Перечень вопросов для подготовки к зачету по философии
1. Генезис философского знания.
2. Мифология и философия. Миф как объект философской рефлексии.
3. Предмет и функции философии.
4. Взаимосвязь философии и частных наук.
5. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.
6. Общие закономерности и различия в философской проблематике Запада и Востока.
7. Философия Древней Индии:
· ведическая философия Древней Индии;
· характерные понятия индийской философии;
· ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;
· С.Г. Будда, главные идеи и основные принципы философии буддизма.
8. Философия Древнего Китая:
· даосизм: основоположник Лао-цзы, основные категории и характерные понятия, теория недеяния;
· конфуцианство: основные проблемы философии Конфуция, главные принципы конфуцианства, отличие конфуцианства от даосизма;
· моизм: основоположник Мо-цзы, основные идеи и категории.
9. Античная философия:
· общая характеристика;
· основные этапы;
· содержание философской мысли;
· значение философии эпохи Античности в становлении мирового историко-философского процесса.
10. Софисты и Сократ. Метод Сократа.
11. Философия Платона. Притча о пещере. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Атомистика Демокрита.
13. Метафизика Аристотеля.
14. Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
15. Средневековая философия V – XV вв. Семь основных принципов и три основных этапа (апологетика, патристика и схоластика) эпохи Средневековья.
16. Эпоха Возрождения в философии как фундамент для гуманизма и антропоцентризма. Становление науки как самостоятельного социального института.
17. Николай Коперник и Джордано Бруно как драйверы развития гносеологии в философской науке. Становление антропоцентристкого подхода в философии.
18. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
19. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).
20. Философия Им. Канта.
21. Метод и система Г. Гегеля.
22. Философские воззрения К. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.
23. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).
24. Иррациональное направление постклассической европейской философии:
· Иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра;
· предэкзистенциализм С.О. Кьеркегора, Ф. Ницше;
· экзистенциализм М. Хайдеггера и К. Ясперса; Л. Шестова и Н. Бердяева; Ж.-П. Сартра и А. Камю);
· психоанализ З. Фрейда;
· русская религиозная философия В.С. Соловьёва и Л.Н. Толстого.
25. Русская философия XIX в.: западники и славянофилы.
26. Русская философия XX в.
27. Философская система В.С. Соловьева.
28. Философия русского космизма: Н. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
29. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
30. Принципы и категории онтологии.
31. Понятие материи в философии и науке.
32. Философские концепции пространства и времени.
33. Исторические формы диалектики:
· стихийная (наивная) диалектика Античности;
· идеалистическая диалектика Немецкой классической философии;
· диалектика революционных демократов XIX в.;
· материалистическая диалектика.
34. Проблема метода в философии в работах Р. Декарта и Ф. Бэкона. Диалектика и метафизика: их соотношение в философии.
35. Принципы и категории диалектики. Три закона диалектики.
36. Философская антропология.
37. Философия как гносеология. Проблема познаваемости мира в философии. Истина, заблуждение, убеждение. Знание и религиозная вера.
38. Содержание понятия «рациональность». Исторические типы рациональности:
· доклассический (античный) рационализм Сократа, Платона, Аристотеля;
· классический рационализм Р. Декарта;
· неклассический рационализм XVII – XIX вв.;
· постнеклассический рационализм XX в.
39. Теория познания. Гносеология как философия познания. Явление агностицизма в философии.
40. Предпосылки познавательной деятельности. Направленность познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Понятие субъекта и объекта познания в гносеологии.
41. Концепция истины. Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
42. Духовная жизнь общества.
43. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
44. Научно-технический и общественный прогресс.
45. Проблема смысла и ценности человеческой жизни в философии.
Краткие методические указания по подготовке к зачёту
В ходе подготовки к зачёту студент, в первую очередь, должен систематизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. При этом следует руководствоваться рабочей программой, определяющей объем и содержание материала, которые необходимо усвоить для успешной сдачи зачёта. Следует внимательно ознакомиться не только с конспектами лекций, но также и с рекомендованной основной и дополнительной литературой.
Ответ на зачёте должен быть довольно кратким (3-5 минут), но при этом студент должен полностью ответить на вопрос. Ответ должен включать в себя краткий анализ актуальности вопроса, его места в системе философского знания. Желательно сделать краткий обзор литературы по проблеме. В ходе ответа необходимо осветить основные точки зрения, существующие по данному вопросу, их аргументацию. В конце ответа на вопрос обязательно должен быть сделан вывод.
По дисциплине «Философия» на зачёте предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний курса, умения делать доказательные выводы и обобщения.
Оценивается не только глубина понимания основных проблем философии, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.
Оценка «зачтено» ставится на зачете студентам, уровень знаний которых соответствует требованиям, установленными программой учебного курса Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено» ставятся студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала. Зачёт проводится в форме тестирования в рамках представленных вопросов (25 вопросов по 2 балла за каждый вопрос, максимум – 50 баллов) и/или в форме устного собеседования по вопросам в случае, если тестирование написано неудовлетворительно (дано менее 13 правильных ответов из 25 возможных).