Привлекайте команду к принятия решению




Если вы способны слушать, что говорят другие, следующим вашим шагом должно стать привлечение их к процессу принятия решения. Это не значит, что лидер бросает свою ответственность и убегает от нее, это значит, что вы вместе со своими сотрудниками приходите к выводу.

Я взял себе за правило всегда принимать стратегические решения вместе со старшими лидерами церкви. Мы молимся, разговариваем и слушаем. У каждого человека есть возможность высказаться и поделиться своим мнением, и мы почти всегда приходим к общему решению. Это не подрывает мой пасторский авторитет, ни в коем случае. Я хочу, чтобы лидерская команда стала частью процесса принятия решения, просто потому что я верю, что именно так мы будем находить самые лучшие решения.

Несколько раз бывало так, что когда я садился с лидерами, чтобы разобраться в каком-либо определенном вопросе, мы начинали с обсуждения моего плана, но по мере дальнейшего разговора я приходил к выводу, что все можно сделать иначе и гораздо лучше. В таких случаях важно, чтобы лидер был открыт, не стоял упрямо на своем. Старший лидер, конечно, никогда не должен выходить за рамки водительства Святого Духа, если чувствует, что это происходит, поэтому молитва должна быть естественной и неотъемлемой частью таких разговоров.

Вместе

Хороший пример описан в 15-й главе книги Деяний. Это один из самых критических моментов в истории христианства. Церковь должна была решить, надо ли христианам, не из евреев, обрезываться и соблюдать закон Моисея или нет. Все лидеры первой церкви собрались в Иерусалиме, и в начале среди них совсем не было согласия.

Тогда трое мужчин вышли вперед, предложив аргументы и разные доводы в пользу решения этого вопроса:

– сначала выступил Петр (ст. 6–11): Петр имел естественный авторитет, поскольку он был назначен Иисусом в качестве лидера среди двенадцати апостолов. Он мог говорить о том, как все было с самого начала, потому что он все время был с Иисусом и пользовался своим весом, как апостол, чтобы успокоить самых агрессивных из обращенных фарисеев.

– затем выступил Павел (ст. 12): Он был человеком, который имел информацию из первых рук с полей. Он был с язычниками, приводил их к спасению и знал их ситуацию.

– наконец, Иаков, брат Иисуса, взял слово (ст. 13–21). Он имел мудрость, чтобы подвести итог и внести ясность, и он мог сформулировать окончательное решение, о котором бы все согласились.

Трое разных мужчин, каждый из которых был необходимы в данном процессе. Петр был признанным лидером, но только вместе они могли достичь совместного решения. Оно было найдено, оно было дано Святым Духом через этих троих мужчин. Я уверен, что были такие люди, которые предпочли бы другую формулировку, но тем не менее Библия говорит, что "…Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили" (ст. 22). Такая преданность держаться принятого решения необходима в команде любого служения. Курс был выбран, и все остались на борту.

Понимать динамику команды

Для того, чтобы строить великую команду, мы должны понимать глубину слова "вместе". Когда люди чувствуют свою значимость, чувствуют, что они составляют важную часть чего-то большего, тогда раскрываются лучшие стороны их характера. Если вы привлекаете членов своей команды в процесс принятия решений, они примут общее решение как "собственность" и возьмутся за него совсем иначе, нежели если бы они просто получили поручение без комментариев. Когда сотрудник понимает, что он вложил свой вклад в окончательный результат, позже он почувствует еще большую ответственность в достижении целей.

ЕСЛИ ВЫПРИВЛЕКАЕТЕ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ КОМАНДЫВ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ОНИ ПРИМУТ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ КАК "СОБСТВЕННОСТЬ".

Некоторые лидеры не понимают, почему люди не так ревностно поддерживают ежедневную работу служения, причина может быть попросту в том, что расстояние между слишком велико. Это внутренняя динамика командной работы. Другие лидеры ощущают сильное посвящение во всех сферах, потому что люди испытывают восторг от игры в лучшей команде лиги.

Когда Дух Святой сошел на 120 учеников в верхней комнате в день Пятидесятницы, они были "единодушно вместе" (Деян. 2:1). Находиться в этом единодушии – это великое чувство, доступное всему народу Божьему.

Братство

Третий, последний, принцип, который я хочу осветить, связан с нашими взаимоотношениями. Слово "братство" не так часто используется в современном языке, сегодня люди скорее пользуется словом "дружба". Но братство – это замечательное слово, описывающее истину, которую я хочу вам показать. Мы, христиане, не способны разделить служение и личные взаимоотношения, просто потому что так говорит Библия:

"Все у вас да будет с любовью".

1 Коринфянам 16:14

Если лидер умен, чтобы организовать и побудить людей к действию, но неспособен развить хорошие отношения внутри команды, он не устоит. Лидер совершает большую ошибку, если не понимает важность товарищества и элементов, необходимых для его формирования. Дух Божий движется там, где есть любовь, доброта и прощение. Только качественное время общения может создать качественные отношения, и благословен тот лидер, который это понимает.

ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ МОЖЕТ СОЗДАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, И БЛАГОСЛОВЕН ТОТ ЛИДЕР, КОТОРЫЙ ЭТО ПОНИМАЕТ.

Призваны к общению

Наше общество сегодня развивается со скоростью света. Из-за своей занятости мы бежим во всех направлениях и часто теряем социальное общение. Иисус проводил время с учениками. Несмотря на то, что у Него была самая важная миссия всех времен и народов, Он часто уходил от множеств людей, чтобы побыть с двенадцатью (см. Мк. 3:7, Лк. 9:10). Библия не так много говорит о том, что они делали все то время, вероятно, потому что не было необходимости говорить об этом. Совместное времяпрепровождение само по себе уже имеет ценность. Отдыхаем ли мы, едим, обедаем или просто находимся вместе, мы становимся ближе друг к другу.

Мы не должны думать, что Бог доволен нами только тогда, когда мы что-то производим. Христиане призваны не только работать вместе, но также любить и ценить друг друга. Когда братская любовь горяча, когда мы развиваем истинные дружеские отношения с окружающими нас людьми, это угодно Богу.

По этой причине лидер должен ценить время, проведенное для развития дружбы в команде. Общение не всегда кажется очень продуктивным, и его ценность не всегда легко измерить. Но точно так же, как поклонение может казаться не столь продуктивным, тем не менее, оно является самой сутью нашего призвания. Бог есть любовь, и первым признаком того, что мы – ученики Иисуса, должна быть наша любовь друг к другу (см. Ин. 13:35). Лидер никогда не должен забывать о том, что самое великое поручение – любить Бога и любить людей, и он сам должен быть примером дружбы и братства.

Веселье

Итак, радость, дружба и общее веселье – это, конечно, часть Царства Божьего. Мы никогда не должны становиться слишком серьезными, чтобы забыть об этом. Мы впадаем в крайность, если думаем, что расслабиться и провести хорошо время – это пустая трата. Когда первые христиане встречались, они "принимали пищу с радостью и в простоте сердца…" (Деян. 2:46) Общение в церкви характеризовалось простотой, радостью и братством. Да будет то же среди нас!

Понедельник – это обычно выходной день для всех наших пасторов. Довольно часто некоторые из нас встречаются в каком-нибудь кафе в Москве, чтобы просто побыть вместе. Обычно наш столик самый радостный. Мы пьем капучино, смеемся и разговариваем обо всем, что придет в голову, потому что мы друзья! Мы не только молимся, постимся и работаем вместе. Мы также шутим, смеемся и вместе радуемся жизни. Самое веселое – это когда мы разговариваем о своих ошибках и промахах. Некоторые пасторы рассказывают такие истории, над которыми я потом еще несколько дней смеюсь. Так прекрасно чувствовать, что Дух Святой участвует в таком общении не меньше, чем в нашей работе.

Если вы лидер, вы должны понимать, что человек создан Богом с многими разными потребностями. Потребность иметь друзей, расслабляться, наслаждаться компанией друг друга – все это часть нас, таких, какими нас создал Бог. Мудрый лидер не пренебрегает этим, но понимает, что это важная часть функционирования команды.

ПОТРЕБНОСТЬ ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ, РАССЛАБЛЯТЬСЯ, НАСЛАЖДАТЬСЯ КОМПАНИЕЙ ДРУГ ДРУГА – ВСЕ ЭТО ЧАСТЬ НАС, ТАКИХ, КАКИМИ НАС СОЗДАЛ БОГ.

Даже в период самой большой занятости есть место радости и общению. Я узнал, что проводя время для укрепления общения, я лишь только умножаю силу рабочего дня. Выезды нашей пасторской команды мы иногда проводим на горнолыжном курорте в Подмосковье. Я помню много таких незабываемых моментов, когда взрослый мужчина впервые в жизни встает на горные лыжи. Когда храбрость сильнее навыков, тогда смеха особенно много. Нелегко лыжникам, когда на склоне появляется много пасторов, которые могут все свои навыки пускать только в одном направлении – вперед. К сожалению, некоторые ничего не подозревающие лыжники становились жертвой какого-нибудь пастора, который понятия не имел, как тормозить на лыжах. Но слава Богу, обошлось без серьезных травм!

Случается, что летом пасторская команда выезжает в отпуск вместе с семьями. Часто мы едем в Швецию на конференцию, пару раз мы ездили в Норвегию, чтобы увидеть норвежские фьорды и горы. Я с наслаждением наблюдал, как более-менее профессиональные норвежские туристы в изумлении смотрели на жену русского пастора, карабкающуюся в горы на высоких каблуках, или как другой пастор карабкается в ту же самую гору, волоча за собой детскую коляску. Скажу вам точно, они никогда не видели ничего подобного. Другая особенность – это ледяная вода, которая кажется особенно привлекательной для россиян, куда бы мы ни поехали, какие бы ручьи мы ни переходили, горные озера или океан, каждый норовит окунуться. Это всегда сопровождается большим изумлением местных норвежцев.

Очевидно, мы не можем делать что-то подобное постоянно. Но принцип в командообразовании важен – должно быть место для радостного общения. Команда служения состоит не из профессионалов, соревнующихся друг с другом, но из верующих, принадлежащих Христу и друг другу.

Побеждать вместе

Еще одна сторона христианского общения в том, что мы призваны заботиться друг о друге. Работа в команде среди прочего хороша тем, что развитие отношений достигнет однажды такого уровня, что будет отражать наступающие атаки.

В любом служении однажды наступает момент, когда мы устаем, некоторые серьезно заболевают, другие падают в грех или попадают под атаку депрессии. Никто не должен вести эти битвы в одиночку. В команде мы – группа братьев, всегда готовых вступить в борьбу друг за друга. Будь то атаки извне или личные битвы. Истинное братство – стержень любого успешного христианского служения.

"Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья".

Притчи 17:17

Лидер команды должен помнить, что он не только наставник в служении, но также и пастырь для тех, с кем он работает. Если кому-то нужна помощь, он должен знать об этом и быть готовым помочь.

"Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов".

Галатам 6:2

Иисус оставил Своим последователям закон. "Закон Христов" означает, что бремя моего брата – это мое бремя. В команде служения это должно стать реальностью.

ИСТИННОЕ БРАТСТВО – СТЕРЖЕНЬ ЛЮБОГО УСПЕШНОГО ХРИСТИАНСКОГО СЛУЖЕНИЯ.

Двое лучше

Царь Соломон понял этот принцип поддержки друг друга:

"Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется".

Екклессиаст 4:9-12

Когда он поднимает вопрос: "…одному как согреться?", он показывает на причину, почему мы должны принадлежать телу. Существует такая зависимость от других верующих, которую вам необходимо принять. Как одному согреться? Никак! Ему нужен рядом другой, чтобы сохранить тепло. Помощь, конечно, исходит от Бога, но Он действует через Свою церковь. В команде мы должны быть открытыми друг перед другом, говорить о трудностях и вступать в сражение, когда приходят трудности. Открытая и доверительная атмосфера, в которой можно обсудить личные проблемы, необходима команде каждого служения.

Несколько лет назад мы проводили пасторский выезд в Москве, в программе была запланирована такая часть, когда пасторы должны были разбиться на группы и исповедовать свои грехи друг другу. В одной из групп все пасторы поделились чем-то сокровенным, хотя по большей мере и незначительными вещами. Наконец, когда наступила очередь исповедания последнего пастора в том кругу, он заплакал и попросил о помощи. Он исповедал похоть и нечистоту, гордость и всякого рода сражения, в которых он пребывал. Но когда все остальные готовы были начать молиться за него, первый пастор еще раз попросил возможности высказаться. Он рассказал, что сражался с похожими грехами, после него другие пасторы снова попросили слова, и тогда образовалась новая череда исповеданий..! Все завершилось чудесным моментом молитвы и освобождения, когда все возложили руки друг на друга и помолились.

Не всегда легко открываться друг перед другом, команде может понадобиться время, чтобы создать такого рода доверие. Но лидер должен к этому стремиться. Мы должны думать так: нельзя потерять ни одного, мы должны сделать все, чтобы поддержать других в их сражениях. У Давида поддержкой был Ионафан. Павел писал римлянам: "умоляю вас, братия… подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу…" (15:30). Двоим намного лучше, чем одному!

Цените друг друга

Лидер команды должен видеть себя человеком, который распространяет такого рода отношения среди своих соработников. Во-первых, он является примером в поведении и заботе о членах команды. Но он также должен находить время для того, чтобы учить о том, к каким взаимоотношениям в команде должны стремиться ее члены и как строить эти отношения.

Клевета, эгоистичные амбиции и безразличие – это дела плоти, которые угашают христианскую любовь и единство. Библия полна уроков о том, как вести войну против этого влияния и какие у нас есть средства, чтобы распространять дружелюбие. Евангелия содержат истории о том, как Иисус учил учеников любить и покрывать друга друга. Он упрекал их эгоизм и велел им относиться друг к другу так, как Он относился к ним.

Когда лидер показывает благодарность за всех членов команды, говорит о них хорошо и когда они рядом, и когда их нет, когда он проявляет заботу о благосостоянии каждого из них, тогда он позитивно влияет на отношения. Когда время от времени новые люди присоединяются к команде, в которой они работают, лидер команды должен убедиться, что их принимают с дружелюбием и радушием – как он сам, так и все остальные. Хорошие отношения не появляются сами собой, их надо строить.

ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ САМИ СОБОЙ, ИХ НАДО СТРОИТЬ.

Величина

Однажды ученики задали Иисусу интригующий вопрос: "Кто больше в Царстве Небесном?" (Мф. 18:1).

Кто велик в глазах Божьих? У человека, несомненно, есть свой ответ на этот вопрос. Мы измеряем друг друга, судя по достатку, славе и влиянию. Но в Царстве Божьем не так. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Иисус подозвал к Себе ребенка и показал его как пример, говоря о простоте и смирении. Ученики восхитились тем, как Он объяснил им, что быть первым и возвышаться над другими – это не одно и то же.

Иисус сказал им, что ничего нельзя сделать больше, чем принять человека, нуждающегося в них:

"Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает…".

Матфея 18:5

Если вы хотите быть великим, тогда подарите другому самый лучший подарок на свете: свою дружбу!

Принципы лидерства в выдающейся команде
Задания для выполнения

1) Насколько легко идет поток информации внутри вашей команды? Можете ли вы улучшить коммуникацию друг с другом?

2) Поговорите о том, как в вашей команде принимаются решения. Не пришло ли время поменять эти методы?

3) Дружба – это часть любого взаимодействия в церкви. Что вы можете сделать ради укрепления дружбы и заботы внутри вашей группы?

Глава 8
Решение конфликтов
О том, как быть миротворцем

В каждой команде возникают трения, конфликты и проблемы. Независимо от того, какими бы хорошими друзьями и какими бы духовными христианами мы ни были, конфликты время от времени случаются. Даже ученики Иисуса ссорились и спорили о том, кто из них главный, они завидовали друг другу и т. д. Человеческая грешная природа с ее гордостью и высокомерием присутствует также и в нас, лидерах.

Я вижу слишком много разделений между друзьями и сотрудниками. Вижу, как команды и церкви распадаются и даже исчезают. Существует не так много вещей, которые бьют по Царству Божьему сильнее, чем лидеры, устраивающие конфликты друг с другом, когда кажется, что они не способны найти общий язык, чтобы продолжать вместе работать. Самое печальное, что часто этого легко можно избежать. Если бы рядом оказался мудрый и быстро реагирующий лидер, который бы знал, как справиться с ситуацией, мы могли бы избежать многих скорбей и разделений.

Поэтому одно из самых важных качеств, которые должны быть у лидера команды – это способность решать конфликты. Иисус сказал: " Блаженны миротворцы…" (Мф. 5:9). Он говорил о тех, кто не позволит себе разгневаться, но сохранит спокойствие и здравомыслие, когда другие будут ссориться и огорчаться, кто будет готов вступить в конфликт и внести ясность, понимание и примирение.

Я думаю, что из всех качеств, которые должен иметь лидер, это одно из самых важных. Значительная часть этой работы совершается незаметно для других. Ни один из моих сотрудников не знает, сколько времени я трачу на то, чтобы успокаивать и утихомиривать разногласия. Это часть служения, которую многие не признают и за которую редко поблагодарят. Но это, несомненно, важная часть для поддержки команды и развития работы.

Для того, чтобы быть человеком, который будет решать проблемы, мы должны кое-что усвоить – качество, которое можно просить у Духа Святого. Иисус – великий Примиритель, с Его помощью мы можем идти вперед, видеть грядущие вызовы и действовать до того, как пойдет серия ударов.

Никаких иллюзий

Когда вы работаете с людьми, вы должны быть готовы к тому, что отношения будут испытаны и что сотрудники время от времени будут критиковать и друг друга, и вас. Такого рода ситуации не должны удивлять руководителя. Хорошее руководство означает готовность к вызовам и трудностям и немедленное разбирательство с неудобными вопросами.

Оставаться наивным и думать, что вы сможете как-то избежать конфликтов, значит усугубить проблемы. Неподготовленные лидеры расстраиваются, сердятся и даже разочаровываются, глядя на то, как их друзья и сотрудники портят отношения друг с другом. Да не будет этого с вами. Лучше вооружиться терпением и решимостью и помнить, что это часть призвания каждого лидера.

Ни вы, ни ваши сотрудники не святые. Все христиане находятся в пожизненном процессе освящения. Святой Дух работает с нами в любви и милости, шаг за шагом делая нас более похожими на Христа. Никто не совершен, как Он совершен. Даже самые лучшие среди нас имеют явные недостатки характера. Мы теряем терпение, мы говорим что-то, о чем позже сожалеем. Дух внутри нас сражается против тщеславия плоти.

Библия очень открыто говорит о подобных вещах. В ней написано и о сильных, и о слабых сторонах библейских героев. Как я уже сказал, даже ученики завидовали друг другу и ссорились по поводу того, кто из них больше. Когда случаются такие вещи, для лидера важно не реагировать по плоти, даже если все вокруг реагируют так. Сохранение спокойствия, когда все вокруг кричат – признак хорошего капитана.

СОХРАНЕНИЕ СПОКОЙСТВИЯ, КОГДА ВСЕ ВОКРУГ КРИЧАТ – ПРИЗНАК ХОРОШЕГО КАПИТАНА.

Типичные конфликты

Снова и снова Иисусу приходилось иметь дело с амбициями учеников. Когда эти простые рыболовы узнали Иисуса и Его миссию спасти мир, они увидели возможности для головокружительной карьеры. Снова и снова они интересовались у Него, кого будут считать главным и кто заслуживает быть ближе всех к Иисусу.

Амбиции о славе и влиянии стары, как сам Адам. Змей обольстил Адама и Еву, сказав им, что они могут стать кем-то большими, чем они были сотворены. С того момента гордость и эгоистичные амбиции стали главной проблемой человечества.

Глубоко внутри нашей грешной природы есть желание быть популярным, получать похвалу и возвышаться над другими. Это силы, которые невозможно преодолеть в одно мгновение, это грехи, которые нужно распинать ежедневно. Когда мы работаем вместе с другими людьми, мы с сожалением обнаруживаем, что это есть и в нас самих, и в других людях. Люди будут чувствовать угрозу со стороны других людей, они будут неверно понимать намерения друг друга и даже порой будут напрямую отказываться работать вместе. Часто причина этого – человеческое эго, которое не хочет смириться и преклониться перед волей другого человека.

Случаются и другого рода конфликты, когда люди не соглашаются в практических вопросах относительно служения, и вместо того, чтобы решать их, начинают обвинять друг друга, теряя доверие. Даже Павел и Варнава разделились, потому что между ними возникло сильное разногласие по поводу того, надо ли Иоанну Марку идти с ними. Наши мнения неизбежно будут отличаться. К сожалению, в большинстве случаев это не вызывает трудностей, но разногласия внутри команды могут иногда выйти из-под контроля и вылиться в открытую неприязнь между людьми, которые должны работать вместе.

Конфликты также могут возникать просто из-за того, что люди в силу своих разных характеров начинают недолюбливать друг друга. Некоторые громкие, другие тихие. Некоторые организованы от природы, другим сложно поддерживать порядок даже в мелочах. Существует бесконечное множество примеров людей, которые начали работать вместе, но их отношения рушились из-за различий в характере.

Весьма часто я выступаю в роли миротворца между моими детьми. Когда я спрашиваю своего сына, почему он кричит на сестру, чаще всего я слышу в ответ: "Она меня раздражает!" Ни больше, ни меньше, он злится на нее за то, какая она есть. Два юных характера сталкиваются друг с другом просто потому, что они разные. И, к сожалению, это случается не только с подростками. Христиане, окончившие библейскую школу, взрослые люди могут тоже действовать друг другу на нервы – просто потому что они друг друга раздражают!

Такие и другие столкновения будут случаться вокруг вас. Главный вопрос не в том, будут ли конфликты, но в том, как вы будете с ними справляться!

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС НЕ В ТОМ, БУДУТ ЛИ КОНФЛИКТЫ, НО В ТОМ, КАК ВЫБУДЕТЕ С НИМИ СПРАВЛЯТЬСЯ!

Вхождение

Правило номер один для урегулирования конфликтов в команде – не быть пассивным. Никогда не думайте, что все пройдет само собой. В Библии написано:

"Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие…".

Евреям 12:15

Бог говорит о том, что с горечью надо разбираться прежде, чем она причинит кому-нибудь вред. Когда я чувствую, что в лидерской команде назрели конфликты, я пытаюсь ввести себе в привычку разобраться с ними как можно скорее. Лидер не может позволять себе думать, что напряжение исчезнет без всякого вмешательства. Огонь угашается, когда кто-то входит в ситуацию с намерением разрешить спор, вызвавший конфликт, и восстановить надломленные отношения. Лидеры, колеблющиеся и не решающиеся разобраться с данным вопросом из-за того, что им некомфортно вмешиваться, увидят, как вокруг них будет возрастать недоверие и разделения. Несмотря на то, что это неприятная часть служения, каждый лидер должен принимать ее как необходимость и пытаться улучшить свою способность разрешать противоречия. Поэтому не избегайте того, что кажется трудным и некомфортным. Людям, оказавшимся в конфликтной ситуации, нужен хороший лидер. И этим хорошим лидером должен стать ты!

ЛЮДЯМ, ОКАЗАВШИМСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, НУЖЕН ХОРОШИЙ ЛИДЕР.

Ниже приведены несколько важных уроков о том, как разрешать конфликты внутри команды, которые я выучил сам:

1) Поговорите с людьми. Сядьте и поговорите с участниками конфликта. Если в нем замешаны несколько человек, то я сначала встречаюсь с каждым из них индивидуально. Таким образом они смогут открыто рассказать о случившемся, а вы сможете выслушать. Это поможет вам увидеть картину с разных углов. Если вы будете слушать только одну сторону, это может сослужить плохую службу. Не совершайте ошибки, о которых, возможно, вы будете жалеть до конца жизни, только потому что выслушали одну сторону конфликта и сделали свой вывод.

Независимо от того, насколько убедительно звучит одна сторона, и независимо от того, насколько хорошо вы знаете этого человека, вы должны непременно выслушать и вторую сторону. Царь Соломон сказал:

"Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его".

Притчи 18:17

Если вы попытаетесь решить вопрос до того, как выслушаете всех его участников, вы плохой лидер. Люди должны чувствовать, что вы внимательны равно ко всем. Именно так можно завоевать уважение, необходимое для того, чтобы действовать как посредник.

Если дело касается лично вас, и люди раздражаются конкретно на вас, тогда будьте особенно осторожны. Каждый лидер должен пытаться создать вокруг себя такую атмосферу, в которой люди будут иметь смелость высказывать ему свои возражения. Несколько раз я прислушивался к сотрудникам, которым казалось, что я должен поменять некоторые свои действия. Если вы уверены в том, что Бог призвал вас делать, тогда это не будет для вас угрозой. Мы с вами тоже имеем слабые стороны, и мы должны разбираться со своей гордостью, чтобы уметь слушать, когда кто-то другой хочет с нами об этом поговорить.

Если вы пользуетесь своей властью, чтобы подчинить или унизить сотрудника, огорченного на вас, вы поступаете неправильно. Ваш руководящий пост не освобождает вас от обязанности выслушать человека, указывающего на ошибки в вашем характере или стиле работы. Дух Святой через вашего подчиненного может очень хорошо показать вам, что вам нужно в себе изменить. Во второй главе Послания Галатам Павел описывает, как он говорил с Петром о его неверном отношении среди первых уверовавших из язычников (Гал. 2:11). Петр, неоспоримый лидер в ранней церкви, достаточно смирил себя, чтобы выслушать. Это признак хорошего лидерства.

ВАШ РУКОВОДЯЩИЙ ПОСТ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ВАС ОТ ОБЯЗАННОСТИ ВЫСЛУШАТЬ ЧЕЛОВЕКА, УКАЗЫВАЮЩЕГО НА ОШИБКИ В ВАШЕМ ХАРАКТЕРЕ ИЛИ СТИЛЕ РАБОТЫ.

Если вы не согласны с этим человеком, не начинайте сразу защищаться. Выслушайте – иногда требуется время на то, чтобы истина проникла в ваше сердце. Не чувствуйте угрозу или отверженность, будьте уверены в Боге и доверяйте, что если услышанное вами – неправда, это не причинит вам вреда.

Я пытаюсь изменить несколько вещей в своей жизни благодаря честным разговорам со своими ближайшими сотрудниками. Конечно, важно, чтобы они разговаривали с вами в уважительном тоне, потому что вы – лидер, но из своего опыта я знаю, что уважение всегда сопровождает того, кто готов слушать. Проявите благодарность к тем, кто открыт перед вами и относится к вам с уважением, это поможет окружающим вас людям развить такие же качества со своими сотрудниками. Не допускайте, чтобы проблематичные ситуации оставались нерешенными. Ищите подходящего момента и поднимите их на поверхность. Говорите четко и без гнева. Колебания в этом вопросе станут признаком слабости и выйдут вам дорогой ценой.

2) Убедитесь, что вы правильно поняли человека. Подводить итог разговора, повторять услышанное вами так, как вы это поняли, и переспрашивать человека, это ли он имел в виду – все это правильные привычки. Когда человек чувствует, что ему дали право изобразить свою точку зрения, и показали, что его правильно поняли, тогда будет подготовлен климат для изменений. Это отличное ощущение, когда вы чувствуете, что ваш лидер выслушал и понял вас. Тогда вы готовы двигаться дальше.

3) Сделайте шаг назад, не поступайте слишком опрометчиво. В конце концов, только Дух Святой может помочь принять правильные решения в трудных вопросах. Я с горечью видел, как некоторые лидеры делали поспешные выводы, когда разбирались с конфликтами, часто на эмоциях. Каждый конфликт сопровождался сильным эмоциональным состоянием, однако лидер не должен позволять эмоциям доминировать над собой. Полезно взять какое-то время, чтобы подумать, помолиться и поразмышлять, прежде чем идти дальше. Я помню, как однажды возник инцидент с одной сотрудницей, которая очевидно поступала неправильно. Первым желанием было уволить ее тут же, но после нескольких разговоров и обдумывания ситуации характер вопроса полностью изменился. Если бы мы сразу уволили ее, как некоторые предлагали, это привело бы к множеству ненужных проблем.

Когда я получаю от кого-либо гневное письмо, я стараюсь никогда не отвечать сразу. Если бы я отвечал сразу, то я мог бы написать что-то такое, о чем позже бы сожалел из-за эмоциональной окраски письма. Поэтому лучше подождать один или два дня, отпустить ситуацию на какое-то время и затем ответить. Я убежден, что благодаря такой тактике мне стало легче разрешать трудные вопросы.

4) Устройте людям встречу. Если конфликт не касается лично вас, тогда следующим шагом в его разрешении должна стать встреча разных сторон. В большинстве случаев ими оказываются два человека. После того, как вы выслушали каждого из них по отдельности, вы можете провести полезную дискуссию о случившемся. Чаще всего не хватает именно хорошей возможности высказаться о том, что произошло. Подробный разговор с открытостью и уважением порой – это все, что нужно, чтобы решить вопрос. Ваша роль на таких встречах заключается в том, чтобы дать сторонам выслушать друг друга, чтобы разговор получился объективным и включал также и вашу точку зрения. Если решение должно быть принято вами, тогда объясните четко свой взгляд на ситуацию и скажите, какие решения необходимо принять.

Возможно, участникам конфликта понадобится покаяться и попросить прощения друг у друга, тогда, если вы знаете, что и ваша вина в нем есть, первым попросите прощения.

Некоторые ситуации настолько запутаны, что одной встречи будет недостаточно, чтобы все разрешить, тогда вам необходимо довести дело до конца, до полного разрешения конфликта. Улучшение коммуникации между людьми – это хорошее лидерство. Некоторые люди неспособны самостоятельно обсуждать какие-то вопросы. Им нужен лидер, который организует одну или несколько встреч до тех пор, пока вопрос не решится.

УЛУЧШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ – ЭТО ХОРОШЕЕ ЛИДЕРСТВО.

5) Помогите людям увидеть картину шире. По разным причинам будут случаи, которые нельзя будет уладить так, чтобы все остались довольны. Тогда будет полезно напомнить им, что все должны терпеть страдания, личное разочарование и неверные поступки ради Царства Божьего. Помогите людям понять, что к нам не всегда относятся так, как мы бы хотели. Способность прощать и терпеть имеет решающее значение для любого работника Божьего Царства. Когда мы помогаем людям увидеть картину более широко (мы делаем это ради Господа), тогда им становится легче простить и идти дальше.

6) Молиться вместе. Молитва – это сильнейшее оружие, которым вы обладаете. Откройте и закройте встречу молитвой. Привлеките к ней тех людей, с которыми вы говорите, и поднимите вопросы перед Богом в вере. Он может и будет менять нас к лучшему, когда мы откроемся для Его любви и Его силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: