад в развитие толерантности в мире.
В 1912 он стал директором «Дома Сирот» для еврейских детей в Варшаве, которым руководил до конца жизни.
Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники.Он снова возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Гетто - это жилые зоны, куда фашистами насильственно сгонялись люди еврейской национальности для изоляции от остального населения. Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался.
5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеруи погиб.
(звучит тихая спокойная музыка)
Итак, мы продолжаем путешествие по планете доброты и толерантности.
Звучит стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»
- Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?
- Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга. Звучит песня «Дружба»
- Ну что ж, давайте поиграем.
- Я приглашаю команды в центр класса. Каждая команда образует круг, а на роль ведущего, предлагаю выбрать капитанов команд, которым мои помощники завязывают глаза. Задача ведущих на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только капитан справится с задачей, на роль ведущего выбирается следующий участник команды и так до тех пор, пока все не узнают друг друга.
Итак….начали…
- Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.
- Толерантность – это уважение к другому!
Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины, лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…(стулья уже расставлены парами по кругу).
- А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы будем парами, встав напротив друг друга.
Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику и делает шаг навстречу. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)
Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…
- Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?
Вы все разныеи в этом ваша самая большая ценность! Вы все разныекто- то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других
Практическое задание.
- Приглашаются капитаны команд для получения заданий.
Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его (это сделают помощники), и объяснить свой выбор.
Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.
Задания:
Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Пожилая женщина медленно идет.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?