Значимым фактором, определяющим численность и особенности организации госаппарата, является форма политико-территориального устройства.




В простом унитарном государстве (Польша, Болгария), части которого обладают равной административной автономией, структура госаппарата является самой простой. В таких странах государственным управлением на местах ведают назначенные сверху чиновники общей компетенции.

В сложном унитарном государстве (Франция, Финляндия, Филиппины), в составе которого имеется одно или несколько политически автономных образований, представительный орган автономии обычно создает собственный обслуживающий аппарат, контролирующий соответствие нормативных правовых актов автономии общегосударственным законам.

В федеративном государстве госаппарат является самым громоздким и сложным, поскольку включает в себя органы государственной власти и управления общегосударственного и регионального уровней, а также обслуживающие их структуры.

Нередко отдельные полномочия государства делегируются органам местного самоуправления, а также иным организациям (общественным объединениям, саморегулируемым организациям, ассоциациям бизнеса и т.п.). Им передаются полномочия по стандартизации в определенной сфере деятельности, третейскому арбитражу, регистрации товарных знаков.

 

Первичной «клеточкой» госаппарата является госслужба — профессиональная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий органов власти за вознаграждение из средств бюджета.

Это узкая трактовка госслужбы.

Широкое понимание госслужбы, когда ее субъектами признаются все работники госсектора (руководители и работники госпредприятий, библиотек и музеев, ректоры и преподаватели вузов и т.д.), сегодня является историческим наследием социалистического авторитаризма и не отвечает современным реалиям рыночной экономики, хотя бы и с весомым вмешательством государства.

Государственная служба России — профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России. / Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года n 79-фз /

Государственная должность - это первичная единица в штатном расписании с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного госоргана, с установленным государством денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей по госслужбе.

«Горизонтальная» классификация должностей, которая существует сегодня во всех государствах, предполагает обособление гражданской и военной (в Российской Федерации — гражданской, военной и правоохранительной) госслужбы.

В федеративных государствах существует еще и «вертикальная» классификация, Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на

· федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба)

· государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

 

Отдельным видом публичной службы является муниципальная служба, которая отделена от государственной, но в большинстве государств взаимосвязана с ней

· посредством единства принципов замещения должностей государственной и муниципальной службы,

· единства прав, обязанностей и гарантий, сохранения стажа и привилегий при переходе с государственной на муниципальную службу и наоборот.

 

В некоторых странах (США, Российская Федерация до 2003 г.), где политика и управление не разграничены с правовой точки зрения, должности госслужбы подразделяются на политические и административные.

Однако в большинстве государств политика отделена от администрирования, что отражено в организации госаппарата: существуют классификаторы государственных должностей и государственных должностей госслужбы.

Лица, замещающие государственные должности, являются политическими руководителями (президент, глава правительства, депутаты парламента, министры и т.д.), занимаются непосредственным исполнением полномочий по должности от имени государства (т.е. политикой) и обычно к категории госслужащих не относятся. Исчерпывающий перечень государственных должностей изложен в конституциях и основных законах страны.

 

Лица, замещающие государственные должности госслужбы, являются государственными служащими (обычно это чиновники аппаратов всех ветвей власти). В отличие от политиков они не избираются, а назначаются политическими руководителями, в обязательном порядке являются гражданами данного государства, несменяемы, продвигаются по карьерной лестнице в течение всей трудовой деятельности, соответствуют предъявляемым к данной государственной должности госслужбы профессиональным и квалификационным требованиям, получают вознаграждение за службу из средств государственного бюджета. Исчерпывающий перечень государственных должностей госслужбы содержится в специальном реестре (едином классификаторе).

 

В отдельных странах существует специальная категория высших административно-служебных должностей госслужбы. Такие высокопоставленные чиновники являются членами «команды» политика, пришедшего к власти. Их деятельность носит не административно-обеспечивающий, как у рядовых госслужащих, а политический характер; они имеют доступ к ресурсам государственной власти. Однако, срок их службы ограничен сроком пребывания в должности их политического «покровителя». В России это госслужащие — «срочники», которые заключают эффективный служебный контракт и карьера которых полностью зависит от их «патронов» — политических руководителей.

 

Правовой статус государственных служащих включает, помимо прав, особые привилегии и гарантии. Перечень привилегий различен в разных странах и включает, например,

· повышенные по сравнению с работниками негосударственного сектора пенсии,

· предоставление бесплатно либо по льготным основаниям жилья, медицинского обслуживания,

· бесплатного проезда на общественном транспорте и т.д.

 

В то же время государственные служащие по сравнению с иными работниками несут дополнительные обязанности, их статус включает ограничения и запреты.

Так, чиновники не имеют права

· выражать политические предпочтения,

· участвовать в митингах и демонстрациях,

· обязаны одинаково лояльно относиться ко всем гражданам, общественным, политическим и религиозным организациям, социальным группам.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей госслужащие подвергаются

· дисциплинарной,

· административной,

· гражданской

· уголовной юридической ответственности.

 

Эта специфика служебного статуса определяет особый характер нормативно-правового регулирования института госслужбы.

Вот почему в большинстве стран статус чиновников регламентируется нормами не трудового, а административно-служебного законодательства.

 

Проводимые в современном мире, в том числе и в России, государственно-административные реформы ориентированы на сокращение масштабов госаппарата, повышение эффективности и результативности его работы, снижение уровня коррупции (в первую очередь в системе исполнительной власти), укрепление престижа госслужбы, рост доверия к чиновникам со стороны граждан. Эти задачи и являются основными тенденциями развития госаппарата в XXI в.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: