Самостоятельная работа по дисциплине





Теории обучения и воспитания

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для заочной формы обучения)

!!! В зимнюю сессию (1 семестр) готовить семинары

№№ 1-6, к летней сессии (2 семестр) готовить семинары №№ 7-9, задания по самостоятельной работе (перечень в таблице) и контрольную работу (темы и требования в отдельном файле)

№ темы   Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Всего часов Аудиторная работа Само-стоят. работа
Лек-ции Семи-нары Лабор. занятия
Раздел 1. Теория обучения (дидактика) -
Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения      
Закономерности, принципы и правила обучения      
Целеполагание процесса обучения      
Мотивация учения        
Содержание образования как педагогическая проблема      
Основные документы, определяющие содержание образования учащихся      
Авторские школы        
Способы организации учебного процесса      
Современные образовательные технологии      
Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций      
Диагностика процесса и результатов обучения        
Раздел 2. Теория воспитания -
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания.      
Проблема целеполагания в воспитательной деятельности      
Содержание воспитательной деятельности      
Способы организации воспитательного процесса      
Современные воспитательные системы        
Современные технологии воспитания      
Функции и основные направления деятельности классного руководителя        
Оценка результативности воспитательной деятельности        
  Итого -

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теоретические основы дидактики как раздела педагогики
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З.2: понятие, структуру содержания образования, факторы и принципы отбора содержания образования; З.3: сущность основных теорий и концепций обучения З.4: особенности различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов ОПК-4:У.1: конкретизировать теоретические положения и соотносить теорию с практикой; ОПК-5:З.2: основные структурные компоненты процесса обучения У.1: формулировать цели и задачи учебной деятельности В.3: методами изучения и формирования познавательной мотивации учащихся
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1: Обучение в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы обучения (2 ч.) План: 1.Дидактика как наука. 2.Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. 3.Движущие силы процесса обучения. 4.Виды обучения. 5.Основные концепции обучения в дидактике. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической педагогике.   Лекция №2: Закономерности, принципы и правила обучения (2 ч.) План: 1.Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов 2.Классификация и характеристика закономерностей обучения. 3.Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. 4.Принципы обучения и правила их реализации   Семинар 1: Целеполагание процесса обучения (2 ч.) План: 1.Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». 2.Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. 3.Классификация целей обучения. 4.Требования к постановке целей обучения. Технология целеполагания в дидактике (А.В. Хуторской). 5.Обучение учащихся целеполаганию. Практическое задание: составить перечень целей (не менее 10), которые Вы планируете достичь: 1) в течение года в разных сферах деятельности (учебной, профессиональной, личностного развития и т.д.); 2) в ходе изучения дисциплины «Теория обучения».    
Лекция 3: Содержание образования как педагогическая проблема (2 ч.) План: 1.Компоненты содержания образования. 2.Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования. 3.Государственный образовательный стандарт. 4.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 5.Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм и др.).   Семинар 2: Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (2 ч.) План: 1.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. 2.Базисные, типовые, рабочие учебные планы. 3.Учебная программа: понятие, виды, функции. 4.Структура учебной программы. 5.Учебная литература: виды, основные требования. Практическое задание: составить и обосновать проект учебного плана для начальной (общей, основной) школы с учетом требований ФГОС.(работа в группах)   Семинар 3: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. 2.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, их характеристика, достоинства и недостатки. 3.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, их характеристика, достоинства и недостатки. 4.Методы контроля и самоконтроля в обучении, их достоинства и недостатки. 5.Критерии выбора методов обучения.Решение проблемных ситуаций. Практическое задание: сравните методы обучения в традиционных и развивающих системах обучения.   Семинар 4: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Понятие «форма организации обучения». Развитие ФОО в истории образования. 2.Функции ФОО. 3.Краткая характеристика урока, экскурсии, лекции, семинара, домашней работы и других ФОО. 4.Понятие «средство обучения». Функции средств обучения. 5.Характеристика и особенности использования наглядных и технических средств обучения. Практическое задание:проанализируйте одно из учебных занятий в вузе (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум и т.д.) с точки зрения соответствия требованиям к данной ФОО. Предложите способы усовершенствования данного занятия.   Семинар 5: Современные образовательные технологии (2 ч). План: 1.Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». 2.Классификация педагогических технологий. 3.Характеристика современных образовательных технологий: -технология активного обучения (ТАО), условия организации, методы (деловая игра, драматизация, театрализация, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, игровое проектирование и др.) -технология полного усвоения знаний -технология разноуровневого обучения -технология коллективного способа обучения -технология модульного обучения -технология проектной деятельности -технология исследовательского обучения -имитационная (моделирующая) технология обучения -здоровьесберегающие технологии обучения (План изучения образовательной технологии: 1.Авторы. 2.Время появления. 3.Цели и задачи. 4.Принципы реализации. 5.Методы обучения.) Практическое задание: подготовить сообщение с видео презентацией по теме семинара.   Семинар 6: Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций (2 ч.) План: 1.Учебные ситуации: понятие, типология и виды. 2.Этапы моделирования учебных ситуаций. 3.Моделирование коммуникативных, познавательных, регулятивных и других развивающих учебных ситуаций. 4.Проектирование развивающих учебных ситуаций(работа в группах). Практическое задание:подобрать развивающие учебные ситуации для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста.    
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-4:З.2: понятие, структуру содержания образования, факторы и принципы отбора содержания образования; З.3: сущность основных теорий и концепций обучения З.4: особенности различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов   Тест (10), доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5)    
ОПК-4:У.2: проводить сравнительный анализ различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; У.3: проводить сравнительный анализ различных концепций и теорий обучения   Заполнение таблицы по теме (3)   Доклад на семинаре (5)
ОПК-4:В.1: категориальным аппаратом дидактики; В.2: навыком анализа нормативных документов, регламентирующих содержание образования   Тест (10) Выполнение и защита проекта (10)
Раздел 2. Теория воспитания
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-5:З.1: сущность, классификацию, особенности методов, форм, средств воспитания З.3: критерии эффективности процесса воспитания З.4: современные воспитательные технологии ОПК-5:У.2: планировать и проектировать воспитательную деятельность В.1: навыком выбора эффективных методов воспитания; В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания воспитательного процесса. ПКПП-7:З.1: основные характеристики и методику проектирования воспитывающих ситуаций ситуаций З.2: требования к воспитывающим ситуациям для детей разных возрастных групп У.1: выстраивать воспитывающие ситуации в соответствии с задачами развития личности ребенка В.1: навыком анализа развивающих учебных ситуаций В2: методикой разработки воспитывающих ситуаций
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 4: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. (2 ч.) План: 1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. 2.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности. 3.Закономерности и принципы воспитания. 4. Движущие силы воспитания. Лекция 5: Проблема целеполагания в воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. 2.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания. 3.Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания. 4.Цели воспитания в истории человеческого общества. 5.Современные подходы к постановке целей и задач воспитания. Семинар 7: Содержание воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Понятие и функции содержания воспитания. 2.Источники и структурные компоненты содержания воспитания. 3.Уровни представления содержания воспитания. 4.Содержание воспитательной деятельности педагога.   Семинар 8: Способы организации воспитательного процесса (2 ч.) План: 1.Понятия методов, приемов, средств воспитания. 2.Классификации методов воспитания. 3.Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности. 4.Современные формы воспитания, их классификация.   Семинар 9: Современные технологии воспитания (2 ч.) План: 1.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. 2.Характеристика современных технологий воспитания: -технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). -технология педагогического общения -технология педагогического разрешения конфликта -технология предъявления педагогического требования -технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, Н. П. Капустин). -технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова)  
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-5:З.1: сущность, классификацию, особенности методов, форм, средств воспитания З.3: критерии эффективности процесса воспитания З.4: современные воспитательные технологии Контрольная работа (10)     Сообщение с видео презентацией (10)
ОПК-5:У.2: планировать и проектировать воспитательную деятельность педагога В.1: навыком выбора эффективных методов воспитания; В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания воспитательного процесса. Кейс-задачи (3)   Эссе (7)    
ПКПП-7:З.1: основные характеристики и методику проектирования воспитывающих ситуаций З.2: требования к воспитывающим ситуациям для детей разных возрастных групп У.1: выстраивать воспитывающие ситуации в соответствии с задачами развития личности ребенка В.1: навыком анализа воспитывающих ситуаций В2: методикой разработки воспитывающих ситуаций Доклад на семинаре (5)   Практическая работа (5)   Кейс-задачи (3)
     

 


 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа по дисциплине

(для заочной формы обучения)

Раздел Тема для самостоя-тельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методическое обеспечение Форма отчетно-сти
Раздел 1 Теоретические основы обучения 1.Подготовить краткие биографические справки (ФИО, годы жизни, место рождения, вклад в развитие дидактики) о следующих ученых: Коменский, Песталоцци, Гербарт, Дьюи, Ушинский, Каптерев, Данилов, Есипов, Скаткин, Занков, Бабанский, Хуторской. 2. Составить таблицу «Виды обучения» (Вид обучения, время возникновения / ФИО дидактов / Преимущества / Недостатки) 1, 2, 8, 9, 19 Конспект, таблица
  Закономерно-сти, принципы и правила обучения 1.Изучить различные подходы к классификации принципов обучения. 2.Составить таблицу соответствия закономерностей, принципов, правил обучения. 1, 2, 5, 10, 12, 15, 19, 23, 25, 27 Конспект, таблица,  
  Мотивация учения Изучить тему самостоятельно по плану: 1.Сущность понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация». 2.Мотивационный компонент учебного процесса. Виды познавательных мотивов. 3.Способы изучения и формирования познавательной мотивации учащихся. 6, 9, 10, 16, 19, 25 Конспект
  Содержание образования 1.Ознакомиться с ФГОС ВПО по психолого-педагогическому образованию (п.5.«Требования к результатам освоения основных образовательных программ») 2.Составить конспект статей 1, 2, 3, 4, 9, 10 Федерального ГОС основного общего образования от 17.12.2010 http://edu.cspu.ru/norm_baza/fgos_2009/files/pr_fgos_2009_pv_45b.pdf     http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf   Конспект, конспект
  Основные документы, определяющие содержание образования учащихся 1.Проанализировать учебную программу по одному из школьных предметов, определить наличие и качество пояснительной записки, содержания ЗУН, методических материалов и пр. 1, 2, 9, 11, 25 Аналитическая характеристика учебной программы
  Авторские школы Изучить тему самостоятельно по плану: 1.Классификация авторских школ. Личностно-ориентированные системы обучения («Школа жизни» Ш.А.Амонашвили). 2.Природосообразные системы обучения (Школа свободного развития). 3.Культуросообразные системы обучения (Школа М.П.Щетинина, Русская школа И.Ф.Гончарова, Школа диалога культур В.С.Библера). 4.Креативные системы обучения (проблемное обучение М.И.Махмутова, ТРИЗ). 5.Интенсивные системы обучения (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Н.А.Зайцев). 6.Оргдеятельностные системы обучения (развивающие системы обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; Методологический колледж Ю.В.Громыко) 2, 8, 19, 20, 21, 22, 35 Конспект
  Способы организации учебного процесса 1.Составить таблицу «Преимущества и недостатки различных форм организации обучения» для ФОО: классно-урочная, Белл-ланкастерская, Батовская, Маннгеймская, Дальтон-план, план Трампа, неградуированные классы, «Погружение». 2.Сравнить методы обучения в традиционных и развивающих системах обучения. 1, 2, 5, 10, 12, 15, 19, 23, 25, 27 Таблица, сравнительная характеристика методов обучения
  Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций 1.Составить «копилку» развивающих учебных ситуаций для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста (не менее 10 для каждого возраста)   «Копилка» развивающих учебных ситуаций
  Диагностика процесса и результатов обучения Изучить тему самостоятельно по плану: 1. Виды, формы и методы диагностики результатов обучения в истории дидактики. 2. Диагностика обученности (успеваемости): понятие и принципы. 3. Оценка результатов обучения: способы выражения оценки, функции оценки, оценка и отметка. 4. Современные формы и методы диагностики результатов обучения. 2, 15, 17, 19, 21, Конспект
Раздел 2 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. Изучить самостоятельно вопрос: Авторитарные и гуманистические концепции воспитания: сравнительная характеристика 1, 2, 8, 9, 19 Конспект
  Содержание воспитательной деятельности Разработать план воспитательной работы (название мероприятия, сроки проведения, краткое содержание мероприятия) на учебный год по одному из направлений воспитания (на выбор; класс выбрать самостоятельно) 1, 2, 6, 9, 11, 25 План ВР
  Современные воспитательные системы Изучить тему самостоятельно по плану: 1.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. 2.Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. 3.Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.) 1, 2, 6,15,16 Конспект
  Функции и основные направления деятельности классного руководителя Изучить тему самостоятельно по плану: 1.Типы классного руководства в современной школе. 2.Функции классного руководителя. 3.Основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. 1, 2, 6,15,16 Конспект
  Оценка результативности воспитательной деятельности Изучить тему самостоятельно по плану: 1.Понятие воспитанности. Критерии и показатели воспитанности личности. 2.Методы и методики диагностики воспитанности. 3.Принципы анализа воспитательного процесса (по Н.Е. Щурковой). 1, 2, 6,15,16 Конспект

 





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.02 с.