Введение..............................................................................................3-5
Государственное антикризисное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов: формы и методы...........6-7
Диагностика финансового состояния предприятия в антикризисном управлении..............................................................8-10
Контроллинг в антикризисном управлении предприятием: цели и функции............................................................................................11-13
Заключение.......................................................................................14-16
Список литературы...............................................................................17
Введение
Наличие цикличности экономической конъюнктуры и периодически наступающих экономических кризисов привело к необходимости теоретической выработки основ антикризисного государственного регулирования.
Антикризисное государственное регулирование – это процесс применение форм, методов, инструментов государственного управления экономики, направленных на прогнозирование и анализ кризисных процессов в экономике, снижение отрицательных последствий кризиса для экономических субъектов и использование накопленных данных для последующего развития экономики.
Необходимость государственного антикризисного регулирования обусловлено потребностью обеспечения стабильности в современном обществе и повышения его благосостояния. Антикризисное государственное регулирование должно быть направлено на смягчение циклических колебаний, возобновление экономического роста и предотвращение экономических кризисов. Во время повышательной волны экономического цикла государственное антикризисное регулирование направлено на предотвращение экономического бума и массового перепроизводства в экономике. При понижательной волне экономического цикла антикризисное государственное регулирование направлено на повышение экономической активности и стимуляцию производства.
В современных экономических концепциях - ввиду часто повторяющихся экономических кризисов и все более разрушающих последствий от них - вопрос о необходимости антикризисного государственного регулирования экономики решается все чаще в положительную сторону. С другой стороны, глубина государственного воздействия на экономику, а также инструменты регулирования остаются спорным вопросом. В основе современного подхода к антикризисному государственному регулированию лежат два главных направления. Первый из них опирается на бюджетно-налоговый механизм как основной инструмент антикризисного регулирования. Данные концепции восходят к учению Д.Кейнса и кейнсианского направления в экономике. Второй подход характеризуется выделением денежно-кредитной политики как главного инструмента антикризисного государственного регулирования, основными идеологами которого считают М. Фридмена и И.Фишера.
Дж. Кейнс дал первое систематическое концептуальное обоснование антикризисному государственному регулированию экономики. В основу данной концепции положено признание того факта, что рыночное хозяйство не способно к саморегуляции при существенном нарушении макроэкономического равновесия и поэтому необходима активная государственная политика регулирования экономики. Главной причиной экономического кризиса в кейнсианской теории является недостаточность эффективного спроса.Основные инструменты, которые кейнсианская теория предполагает использовать в ходе антикризисного регулировании – это инструменты бюджетно-налоговой политики: 1) увеличение государственных расходов, что соответственно приводит к хроническому дефициту бюджета и увеличению макроэкономического спроса,
2) снижение налоговой нагрузки, что приводит к увеличению личного располагаемого дохода населения, и как результат увеличения совокупного спроса,
3) увеличение государственных трансфертов субъектам экономики,
4)организация общественных работ,
5) повышение общего количества государственных заказов в экономике,
6) увеличение загрузки государственного сектора экономики
Основные инструменты, которые противопоставляют монетаристы в качестве антикризисного государственного регулирования экономикой:
1) для сглаживание циклических колебаний необходимо корректировать учетные ипроцентные ставки: в случае перегрева экономики увеличение процентной ставки приведет к снижению предложению денег и как результат сокращению совокупного дохода и деловой активности; в случае снижения экономической конъюнктуры рекомендуется снижать процентные ставки для увеличения предложения денег и стимуляции деловой активности.
2) для поддержания экономического роста необходимо поддерживать равномерные темпы увеличения денежной массы на уровне 3-5% в год
3) плавающий валютный курс для увеличения объемов внешней торговли необходимо ввести
4)снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ
5)снижение уровня налогов и сокращении роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону
6)поддержание минимальных ставок заработной платы
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Государственное антикризисное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов: формы и методы
Форма государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов подразделяют на экономические и правовые.
Экономические методы государственного регулирования условно можно подразделить на две группы:
1) методы прямого регулирования — налогообложение, предоставление льгот, субвенций, целевой помощи регионам и отраслям, гарантий, государственного заказа, протекционизм (по отношению к отечественным товаропроизводителям), осуществление целевых программ социально-экономической направленности и пр.;
2) методы нормативного воздействия — законотворчество в экономической сфере как способ установления норм взаимодействия хозяйствующих субъектов, межбюджетное взаимодействие центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, формирование отношений, связанных суправлением собственностью. С одной стороны, это акционеры должника, которые ослабили контроль за деятельностью наемного работника — менеджера, систематически не выполняли требований к организации данных отношений, диктуемых рынком, с другой — это отношения с кредиторами, предоставившими дополнительные ресурсы для развития хозяйствующего субъекта.
Особая роль среди методов государственного регулирования экономики принадлежит методам программно-целевого управления. На их базе проводятся структурные преобразования экономики. Речь идет о целевом формировании прежде всего инфраструктурных компонентов рыночной экономики. При этом ключевой является информационная сфера, играющая решающую роль в государственном управлении экономикой, в частности в реализации такой управленческой функции, как контроль. Однако развитие государственной статистики только посредством расширения системы показателей невозможно из-за признания на рынке такойкатегории, как коммерческая тайна хозяйствующего субъекта. Более того, в целях обеспечения объективности необходимо формирование альтернативных информационных источников.
Другой проблемой государственного регулирования финансового оздоровления хозяйствующих субъектов, решаемой программно-целевыми методами, являетсяреструктуризация предприятий. При этом предусматривается прямое государственное вмешательство, что предполагает, с одной стороны, предоставление конкретному государственному органу права решения проблем данного типа, а с другой — обеспечение выбранного органа ресурсами для такой деятельности.