объединять, упорядочивать, сплотить».




Лекция №12

 

Группы: Дата:

Тема: «Понятие менеджмента. Функции менеджмента».

План:

1) Понятие менеджмента.

2) Основные этапы развития менеджмента.

3) Школы управления.

4) Принципы менеджмента.

5) Понятие и характеристика организации.

6) Основные функции менеджмента: планирование, мотивация, контроль.

 

1) Понятие менеджмента.

МЕНЕДЖМЕНТ – это лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности или акционерной компании.

термин «МЕНЕДЖМЕНТ» употребляется лишь в управлении социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

МЕНЕДЖМЕНТ – это вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.

 

2) Основные этапы развития менеджмента.

История управления несоизмеримо старшеистории менеджмента.

Человечество существует на Земле около 2млн. Лет.

Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры и

Выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых

Связано с пятью управленческими революциями.

Управленческие революции – это качественные преобразования

управления в процессе исторического развития общественно экономических

формаций.

1. Религиозно-коммерческая

– произошла примерно 7тыс.лет назад в древних Шумере, Египте и связана с возникновением письменности.

На этом этапе произошло зарождение особой касты – жрецов, которых по праву можно назвать (коммерсантами) бизнесменами. Они по-своему переформулировали основополагающие религиозные принципы: раньше боги требовали человеческих жертв, а теперь, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий.

Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем – они обладали огромным имуществом, которое собирали в виде своеобразной дани и пускали в хозяйственный оборот.

Каждый из жрецов должен был отчитываться перед верховным жрецом за полученное имущество, чтобы соблюдать порядок и не положить в свой карман что-нибудь «по-забывчивости». Держать в уме все сведения о своих доходах и расходах, производить сложные расчёты было тяжело, и жрецы вынуждены были как-то фиксировать большой объём информации, в результате чего– ни много ни мало – изобрели письмо.

Сохранились глиняные таблички с их деловыми записями. Уже тогда реализовывались такие функции, как снабжение, бухгалтерский учёт, контроль и т.д., что и сегодня - неотделимая часть процесса управления.

2. Вторая управленческая революция – светско-административная относится к 1792-1750гг.до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона – царя Хаммурапи, издавшего свод законов, состоящий из 282 законов, регламентирующих порядок управления государством.

Эти законы регулировали сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определяли минимум заработной платы, устанавливали ответственность исполнителей и др. Это был качественно НОВЫЙ уровень управления – не на микро-, а на макроэкономическом уровне – уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию называют обычно «светско-административной». Необходимо отметить, что Хаммурапи интересовался проблемами лидерства и мотивации.

3. Третья – управленческая революция связана также с правителем Вавилона- древним царём Навуходоносором (время управления 605-562гг.до н.э.) и вошла в историю как производственно-строительная, поскольку была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Её основным результатом стала интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.

4. Четвёртая управленческая революция приходится на 17-18 века, сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Переход от феодализма к капитализму и развитие рынка, промышленная революция и дальнейшая индустриализация оказали на развитие управления наиболее сильное влияние по сравнению со всеми прочими факторами, наблюдаемыми в пору разных управленческих революций. Увеличение размеров предприятий привело к невозможности реализовывать все функции, связанные с его работой, одним человеком – владельцем бизнеса.

5. Пятая управленческая революция известна как бюрократическая. Она произошла в конце 19-начале 20 веков. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии.

Основным результатом этой революции стало формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. В эпоху монополистического капитализма происходит рост масштабов производства, развитие техники и новых технологий – что приводит к резкому усложнению управления. Объективно управление было выделено в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.

Это привело к активному обобщению опыта, поискам эффективных методов управления производством – возникла наука управления – менеджмент.

Потребность постичь азы эффективного, научного, а не эмпирического управления привело к появлению первых школ бизнеса и системы профессионального обучения руководителей.

Появление класса профессиональных менеджеров стало радикальным переворотом в обществе. Менеджеры выделились в отдельный от капиталистов класс.

 

3) Школы управления.

1. Школа научного управления.

Представители: Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт.

Ф. Тейлор (1865-1915) – создатель школы научного управления, американский инженер-практик и менеджер. По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. Он сформулировал основные положения научного менеджмента и четыре принципа управления, разработал собственную систему управления. Система Тейлора была внедрена на заводах и принесла свои результаты – высокую производительность труда рабочих. Тейлор считал, что функции обдумывания и планирования нужно отделить от выполнения работы.

Г.Л. Гантт (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Г. Эмерсон (1853-1931) сформулировал постулаты научного управления в своей работе «Двенадцать принципов производительности». Он впервые ввел понятие производительности как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Г. Форд (1863-1947) – основатель американского автомобилестроения. Он осуществил организацию массового поточного производства, стандартизацию и унификацию технологических процессов, ввел четкую систему контроля и планирования, организовал непрерывные технологические процессы. На своих предприятиях он ввел конвейерную систему, установил восьмичасовой рабочий день.

Ф. Гилбрет (1868–1924) и Л. Гилбрет (1878–1972) анализировали физическую работу в производственных процессах для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Л. Гилберт положила начало области управления кадрами. Она исследовала вопросы, связанные с подбором, расстановкой и подготовкой кадров.

Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

1. Рациональная организация труда.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Основные положения школы:

1. Использование материального стимулирования работников с целью увеличения производительности и объема производства.

2. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.

4. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.

5. Выделение управленческих функций в самостоятельный вид деятельности.

6. Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

Концепция научного управления стала серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

 

2. Административная (классическая) школа управления.

Представители: А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Вознесенский.

А. Файоль (1841–1925) - основатель классической школы. В своем основном труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. Файоль считал, что каждый член общества нуждается в понимании принципов административной деятельности.Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Анализируя административную функцию, он выделил пять ее элементов:

1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

2) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;

3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать;

4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.

Л. Урвик (1891–1983) сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Основное внимание он уделял разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальность до настоящего времени.

Макс Вебер (1864–1920), немецкий социолог. Его основная работа «Теория общества и экономическая организация» посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделил три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический). Характеристики идеальной (бюрократической) организации, предложенные Вебером, позволили выделить определенные параметры организации и определить направления формирования ее деятельности.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта:

1. Разработка рациональной системы управления организацией Сторонники классической школы менеджмента разделяли организации на подразделения или рабочие группы, выполняющие определенные функции. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг.

2. Построение структуры организации и управления работниками. Примером может служить один из принципов управления Анри Файоля, принцип единоначалия: «человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному».

Практически аналогично развивалась наука управления в России. Так, за 6 лет до публикации основного труда А. Файоля об администрации в России был выпущен циркуляр Московского технического комитета о стиле работы должностных лиц.

 

3. Школа «человеческих отношений» и поведенческих наук (неоклассическая).

Представители: Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Ротлисбергер, У. Френч, Ч. Белл, Д. Макрегор, Ф. Герцберг, Н.А. Витке.

Школа «человеческих отношений» рассматривала каждую организацию как «социальную систему». Цель сторонников этой школы: попытаться управлять, воздействуя на систему социально – психологических факторов.

Основоположник этой школы Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой и задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи. По определению одного из основателей школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера, неформальная организация представляет собой действия, ценности, нормы, убеждения и неофициальные правила, а также сложную сеть социальных связей, типов членства и центров. У. Френч и Ч. Белл сравнивают организацию с айсбергом, в подводной части которого находятся различные элементы неформальной системы, а в верхней – формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации.

Д. Макрегор (1906–1964) в книге «Человеческая сторона предприятия» выдвинул в 1960 г. два следующих положения, характеризирующих представление управляющих об отношении работников к труду – «Теорию Х» и «Теорию У». «Теория Х» гласила: «Средний индивидуум туповат, ленив, стремится при первой возможности избежать труда, поэтому необходимо постоянно понукать, угрожать наказанием, чтобы он работал напряженно для достижения целей фирмы. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, сравнительно нечестолюбив, и более всего беспокоится о своей собственной безопасности». «Теория У» освещает производственный процесс несколько иначе: «Затраты физических и умственных усилий человека в процессе труда столь же естественны, как в играх, на отдыхе. Средний индивидуум при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней».

Ф. Герцберг в книге «Труд и сущность человека» (1960 г.) изложил теорию мотивационной гигиены. В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека.

Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу (пирамида Маслоу). Он предложил классификацию потребностей индивидуума и ранжирование их по степени важности.

Н.А. Витке – отечественный представитель школы человеческих отношений. Он полагал, что управление состоит в целесообразном сочетании людских воль. Руководитель – строитель человеческих отношений. Суть управления заключается в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах, «духа улья».

Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что они утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов, ошибочно предполагали, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации. Достижение школы человеческих отношений - доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

П. Дракер объединил классическое и бихевиоральное направления менеджмента в единую науку. Он является родоначальником широко известной школы рационального менеджмента. Согласно определению Дракера, менеджмент увязывает между собой три элемента: сферу бизнеса, организацию (фирму) и личность менеджера. Этот треугольник признан сторонниками как жесткого администрирования в рамках классического подхода, так и гибкого бихевиорального направления, но каждая из сторон рассматривает треугольник со своих позиций.

 

4. Математическая школа менеджмента (школа количественных методов и системного подхода).

Представители: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер.

Математическая школа управления сформировалась в начале 40-х гг., при управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации, связанное с разработкой модели ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно, что облегчает понимание сложностей реальности, позволяет сосредоточиться на ключевых вопросах проблемы.

Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Также в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа.

Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволили исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.

Влияние школы количественного подхода было значительно меньше, чем влияние других школ отчасти потому, что лишь небольшое число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положение быстро меняется, всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ.

4) Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств – искусства управления - определяют закономерности формирования управляемой системы: её структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя.

Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации – на принципах и законах управления.

14 принципов управления (по Анри Файолю)

Источник: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – С. 68.

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начинаю от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место – для всего, и все – на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

 

5) Понятие и характеристика организации.

Понятие «организация» происходит от французского

«organization, organiser» - что дословно означает «устраивать, создавать,

объединять, упорядочивать, сплотить».

В менеджменте понятие «организация» употребляют в двух значениях:

1. Организация как процесс – функция управления;

2. Организация как предприятие, учреждение, т.е. люди + условия их труда.

Организацией может считаться некая группа, которая соответствует нескольким обязательным требованиям (признакам):

Ø Наличие хотя бы двух людей, которые считают себя частью этой группы;

Ø Наличие хотя бы одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата);

Ø Наличие членов группы, которые намеренно (специально) работают вместе, чтобы достичь значимой, общей для всех цели.

Организация это группа людей, деятельность которых сознательно управляется для достижения главной цели.

Организация это вид управленческой деятельности и одновременно – группа лиц, осуществляющих совместную деятельность по общим правилам и требованиям и взаимодействующих на основе сознательного распределения функций.

Организация структура, в которой люди строят отношения и взаимодействуют между собой.

• Это определение не просто организации, а формальной организации. Существуют также неформальные организации, т.е. группы, которые возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом. В неформальных организациях нет менеджеров. Неформальные организации есть во всех формальных, за исключением очень маленьких. Во всех организациях существуют официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) отношения.

 

6) Основные функции менеджмента: планирование, мотивация, контроль.

Функции менеджмента – это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполненной работы и их целевой направленности.

К общим функциям относятся: планированиеорганизация – мотивация – контроль - координация.

Кроме этого руководитель осуществляет принятие решений и коммуникации, которые увязывают процесс управления в единое целое.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужнодостичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке ипринятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений,направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.К числу таких теорий относят теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В самом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: