Коррекция общей моторики.




КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

 

Литература: Р. К. Ульянова (Институт дефектологии АПН СССР Опубликовано в журнале “Дефектология”, 1988 г., № 4, стр. 66-70)

Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом (РДА) и описание методов и приемов, способствующих коррекции двигательных нарушений и подготовке руки к письму.

Основные признаки РДА впервые были выделены Л. Каннером (1943) и независимо от него — Г. Аспергером (1944). В дальнейшем проблемы РДА разрабатывались рядом авторов: С. С. Мнухиным (1947), М. Криком (1981). В последнее время ими занимается группа сотрудников Института дефектологии.

В клинической картине раннего детского аутизма в настоящее время считаются основными следующие признаки:

1) нарушение контакта с окружающими, уход от общения даже с близкими людьми;

2) отсутствие интереса к внешнему миру, пассивность, пугливость, боязнь любых перемен, стереотипы в поведении и занятиях, сверхпристрастие к объектам;

3) характерная задержка развития речи, общей и тонкой моторики, а также интеллектуального развития;

4) слуховая и визуальная отрешенность;

5) патологическая поглощенность предметом при отсутствии осознания его функции;

6) раннее проявление (до 30-месячного возраста) патологии психического развития.

Установлено, что РДА (синдром Каннера) встречается с частотой примерно 3—6 случаев на 10 000 детей; это, по некоторым данным, чаще, чем нарушения зрения и слуха. Известно, что аутизм сравнительно чаще встречается у мальчиков (3—4:1).

За период 1977—1986 гг. нами было обследовано свыше 170 детей с РДА в возрасте от 2,5 до 15 лет. У всех были выявлены характерные признаки нарушения общей и тонкой моторики. Приведем некоторые данные.

У всех обследованных отмечается общая неловкость, недостаточно координированная походка, дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, не в состоянии перешагнуть через препятствие, даже если это всего лишь узкая бумажная полоска, бросить мяч в цель, поймать его. Тонкие целенаправленные движения (нанизывание бус, шариков, колец пирамидки, складывание мозаики, попытка поставить цветы в вазу, вдевание нитки даже в большое ушко иголки, застегивание пуговиц) вызывают большие затруднения. У детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения. У большинства из них отсутствуют навыки самообслуживания.

У детей отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию. Это крайне затрудняет работу с ними, осложняет подготовку их к школе.

Особые трудности аутичные дети испытывают при овладении графическими навыками. При письме в тетрадях у них обнаруживается недостаточность зрительной ориентировки. Дети не выделяют строку, клетку, пишут буквы и цифры беспорядочно, допускают много неточностей. Наблюдается некоординированность, импульсивность движений руки, что ведет к искажению начертания буквы, к неровности нажима, неравномерности расположения букв в слове. Дети с трудом запоминают образ буквы, долго не могут ее графически воспроизвести, образец в тетради не служит для них опорой. Они не соблюдают наклона, очень долго не усваивают его. Многие не хотят писать наклонно, заявляя при этом: “Не надо, упадет же!”. Упражняясь в написании какой-либо буквы, они не умеют переключаться на написание другой; не соединяют буквы в слова соединительными линиями, с трудом осваивают безотрывное письмо; не ставят в конце предложения точку, не ставят черточку, обозначающую перенос.

На первых порах не только письмо, но и контакт с педагогом вызывает у аутичных детей негативизм.

Чтобы наладить общение, педагог выбирает тот вид работы, который обладает наибольшей привлекательностью,— изобразительную деятельность. С помощью рисования, которым дети сравнительно легко овладевают, проще привлечь ребенка к совместным действиям. Рисование развивает глазомер, понимание формы, оно укрепляет руку, при этом развивается и интеллект, упражняется наблюдательность, фантазия.

Коррекция общей моторики.

Для занятий, направленных на коррекцию общих моторных нарушений, очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс. С его помощью делаются привычными трудные и, возможно, даже страшные для ребенка упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке.

Упражнения и игры хорошо проводить и на природе. Это может быть бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры “Кто бросит выше?”, “Кто бросит точнее?” (надо попасть в дерево). Ребенок может повисеть на ветке, попытаться обхватить ствол дерева, попробовать бросать еловые шишки через ветку дерева. Можно перепрыгнуть через камень, подпрыгнуть и дотянуться рукой до ветки. Бегая в лесу, ребенок учитывает характер местности: нужно обежать пенек, кочку, дерево, куст, прыгнуть через канавку. Полезно аутичным детям находиться и двигаться в воде (в ванне, бассейне, реке, море), кататься зимой на лыжах, коньках, летом — на велосипеде.

Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время. Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Регулярность создает привычку к занятиям и потребность в них.

Для занятий необходим положительный эмоциональный фон; какая-либо бестактность или грубость недопустимы, они разрушат достигнутое и затруднят дальнейшую работу.

Упражнение вводится постепенно. Например, чтобы обучить игре в мяч, сначала надо поиграть с воздушным шариком. Дети боятся ловить мяч, а шарик легкий, падает бесшумно, медленно, легко. Слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему доставляют радость ребенку, игра с шаром заставляет его делать самостоятельные движения, подпрыгивать, бегать.

Освоив игры с шаром, ребенок овладевает умением бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, сквозь обруч, расположенный на уровне рук, сбивать им со стены предметы — картонное яблоко, круг, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.

Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может забросить мяч в корзину, прикрепленную к стене, педагог берет ее в руки и немного подыгрывает ребенку, успех рождает интерес к игре и желание пробовать свои силы.

Во время таких занятий педагог постоянно поощряет, одобряет ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д.

Возможно, что сначала все упражнения придется делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Как мы уже говорили, занятия проходят в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок,

Приведем описание нескольких игр.

Ребенок, воображая себя каким-либо животным (петухом, цаплей, лисой), имитируя его движения, перешагивает кочки, обходит воображаемые (нарисованные на полу) лужи, перепрыгивает ручейки (сделанные из цветной бумаги), переходит по широкому, а потом по узкому мостику.

Хорошо активизируют детей игры-соревнования. Даже самые инертные с радостью включаются в них. Успехи в состязании награждаются “медалями” (такую медаль, с продетой через нее тесемочкой, можно надеть на шею). На медалях делаются надписи крупными четкими буквами: Самый ловкий. Самый смелый. Самый сильный, Самый быстрый. Самый меткий. Самый находчивый.

Игра “Кто быстрее соберет?”. На ковре или на полу в большом круге или просто на пространстве 2 кв. м разбросаны большие еловые шишки. По сигналу дети собирают шишки в корзинки. Выигрывает тот, кто быстрее и больше соберет. Такую же игру можно проводить, используя кубики, шарики, деревянные или восковые грибы.

Игра “Кто быстрее добежит, возьмет и принесет?” имеет варианты нарастающей сложности. На детском столике лежат два каких-либо предмета:

одинаковые по цвету и форме кубики. По сигналу двое ребят бегут, берут каждый по кубику и отдают ведущему;

синий и красный кубики. Дети должны помнить, какой из них принести;

предметы, разные по форме. Одному надо принести квадрат, другому треугольник;

синий и красный кубики, в руках у одного ребенка — синий кубик, у другого — красный, надо принести такой же.

Эти игры, поднимая настроение и общий тонус, делают детей более свободными в движениях. Их можно варьировать в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог.

С целью вовлечения детей в коллектив сверстников можно устраивать их в гимнастические группы при ДЭЗах, в бассейны при районных физкультурных диспансерах.

Физические упражнения, подвижные игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают их более ловкими и контактными, общительными, активными, появляется возможность адаптации в коллективе детсада, школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: