Пояснения к иллюстрациям




 

 

1. Анри Лот и его проводники-туареги пьют чай под скальным навесом в горном массиве И-н-Итинен, на стенах которого когда-то населявшие его люди времен неолита оставили многочисленные наскальные росписи.

2. Фотограф экспедиции Андре Вила в уэде Джерат делает снимки с рисунков на горизонтальных плитах. Поскольку большая часть рисунков расположена именно на таких плитах, пришлось соорудить складную лестницу из дюралюминиевых труб, которая позволила избежать искажений при съемке.

3. Под одним из скальных навесов в массиве Тиссукаи был обнаружен неолитический слой «периода полорогих», содержащий главным образом пищевые остатки и разложившийся помет крупного рогатого скота. Поскольку слой пришлось просеивать, чтобы отделить находящиеся в нем мелкие предметы, как-то: кремневые наконечники стрел, бусины из скорлупы страусовых яиц,– то занимавшийся этим сотрудник, чтобы не вдыхать поднимаемую ветром пыль, вынужден был надевать шахтерскую маску.

4. Один из членов экспедиции набирает воду из гельты в районе Титераст-н-Элиаса.

5. Группа больших жирафов (уэд Джерат), нарисованная на горизонтальных плитах в устье уэда Ти-н-Техед. Самый крупный жираф имеет в натуре высоту около 8,5 м. Ансамбль занимает 120 кв. м и представляет собой самый большой наскальный рисунок в мире.

6. Слон (уэд Джерат), относящийся к «периоду буйвола». Сюжет очень распространен в наскальном искусстве Сахары начиная с «периода буйвола» до настоящего времени, особенно в Аире, где слоны обитали еще менее ста лет назад. В уэде Джерат насчитывается 96 изображений, относящихся к разным периодам. Представленный на снимке слон вырезан на вертикальной плите; квадраты, которыми расчерчено ухо, должны изображать складки кожи на его внешней стороне. Ширина 1,8 м.

7. Рисунок «периода буйвола» на горизонтальной плите (уэд Джерат) представляет двух зверей из семейства кошачьих; один, по-видимому, собирается вцепиться другому в спину; нижний напоминает гепарда, верхний может изображать псовую гиену (Lucaon pietus) или пятнистого волка, единственное животное этого семейства, обитающее в саване, но способное делать вылазки в пустынные районы, размером оно с гиену. Длина 90–105 см.

8. Двуполое животное семейства полорогих. Рисунок на вертикальной поверхности скалы (уэд Джерат), относящийся к «периоду полорогих». Это единственный подобный сюжет во всех рисунках и росписях, обнаруженных до сих пор в Центральной Сахаре. У фульбе он изображает обоеполого быка, которого считают прародителем стада и как бы его символом. Ширина 90 см.

9. Быки, вырезанные на горизонтальной плите уэда Джерат, относящиеся к «периоду буйвола». Лирообразные рога первого изображены в перспективе, а второго – в фас, имеют форму дуги, а над ними виден символический предмет, встречающийся также на рисунках «периода полорогих». Длина 1,2 м.

10. Сцена разделки туши дикого осла (стоянка Тиссукаи), относящаяся к «периоду полорогих». На дикого осла, широко распространенного в Центральной Сахаре во времена неолита, охотились часто, как о том свидетельствуют сцены, в которых его преследуют лучники. Охотник, еще держащий в правой руке лук, приближается к туше, чтобы разделать ее,– доказательство того, что мясо животного употреблялось в пищу. Кости дикого осла были найдены в одном из неолитических слоев в Хоггаре. Одомашнивание его началось, вероятно, в это же время. К тому же периоду относится изображение осла с сидящим на нем верхом человеком.

11 –14. Головы быков с росписи (И-н-Итинен), относящейся к «периоду полорогих». Обращают на себя внимание рога, почти всегда загнутые вниз, что, вероятно, было результатом искусственной деформации, поскольку на многих рогах сделана резьба.

15. Священные камни в форме сахарной головы, найденные в Тан-Хадидже (Тассили); их восемь, и они, вероятно, восходят к неолиту. Эти камни, должно быть, служили объектом культа, хотя никакая легенда с ними не связана.

16. Миска из песчаника эпохи неолита, найденная в Тиссукаи (Тассили); диаметр 22 см. По краю есть выемка, указывающая на то, что миску покрывали крышкой. Изготовление полированных каменных блюд и мисок было широко распространено в «период полорогих».

17. Большой жернов эпохи неолита, найденный в И-н-Итинене; вес 125 кг.

18. Гранитная скульптура, изображающая полорогое; найдена в районе Тамрита (Тассили); длина 20,3 см. До настоящего времени на Тассили было обнаружено около двух десятков подобных скульптур, несколько найдено в Хоггаре и одна – в Туате. Чаще всего они изображают полорогих, зайцев и человеческие фигурки. Одна из них была открыта на месте ее создания – в Джаббарене (Тассили) и датирована 3550 г. до н. э. Значит, эти скульптуры скорее всего относятся к неолиту, к «периоду полорогих».

19. Баран со «шлемом» (Бу Алем, Южный Оран); над ним человеческая фигура со щитом; высота около 1,5 м. Это один из лучших рисунков «периода буйвола» как с точки зрения прекрасной передачи формы и деталей, так и с точки зрения исполнения – правильным штрихом и превосходно отполированной поверхностью. Поскольку на голове барана диск, долгое время считалось, что он имеет связь с египетским богом-бараном Аммоном. Но теперь уже известно, что это не так и что рисунок гораздо старше, чем все изображения барана в Египте. Это вновь ставит вопрос о связях искусства и культов Египта и Сахары.

20. «Скорпион», вырезанный на вертикальной поверхности скалы (массив Гарет-эт-Талеб, Южный Оран); длина 6 м. Изображено мифическое животное, определить которое невозможно; оно состоит из отдельных расчерченных кольцами сегментов, имеет клешни и хвост, как у водных червей. Это самый большой наскальный рисунок в Южном Оране, относящийся к «периоду буйвола».

21. Схематическое изображение быков, стоящих в воде (Ти-н-Тазарифт). Изображен обряд лотори.

22. Роспись типа комиксов, изображающая «игру любви и случая» (Тимензузин, Тассили), относящаяся к «периоду полорогих». На земле лежит пара, перед которой женщина, поднимая руки, отмеряет ритм; справа вдохновленный этим зрелищем мужчина привлекает к себе женщину с очевидным намерением последовать примеру первых. Ниже мужчина направляется к сидящей женщине, поднявшей руки либо для того, чтобы ответить на его желания, либо, наоборот, чтобы выразить свое отвращение. В группе слева женщина жестом выражает отказ и пытается убежать.

23. Роспись со стоянки Ти-н-Тефериес, относящаяся к «периоду круглоголовых». Человеческие фигуры, выполненные темной охрой, имеют очень большие головы, увенчанные рогами или перьями. Вся одежда состоит из набедренной повязки со свисающими концами. Некоторые фигуры бегут, другие сидят, причем дать истолкование их позам невозможно. Около голени самой большой фигуры изображен муфлон, оконтуренный светлой охрой, так же как человеческая фигура впереди него.

24. Развалины города Ассоде в Аире (Нигер), бывшего когда-то столицей туарегского племени кель эуи и насчитывавшего, вероятно, более трех тысяч жителей. Согласно преданиям, город основан около 1000 г. н. э. и был обитаем до 1917 г. Дома были целиком построены из камня, а в центре стояла большая мечеть. Кровельные балки были сделаны из стволов борассовой пальмы, но теперь это дерево, часто встречавшееся ранее в долинах Аира, здесь уже не растет.

25. Топоры и тесла с отшлифованными лезвиями, найденные на неолитической производственной стоянке в Тегидда-н-Тагаите (Аир). В этом месте существовала мастерская по обработке камня, протянувшаяся на расстояние более 2 км. Основную часть орудий составляют топоры, тесла, скребки с широким лезвием, так называемые «обтекаемые», длинные раковины, квадратные в сечении, а на конце вытянутые. Всего было собрано около трех тысяч готовых орудий.

26. Погребальная урна, найденная в Алабакате, диаметром более 60 см и высотой более 1 м. Она была целиком погружена в почву, очень твердую глину, и только край слегка выступал на поверхность, что и позволило ее заметить. На дне сосуда лежали костные останки человека – берцовые кости и части черепной коробки. Подобный вид погребения в Сахаре обнаружен впервые. Следует, однако, отметить, что в 69 км к северо-западу от Арлита, в неолитическом слое в Ибаталене в горшке диаметром 25 см был найден детский череп.

27. Ваза с ручками, найденная в развалинах Ассоде. Это звонко звучащее при ударе керамическое изделие с черным геометрическим узором на красном фоне. Черепки такой керамики в Ассоде довольно многочисленны. Вероятно, она производилась на месте, поскольку в развалинах сохранились остатки нескольких печей для обжига. Одна старая горшечница, скончавшаяся уже после 1970 г. в маленьком селенье Кериб-Кериб, как будто бы некогда работала в деревне Ассоде, но вместе с ней исчезла и техника этого ремесла. Гончарное производство когда-то очень процветало, потому что обломки подобной керамики нашли в развалинах Тазамака (XVIII в.), бывшей столицы туарегов-итиссан, в 50 и к востоку от Агадеза, в уэде Мамманет и даже в Джадо в Кауаре, где экспедицией Берлие был обнаружен большой фрагмент.

28. Великолепное лезвие, обработанное с обеих сторон и зазубренное с одного края; найдено в районе Арлита; длина 24,7 см. Кажется, этот предмет, исключительный по качеству обработки, сравнимой только с обработкой египетских неолитических орудий, служил серпом, тем более что его размеры позволяли делать большой захват травы. Поскольку в этих местах не обнаружено никаких следов земледелия, его могли использовать для уборки диких злаковых. По аналогии с другими найденными в том же районе орудиями, его можно отнести к периоду между 3600 и 3000 гг. до н. э.

29. Дома старого квартала в Агадезе; построены из глиняных кругляшек, скрепленных раствором из той же глины; обычно эти строения одноэтажны. Наружные стены редко бывают вертикальными, чаще слегка наклонны; около дверей в стене четко выраженные выступы, окна всегда очень маленькие. Город был построен туарегами как большой склад, который охраняли их черные рабы. Первое историческое упоминание о нем относится к 1513 г., и сделано оно арабским путешественником Львом Африканским; по словам другого автора, Мармоля, город, вероятно, был основан в 1460 г. Около 1504–1505 гг. он стал, по-видимому, столицей султанов Аира.

30. Мечеть в Тефисе (Аир); по всей вероятности, была первой мечетью, воздвигнутой в этой стране, и ее постройка знаменовала собой начало исламизации. Внутри она состоит из трех помещений, сообщающихся между собой через маленькие дверцы; ширина мечети около 20 м; к ней примыкают другие помещения, служащие для омовений, для собраний старейшин и т. д. Неподалеку находится кладбище, в центре которого покоится основатель мечети; над его могилой сооружена большая каменная стена, служащая объектом горячего поклонения. Сейчас Тефис уже необитаем, а мечеть стережет слепой старик, живущий в маленьком домике рядом. На снимке видно, что двери закрыты ветками деревьев, а из стволов сделана примитивная загородка, чтобы преградить дорогу скоту.

31. Экспедиция поднимается вверх по уэду Джерат; на верблюдов нагружено более двух тонн продовольствия и снаряжения. Переходя уэд вброд, животные не раз падали, потому что после дождя, длившегося сутки, бьефы все еще были полны воды.

32. Большой гиппопотам (уэд Джерат), относящийся к «периоду буйвола», длина 2,9 м. Второй гиппопотам стоит напротив первого. Над головой второго можно разглядеть большого питона, длина приблизительно 2 м. Все три фигуры вырезаны на большой наклонной плите, получившей название «плиты Питона». В уэде насчитывается 22 изображения гиппопотама. Костные останки этого животного находили в эрге Адмер, к югу от Джанета, и особенно часто в Тенере, где оно обитало еще около 2000 г. до н. э.

33. Носорог относится к сюжетам, обычным для уэда Джерат; всего насчитывается 119 его изображений. Среди больших толстокожих этой необыкновенной зоологической галереи «периода буйвола» ему принадлежит первое место. Поскольку ему нужно меньше воды, чем гиппопотаму, он просуществовал в Сахаре дольше, чем этот последний. Длина 1,8 м.

34. На горизонтальной плите (уэд Джерат) изображен бык, стоящий перед ним человек держит какой-то согнутый предмет, возможно пальмовую ветвь («период буйвола»). Сюжет встречается во многих ансамблях Тассили, особенно в Ти-н-Терирте. Животное безрогое, а на шее у него видна подвеска, которая, вероятно, свидетельствует о приручении или одомашнивании. Ниже маленький рисунок изображает загнутый книзу рог с направленным вперед острием. Отчетливо видны рисунки, сделанные поверх первых в технике пикетировки. Над головой – часть быка, задние ноги которого охватывают шею первого. В центре корпуса можно видеть заднюю часть верблюдицы. Следует отметить, что патина, покрывающая эти рисунки, выполненные точками, светлее, чем покрывающая изображение быка.

35. Древний буйвол со спиралью на вертикальной плите (уэд Джерат), высота около 2 м. Bubalus antiquus – это ныне вымерший вид буйвола, вероятно исчезнувший еще в неолите. Он играет в Сахаре роль «окаменелости-определителя» для рисунков древнего периода, которому в силу самого этого факта и присвоено его название. У этого животного были огромные рога, расстояние между которыми могло достигать 3 м. В данном случае его изображение сопровождается вырезанной на корпусе двойной спиралью; этот символ очень часто встречается в наскальных рисунках уэда Джерат, но смысл его остается загадочным. На той же плите есть и другие рисунки; многие из них отполированы, среди этих последних можно различить лошадь. Есть также рисунки, контур которых нанесен точками,– например, жираф между рогами буйвола и человеческая фигура слева от них.

36. Маленькие лежащие газели (стоянка Ти-н-Терирт около гельты Дидер, Тассили) относятся также к «периоду буйвола» и вырезаны на горизонтальной плите. Ширина соответственно 52 и 53 см.

37. Древний буйвол и фигура человека в молитвенной позе на вертикальной плите (стоянка Ршег Дирхем, Южный Оран), ширина 1,8 м. В этом районе, где, по-видимому, животное служило объектом культа, изображение его очень распространено. Оно встречается в Южном Оране, в Константине, в Феззане, на Тассили-н-Аджере и несколько раз в Хоггаре, неподалеку от Тассили.

38. Наскальная роспись (уэд Джерат), изображающая пальмы и колесницу, колеса которой были с росписи стерты. Относится к «периоду лошади», что соответствует приблизительно 1200 г. до н. э. Видно, что старые засохшие деревья спилены,– следовательно, пальма культивировалась. В руках у людей нечто вроде серпов на длинных ручках, служивших, может быть, для срезания финиковых гроздей. Это самое древнее изображение финиковой пальмы, найденное в Северной Африке и Сахаре, в данном случае оно современно колесницам с лошадьми «в летящем галопе».

39. Роспись (стоянка Такедедуматин, Тассили), относящаяся к «периоду полорогих» и изображающая пастухов крупного рогатого скота. Овалы слева означают хижины; в первой никого нет,– это, по-видимому, жилище хозяина становища; перед другими видны женские и детские фигуры; это отражение быта полигамной семьи, такой, какую мы и сейчас можем наблюдать у пастухов фульбе в злаковых степях к югу от Сахары. Перед хижинами стоят на привязи телята, а за ними пасется остальное стадо – быки, но больше коров, с выменем, полным молока. У некоторых людей прически в виде шлемов, у других – в виде небольших колпаков, как и у нынешних фульбе.

40. Деталь вытянутой в длину росписи (стоянка Ихерен, Тассили); относится к «периоду полорогих»; благодаря найденным у подножия скалы остаткам очага датирована 2900 г. до н. э. Вся эта прекрасная анималистическая композиция, шедевр натуралистической школы доисторического наскального искусства, была написана одним художником. На росписи можно насчитать 16 переплетающихся между собой изображений жирафов; одна самка только что родила жирафенка, еще соединенного с ней пуповиной. Можно также различить газелей-дама, антилоп-орикс, антилоп-бубала, одна из которых вылизывает только что родившегося детеныша, изображения обычных антилоп и страусов. В левом углу и сверху видны остатки более давней росписи, изображавшей слонов.

41. Изображение человека в головном уборе «мирового судьи». Фигура имеет высоту 2 ж и с точки зрения декоративной замечательна, хотя пострадала от времени и частично разрушена. Профиль мясистый, негроидный; нижняя часть лица, кажется, прикрыта маской; волосы переданы белыми, густо нанесенными штрихами, а лицо покрыто мелкими вертикальными штрихами и белыми точками. Правее – маленькая человеческая голова в том же стиле, но лицо прикрыто маской, а в прическу вплетена лента с вертикальными разноцветными полосами, написанными красной, желтой и белой охрой.

42. Человеческие фигуры (стоянка Гадес, Тассили) «периода полорогих». Мужчины одеты в шкуры, прикрывающие левое плечо, стянутые поясом и ниспадающие до бедер; профиль у них европеоидный, длинные, остроконечные бороды; в прическе-– торчащий вперед рог. На руках у них довольно широкие браслеты; вооружены луками с тройным изгибом. В стиле росписи чувствуется нечто восточное. Посредине стоит на коленях маленькая черная человеческая фигурка и держит в левой руке топор; профиль лица – негроидный, так же как и у женщины, которая сидит на корточках слева от высокого бородатого мужчины в центре. В левой части панно три пары контурных фигурок, сидящих лицами друг к другу, по-видимому, также изображают негроидов. Вверху судно, похожее на те, что плавают по Нилу, с вымпелами на корме и на носу. И наконец, в центре нарисован сложный спиральный мотив, а под ним нитеобразно изображенный мужчина гонит перед собой быка. В правом нижнем углу мужчина, лицо которого прикрыто маской, увенчанной коровьими рогами, направляется к бородатым лучникам.

43. Группа быков (стоянка Уа-н-Ассехмар, Тассили), тела которых украшены белыми точками, напоминающими те, что усеивают изображение человека с росписи на ил. 41. Поскольку стоянки расположены неподалеку друг от друга, можно предположить, что быки и человеческая фигура относятся к одному периоду; но это единственный в своем роде ансамбль, и для его классификации недостает объектов сравнения. Маленькие, более неясные быки и человеческая фигура (?) перед ними восходят к «периоду полорогих». Следует отметить, что большие быки «в точку» соединены друг с другом линиями из точек.

44. Многослойная композиция (стоянка Уа-н-Бендер, Тассили). Самая древняя часть, по-видимому,– две человеческие фигуры с белыми нательными росписями и головными повязками, причем в повязку большей фигуры воткнуто перо. Нательные росписи состоят из клеток на запястьях и плечах и параллельных линий на бедрах. Относятся к позднему «периоду круглоголовых». Человеческая фигура в маске справа, возможно, восходит к тому же времени; маска вытянута, как голова животного с удлиненной мордой; нижний ее выступ расчерчен параллельными линиями, середина украшена х -образным декором, верх вытянут на манер колпака, на конце которого торчат еще два белых пера; тело удлинено и расписано шевронами; руки маленькие, намеченные горизонтальными параллельными чертами; в левой руке лук. К «периоду круглоголовых» относится также маленькая антилопа в левом нижнем углу, большая часть изображения которой перекрыта изображением полорогого. Затем следуют росписи «периода полорогих», расположенные друг под другом по всему панно. Самая древняя, по-видимому,– стадо коз и овец, за ней следуют большие быки, причем рога самого сильного из них изображены в плоскости, а язык продлен чертой, доходящей до передней ноги. К тому же времени относится сложный мотив, в котором можно различить две страусиные головы со скрученными шеями, но сидящими на одном теле, заканчивающемся расправленными хвостовыми перьями и имеющем четыре ноги. Ниже изображены лучники: один из них бежит, а другой стреляет в человека в маске. В правом нижнем углу, наконец, негативное изображение руки, оконтуренное белым ореолом.

45. Деталь большого панно (И-н-Итинен) «периода полорогих», получившего название «Сцена суда». Одетые в парадные одежды люди имеют на голове колпаки, украшенные то точками, то горизонтальными и вертикальными линиями; большие плащи спускаются от шеи до пят, покрывая спину. Они движутся вправо, округлив спины и слегка согнувшись, изображая как будто пожилых почтенных людей, свершивших акт правосудия; последний из них в одной руке держит лук. Над ними человек помоложе и проще одетый держит другого за плечо и за руку; последний едва одет и, кажется, изображает подсудимого: его силой подвели к двум людям, один из которых сидит, а другой стоит; стоящий носит длинный плащ и колпак, украшенный тремя перьями. Один из них, должно быть, палач.

46. Другой фрагмент вышеописанного панно, относящийся к тому же времени. Внизу слева вооруженная луками группа людей в боевом порядке идет в бой; ими командует человек, изображенный выше. Он тоже вооружен луком, но вдобавок держит согнутую палку, подняв ее в воздух. Все одеты в большие плащи. Немного выше, справа, стоит другая группа лучников; они держат луки вертикально, наизготовку и, по-видимому, представляют собой резерв; эти люди также одеты в плащи. Все это подтверждает, что уже существовали социальные группы, носившие определенную форму, то есть свидетельствует о достаточно развитой общественной организации. Выше изображена скала, а на ее вершине – стадо баранов; какой-то мужчина подталкивает перед собой по склону не очень послушного барана, а внизу другой человек готовится его поймать. Немного ниже один человек тянет за руку другого, а еще ниже видны две человеческие фигуры. Все люди одеты в большие просторные плащи. Сцена, по-видимому, изображает принесение в жертву барана. Этот прекрасный ансамбль относится к позднему «периоду полорогих»; изображенные на нем сидящие верхом на быках женщины имеют ярко выраженные европеоидные профили.

47. Солярный мотив под скальным навесом в Тиссукаи (Тассили), относящийся к «периоду полорогих». Композиция несколько овальной формы, в середине – круг с исходящими из него лучами, долженствующий обозначать солнце. Большой овал покоится на головах быков; на нем сверху лежит серп луны, а часть лунного серпа выступает справа. Из овала выходит человеческая фигура, две другие изображены неподалеку от него. На росписи видны также более светлые быки, они старше этого ансамбля, носящего явно символический характер. Он перекликается с символическими египетскими рисунками эпохи первых династий, с той разницей, что в Египте круг заменялся изображением солнечного бога Ра.

48. Группа людей, изображенная под скальным навесом в И-н-Итинене (Тассили) в стиле «мировых судей» и относящаяся к «периоду круглоголовых». В убежище было темно, поскольку оно образовано плотно примыкающими друг к другу скалами. Эту подробность следует отметить, потому что подобные фигуры в сопровождении парнокопытного животного, напоминающего свинью, и схематические маски мы почти всегда обнаруживали в сходных условиях. Вся скала была покрыта беловатым слоем, частично испортившим роспись; вещество этого слоя при поднесении к нему зажженной спички горело и обугливалось,– несомненно, в основе его был каучук. Радиоуглеродный анализ дал для этого вещества дату – 300 г. до н. э., то есть акт иконоборчества был совершен много позднее времени создания росписи. Человеческие фигуры (средняя высота наибольших из них около метра) относятся к концу «периода круглоголовых»; они всегда многоцветны, прорисованы очень тщательно и снабжены декоративными деталями. Головной убор, написанный белым, в форме колпака «мировых судей», внизу поддерживается головной повязкой с вертикальными полосами. Густые волосы также изображены длинными параллельными штрихами; верх лица прикрыт маской, что обычно для этого стиля. Вся одежда первой фигуры состоит, как видно, из одного пояса, конец которого спадает сзади ниже спины. Маленькие фигурки выполнены в том же стиле, но у одной из них лицо прикрыто маской в виде львиной головы. В стороне написаны белым маленькие схематические маски, подобные ставшим классическими маскам со стоянки в Сефаре.

49. Тигли из Марандета (Аир); всего их здесь было найдено 42 500. Чтобы подсчитать тигли, их расставили по десяткам в десять рядов. По местным преданиям, в них плавили золото, но исследования выявили на дне остатки меди и серебра. Это совершенно исключительный археологический слой. Ни в Сахаре, ни вообще в Западной Африке ничего подобного не встречалось.

50. Соляные копи Тегидда-н-Теземта (Аир). Способ добычи заключается в выделении частичек соли из солесодержащих глин, характерных для этого района. Само соляное месторождение представляет собой натуральную впадину, наполняющуюся водой во время дождей. Когда вода путем фильтрации или испарения выделит соль, солевары, мужчины и женщины, живущие в деревне, построенной неподалеку от месторождения, приходят сюда, чтобы ее извлечь. Для этого они делают большие круглые ямы, куда кладут солесодержащую глину, заливают ее доверху водой и дают раствору осветлиться, время от времени перемешивая его. Потом вокруг большой ямы они роют круглые ямки поменьше (как это видно на снимке) и калебасой переливают туда раствор. Большая яма называется «самцом», а маленькие – «самками». Затем они дают воде выпариться, что, в зависимости от времени года, занимает от пяти до семи дней, а потом маленькой травяной метелочкой собирают в калебасы еще влажные кристаллы соли. Эту соляную массу несут во дворы и там придают ей форму хлебных караваев разных размеров; отсюда ее везут по всем близлежащим населенным пунктам, вплоть до Зиндера, жители которых очень ценят эту соль красноватого цвета. На самом верху снимка виден скот – быки, бараны, ослы, козы, верблюды, которых по окончании сезона дождей кочевники приводят сюда лечиться солью. Перед засухой 1973 г. к солончаку в течение более чем месяца пригонялись тысячи животных.

51. Вырезанные на камне прекрасные жирафы (уэд Мамманет, Аир). Животное в центре держит на поводу человек. Сюжет довольно распространен в этом типе наскальных рисунков, относящихся не к доисторическим временам, а к «периоду лошади». На той же скале видны маленькие человеческие фигурки, страусы, верблюды, причем патина, покрывающая эти изображения, мало отличается от патины на рисунках с жирафами.

52. Группа рисунков «периода лошади» (уэд Мамманет, Аир). На них изображены люди в просторных одеждах, большие круглые головы увенчаны тремя перьями. Они вооружены копьями с железными наконечниками в виде ивового листа. Висящий на плече круглый предмет представляет собой маленький щит. В археологии эти персонажи получили название «ливийских воинов», описание их соответствует тому, которое мы можем почерпнуть из египетских текстов и памятников. Левой рукой люди держат маленьких лошадок, и такая диспропорциональность характерна для всей группы рисунков. Можно различить также буквы, но это не письмо тифинаг, которым и сейчас пользуются туареги, а еще не дешифрованный ливийско-берберский алфавит. На той же скале нарисован маленький верблюд.

53. Группа людей «периода лошади» (уэд Мамманет, Аир). Головы не круглые, а состоящие из двух сегментов, соединенных основанием с вершинами по разным сторонам. Ниже видна другая фигура, исполненная в стиле «двойного треугольника», с круглой головой, увенчанной перьями; справа – животное семейства полорогих. Этот стиль представлен на многих стоянках в Аире и известен также в горных массивах Ифораса и Хоггара.

54. Слоны, вырезанные на скале (стоянка уэда Гурет, одного из притоков Мамманета в Аире). Стиль посредственный, изображение почти схематичное; уши выступают над линией лба в виде крыльев бабочки. Изображения этих толстокожих представляют интерес как свидетельство довольно позднего их обитания в массиве Аир, который скорее принадлежит к лесостепной зоне со злаковыми и акациями, чем к пустыне; пустынный характер выражен только в северной его части.

55. Деревня Тимиа в Аире, зажатая в самом сердце горного массива; расположение ее очень живописно, но проехать туда на машине довольно трудно. В Тимиа живет население с большой примесью негритянской крови; оно занимается выращиванием пшеницы, проса, помидоров, лука, некоторых тыквенных растений, финиковых пальм; с недавних пор введена культура картофеля. В деревне есть несколько верблюдов, и поэтому мужчины регулярно ходят с караванами с солью, которые каждый год отправляются в Билму, на другой край Тенере. Дома построены из глины, но много и полукруглых хижин из соломы, окруженных невысокой изгородью от коз.

56. Уэд Аудерер в горном массиве Аир. На его террасах растут еще многочисленные колючие деревья, но туареги постоянно калечат их, срезая верхние ветви для коз и верблюдов, что в конце концов приводит к гибели деревьев и способствует наступлению пустыни. В результате перегрузки пастбищ растительный покров Аира значительно поредел – почти на 50 процентов за сорок лет.

 

КАРТЫ

 

Общая карта.................. 3

Карта 1. Уэд Джерат................ 7

Карта 2. Тассили-н-Аджер.............. 40

Карта 3. Южный Оран (Сахарский Атлас).......... 85

Карта 4. Аир и прилегающие территории.......... 131

 


 

 

Лот А.

Л80 К другим Тассили. Новые открытия в Сахаре.– Пер. с франц. Г. А. Берсеневой / Послесловие и примеч. И. М. Дьяконова, А. Ю. Милитарева.– Л.: Искусство, 1984.– 215 с, 32 л. ил.

 

Книга Анри Лота, французского путешественника и исследователя древнейшего искусства, рассказывает о Тассили и других горных районах Сахары, где были обнаружены наскальные росписи, оставленные древними обитателями Северной Африки. Это издание является как бы продолжением известной советскому читателю книги того же автора «В поисках фресок Тассилин-Аджера», выходившей в свет на русском языке.

Текст сопровождается иллюстрациями.

Издание рассчитано как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

 

Анри Лот

К ДРУГИМ ТАССИЛИ

 

Новые открытия в Сахаре

 

Редактор О. Н. Нечипуренко

Художник В. В. Беляков

Художественный редактор М. С. Стернина

Технический редактор Л. Н. Чешейко

Корректоры Л. Н. Борисова, Н. Д. Кругер

 

ИБ № 1718

Сдано в набор 26.01.84. Подписано в печать 20.08.84. М-26020. Формат 70X100/16. Бумага типографская № 1, для альбома илл. мелованная и офсетная. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 20,00. Усл. кр.-отт. 25,8. Уч.-изд. л. 20,94. Изд. № 343. Тираж 50 000. Заказ тип. № 1699. Цена 2 р. 10 к. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение. 191186 Ленинград, Невский пр., 28.

 

Московская типография № 5 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129243 Москва, Мало-Московская ул., 21.

 


[1] Наименования и слова африканских языков и диалектов, не поясняемые автором, включены в глоссарий настоящего издания. (Ред.)

[2] Дело происходит в начале мая 1959 г., задолго до того, как по Луне прошел первый луноход.

[3] Сонгайская империя занимала господствующее положение в излучине Нигера с XIII по XVI в. Ее столицей был Гао. Разгромлена армией султана Марокко в 1591 г.

[4] Предисловие К. Дефремери и д-ра Б. Р. Сангвинетти к кн.: Voyages d'Ibn Batoutah. Paris, 1953, p. X.

[5] Проблема Тегидда-н-Теземта вызвала большую полемику и стала предметом многочисленных гипотез, изложение которых заняло бы здесь слишком много места. Читатели, желающие ознакомиться с этим интереснейшим вопросом, могут обратиться к работе: Lhote H. Recherehes sur Takedda, ville décrite par le voyageur Ibn Batoutah et située en Air.–Bulletein IFAN, 1972, t. XXXIV, 3, p. 429–470.

[6] Следует отметить, что я был в этих местах в то же время года, когда был вырыт колодец,– подробность, имеющая значение, потому что обычно уровень воды зимой поднимается.

[7] В противоположность всему сказанному, случаются очень интересные явления, довольно обычные для Сахары: три года назад пошел дождь, причем только над районом Дерева Тенере, и несколько недель крупный рогатый скот пасся там, с удовольствием поедая нежные злаковые растения, которые туареги называют алмоз, а ботаники – Aristida obtusa.

[8] Самым полным источником сведений о климате Сахары на сегодняшний день является работа Ж. Дюбьефа, изданная в двух томах Институтом исследования Сахары в Алжире. Основательно документируя свои положения, автор выдвигает гипотезу: нынешним засушливым климатом судано-сахарская зона обязана тому, что понижения атмосферного давления здесь редки, в то время как в период неолита они наблюдались чаще, и это влекло за собой гораздо более частое выпадение осадков. См. также: Capot-Rey R. Le Sahara français. R.U.F., 1953,– где многие весьма интересные главы посвящены нынешней засушливости и изменениям климата. По мнению указанного автора, высыхание наступило в результате климатических изменений, приведших к исчезновению тех факторов, которые прежде способствовали большей влажности этой зоны, а именно: зимних дождей, вызванных тем, что в геофизике называется полярным фронтом; летних дождей, обусловленных существованием теплого тропического фронта. Все дожди, проливающиеся над Сахарой и в наше время, вызваны теми же факторами, только в течение тысячелетий эти факторы уменьшились в количественном отношении.

[9] Среди древних авторов процитируем также Помпония Меду, который пишет, что в Сахаре «ветер гонит песок, как морские волны».

[10] Рассказано Абу Аббасом Аль Шаммахи, умершим в 1522 г., в его «Китаб аль-Сийар». Значит, причиной обращения правителей древней империи Ганы в ислам была засуха. Это напоминает роль Моро Набы, императора моси в Верхней Вольте, заключавшуюся главным образом в том, что он должен был вызывать дождь.

[11] Составители И. М. Дьяконов, А. Ю. Милитарев.

[12] Описанию экспедиций 1956–1957 гг. посвящена первая книга А. Лота на русском языке – «В поисках фресок Тассили» (М., 1962); второе издание – «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (Л., 1973, с добавлением рисунков из книги Ж.-Д. Лажу «Чудеса Тассили н'Ажжера», Париж, 1962). Предисловие к последней книге, написанное известным африканистом, членом-корреспондентом АН СССР Д. А. Ольдерогге, содержит целый ряд сведений по археологии, палеографии, истории Северной Африки и Сахары, по истории исследований памятников доисторического искусства в этой части Африки до начала 1960-х гг., а также анализ ряда связанных с открытиями Лота проблем, которые мы не сумели охватить в настоящем «Послесловии».

[13] Афразийской она названа потому, что это единственная языковая семья, языки-члены которой распространены и в Азии и в Африке.

[14] Речь идет о мертвом языке Древнего Египта (а не о современном египетском диалекте арабского языка), прямым потомком которого является коптский – язык египетских христиан, ныне используемый только в богослужебных целях. Иероглифическая письменность египетского языка была дешифрована Ж. Ф. Шампольоном.

[15] Древнейшие, а именно египетские источники упоминают ливийцев в Восточной Сахаре; но это область, обратившаяся в песчаную пустыню чрезвычайно рано, и она вряд ли могла быть родиной ливийцев, которую надо искать в Центральной и Западной Сахаре, в долинах нагорий – тассили.

[16] Греческое, латинское Libyes, египетское демотическое rbw (условное чтение; на самом деле, вероятно, lubû), древнееврейское lûbîm и, возможно, lëhabîm (упоминаются в Библии в Книге Бытия, гл. 10, стих 13). Ливией в античных источниках называлась Африка в целом или только Северная Африка, а ливийцами – светлокожее население Северной Африки, не включая сюда египтян.

[17] Именно на такие прочтения указывают фонетические закономерности египетского языка периодов Старого и Среднего царств: принятые в исторической науке названия темеху и техену основаны на гораздо более позднем (новоегипетском) произношении и его передаче в античных источниках.

[18] Характерный пример: нилотско-нубийское аман – «вода, Нил», заимствованное из ливийско-гуанчского ама – «вода» (буквально – «воды») и объясняющееся, вероятно, тем, что нубийцы, появившись на берегах Нила, еще застали там ливийскоязычное население.

[19] <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: