Лекция 3. Священное Предание.




Если око соблазняет тебя, вырви его Мф. 5,..

Как нам понимать это место? Как нам понимать Священное Писание? Текст у нас, католиков, протестантов один и тот же. Ведь опора в одном Писании.

Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъяснила и предала оное Кафолическая Церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное, пользуясь иносказательными и подобно значащими выражениями и ухищрениями мудрости человеческой, сливая то, чего нельзя сливать, и играя младенчески такими предметами, кои не подлежат шуткам. Иначе, если бы всякий ежедневно стал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы по благодати Христовой доныне такой Церковью, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на бесчисленные части, подверглась бы ересям, а вемсте с тем перестала бы быть Церковью святою, столпом и утверждением истины, но соделалась бы церковью лукавстующих, то есть, как должно полагать без сомнения, церковью еретиков, кои не стыдятся учиться у Церкви, а после беззаконно отвергают ее. Посему мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поелику Виновник того и другого есть один и тот же Святой Дух, то все равно – от Писания ли научаться, или от Вселенской Церкви. Человеку, который говрит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но Вселенская Церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим Учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному Писанию, непогрешительно и имеет всегдашнюю важность.

 

Феофан Затворник

Разум есть способность познавать истину, но сама истина не в нем, а должна быть преподана ему совне. Кем же как не Богом - источником бытия и истинного ведения! Она и преподана Им, пребывает на земле,- хранится и преподается всем.

Бог научил Апостолов, - Апостолы научили веровавших и передали им всю правду Божию. Принявшие от Апостолов истину передали ее преемникам такою, какою приняли. Итак, узнай, как исповедует что святая Церковь, и будь уверен, что так исповедать заповедано Богом, и при встрече новых для тебя мыслей не о том заботься, как выходит это по твоим соображениям, а о том, так ли содержит это св. Церковь.

Катехизис св. Филарета. Предание (традиция) – то, что передано. Факт и механизм передачи.

Что древнее – Предание или Писание? От Ада до Моисея передавалось Откровение через Предание. Священное Писание – высшая часть Предания.

Зачем нам нужно еще что-то, кроме Писания. Предание содержит не только книги Писания, но и их толкования.

Новозаветное богослужение по структуре схоже с ветхозаветным и имеют 1 прообраз – небесное богослужение. Ис…

Идея о том, что Писание и Предание разделены, пришли извне Церкви.

Сами протестанты имеют миллион толкований.

Предание католиков – то, что говорит Папа.

2 Фес. 2, 15 1 Кор. 11, 2 1 Кор. 4, 16 – внешнее Предание.

Происхождение Предания. 1 Кор. 11, 23

Ин. 17, 8 – ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им.

1 Тим. 6, 20 О, Тимофее, предание сохрани.

2 Фес. 3, 6, 3, 17, Кол. 2, 8 – про человеческое предание.

2 Пет. 1, 19-21

Если мы хотим узнать мнение Автора, то надо спросить у Самого Автора Библии.

19 правило Трулльского Собора

Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение.

Послание Восточных Патриархов 1723

Веруем, что Святый Дух учит Кафолическую Церковь, ибо Он есть тот истинный Утешитель, которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных. Учит Дух Святой Церковь чрез Святых Отцов и учителей Кафолической Церкви. Ибо как все Писание, по общему признанию, есть Слово Духа Святого не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем чрез Апостолов и Пророков; так и Церковь научается от Живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство Святых Отцов и учителей (которых правила признаны Святыми Вселенскими Соборами, чего мы не престанем повторять); почему мы не только убеждены, но и несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения.

Я есть Путь и Истина, и жизнь. 14 глава. 6 стих. 10 стих, 16 стих Апостолы знали Духа, Он всех научает. Духа истины мир принять не может. Дух дарован Церкви в лице Апостолов.Деян, 2 глава. Дух Святой управляет Церковью.

Толкование Евангелия от Матфея Златоуста.

Апостолы рукополагают епископов.

Мы получаем Духа в крещении.

Святые – органы Святого Духа. Когда мы пытаемся понять Писание, понять историю Церкви, то надо обращаться к святым. Мы пытаемся понять, пишут они о вопросе одинаково или нет. Это опытная вещь.

Когда читаешь текст святого, то непонятно, когда он написан в 19 веке или в 4 веке.

Мария Египетская

Каждый Святой Отец может ошибиться, может грешить. Можно ли доверять совокупности Отцов?

Мы должны согласовывать свои мысли с мыслями Отцов.

2, 12 члены Послания Восточных Патриархов

Критерии. Святость жизни. Здравость учения. Свидетельство Церкви.

Мефодий Патарский. Совершеннейшие по степени преуспяния составляет как бы одно лицо и тело Церкви и подлинно лучше и яснее усвоившие истину, как избавившиеся от плотских похотей через совершеннейшее очищение и веру делаются Церковью, чтобы приняв чистое и плодотворное семя учения с пользой содействовать проповеди и спасению других.

Иоанн Дамаскин. Отец не противоборствует Отцам. Все они были общникамиединаго Духа Святаго.

Августин. Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви.

Собор разбирает темы через Консенсус Патрум.

2 правило 6 Вселенского Собора

Викентий Леринский“Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков”.

Держаться надо того, во что верили повсюду, всегда и везде.

Мы должны следовать всеобщности, древности, согласию.

Всеобщность – вера, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре. Поэтому на Вселенский Собор съезжаются архиереи со всего мира.

Древность – следовать нашим Отцам древности.

Согласие – в самой древности искать только те определения, которых держались все или почти все учители Церкви.

Если частичка Церкви отделилась, то мы по принципу всеобщности остаемся с полнотой Церкви. Если же зараза распространилась в большой части Церкви, то мы должны пристать к древности, которую не соблазнить никаким коварством новизны.

Если же в древности было заблуждение, то ищем определения большинства против 2-3 мнений или даже целого города.

А если по новой идее, нет в древности решения, постановленного по общему согласию. То надо сверять учения Отцов из разных эпох и мест, но непременно пребывавших в общении с Единой Вселенской Церковью. И если все единогласно содержали некое мнение, то следует принять, что и мы должны так веровать безо всякого сомнения. Мы ищем согласие святых.

Исидор Пелусиот.

Ошибка Григория Нисского. Ответ Варсонофия Великого. 610 вопрос.

610. Вопрос того же и других братьев к тому же великому старцу.

 

Отец мой! Умствующие о предсуществовании душ не стыдятся говорить о святом Григории Богослове, что и он подтверждает то же в словах своих на Рождество Христово и на день Пасхи, толкуя некоторые изречения его по своему разуму и опуская то, что там ясно сказано о создании первого человека, о его душе и теле, сообразно с Церковным Преданием. Ибо он так говорит: «Желая показать сие, Творческое Слово из двух природ, невидимой и видимой, творит одно живое существо – человека, и взяв тело из вещества, уже прежде сотворенного, тотчас вдохнуло в оное жизнь из Себя, что мы называем разумною душою и образом Божиим»1). И в последующих (стихах) найдешь у него много ясно и несомненно сказанного о человеке, сотворенном из преждесотворенного вещества и души, данной Богом. Там же он много восхваляет природу человека и называет даром, достойным Бога, – спасение тела и души и вовсе не говорит того, что они (ему приписывают), будто бы душа вследствие осуждения облечена телом, дабы понесла наказание за прежние свои согрешения. И в других различных сочинениях цель его открывается совершенно чистою от такого учения. Они с радостью говорят и о святом Григории, брате Василия Великого, будто и он тоже сказал и допускает предсуществование душ, перетолковывая также и его некоторые слова. Но он в 30-й главе своего сочинения «О создании человека» сильно противоречит сему мнению о предсуществовании и опровергает его так же, как и блаженный Давид, и святой Иоанн, и Афанасий, и все прочие учители и светильники Церкви. О восстановлении же ясно говорит тот же святой Григорий Нисский, только не о таком, какое они разумеют, что будто бы, по окончании мучения, человек будет восстановлен в первобытное свое состояние, т. е. будет чистый ум; но говорит2), что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу святому, сподобившемуся беседовать по (внушению) Духа Святого. Также и о рае некоторые отцы и учители не согласны между собою, говоря, что он не есть чувственный, но мысленный. И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, владыко, объясни нам сие, чтобы, просвещенные вами, мы прославили Бога и не сомневались во святых отцах наших.

 

Ответ Варсонофия. / Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе. Аминь(Еф.1:3). Братия! Прилично теперь сказать с апостолом: быхнесмыслен... вы мяпонудисте (2Кор.12:11). Ибо для вас я вынужден исследовать то, что превышает мои силы, и говорить то, что вовсе не пользует душе, хотя и не вредит ей. Мы забыли апостола Павла, который говорит: всякий гнев и ярость и хула да возмется от вас, со всякою злобою (Еф.4:31), а я прибавлю: с чревообъядением, и блудом, и сребролюбием и прочими страстями, о которых мы должны рыдать день и ночь и плакать непрестанно, чтобы множеством слез совершенно омыть скверну их и сделаться из нечистых – чистыми, из грешных – праведными, из мертвых – живыми. Мы же, напротив, занимаемся только словами, за которые также должны будем дать ответ. Ибо сказано: Ты воздасикомуждо по делом его (Пс.61:13), и еще:всембоявитися нам подобает пред судищем Христовым, да прииметкийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10). Нам должно стараться о том, о чем старались отцы наши авва Пимен и прочие. Сие старание научает вменять себя ни во что, ни с кем себя не сравнивать, считать себя землею и пеплом. А то научает считать себя мудрым, приходить в гордость, придавать себе значение, при всяком случае сравнивать себя с другими и чуждаться смиренномудрия. Простите меня. Не оттого ли вы сим занимаетесь, что находитесь в праздности? Если так, то подите на торжище (и оставайтесь там), пока не придет Господин дома и не возьмет вас в виноградник Свой (см. Мф.20:3–4). Когда бы в сердце вашем было попечение о страшном оном сретении, то вы не вспоминали бы о сем (учении). Пророк забы снести хлеб свой (Пс.101:5), а мы питаемся изобильно и предаемся нерадению, потому и впадаем в сии (умствования). Не того требует от нас Бог, но освящения, очищения, молчания и смирения. Впрочем, мне не хотелось оставить вас в недоумениях, также и просил Бога подать мне извещение о сем; я скорбел, будучи утесняем тем и другим, и избрал лучше самому подвергнуться скорби, только бы вас избавить от нее, вспоминая сказавшего: друг друга тяготы носите (Гал.6:2). Итак, послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос. Все отцы, угодившие Богу, святые и праведные, и верные рабы Божии да помолятся о мне! Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо апостол говорит: от части разумеваем и от части пророчествуем (1Кор.13:9), и еще: овомубо дается Духом то и то, но не все (дарования) одному человеку. Овубосице, ов же сице. Вся же сия действует един и тойжде Дух (1Кор.12:8–11). Зная, что действия Божии непостижимы, апостол воззвал: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытанисудове Его и неизследованипутие Его! Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим.11:33–34) и проч. Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, (святые) Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было (исследовать) оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения (просвещенных Духом) удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит о вышеупомянутых (мнениях), но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие. Вот, вы слышали все мое неразумие; безмолвствуйте отныне и упражняйтесь о Боге, и оставя празднословие, будьте внимательны к страстям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день судный. А о том вас не спросят, почему вы не знаете или не изучили сего. Плачьте отныне и рыдайте. Исследуйте следы отцов наших Пимена и прочих и / тецыте, да постигнете (1Кор.9:24) о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

 

Гал. 1:6-8, 2 Тим. 4:3-4,Рим. 16:17-18, 2 Тим. 3:6-9, Тит 1:10-11

СТОИТ ЛИ УБИВАТЬ КРОТОВ,
ИЛИ КАК НЕ ПОПАСТЬ ВПРОСАК ПРИ ЧТЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: