С чего начать развитие EQ




Модель EQ включает в себя четыре группы навыков: 1) осознание своих эмоций; 2) осознание эмоций других людей; 3) управление своими эмоциями; 4) управление эмоциями других людей. Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, — это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности». Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» — восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

 

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно. «Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» — такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

 

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?». Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы. Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, — скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею. Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

 

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе — не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите. Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

 

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох. Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация — потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом — медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую — вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ. Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить. Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх. В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них. Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать. «Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся. Умение слушать. Дать другому человеку выговориться — один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем — и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию. Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе. Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: