Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед судом и законом




Идея равенства всех перед законом имеет глубокие исто­рические корни. Упоминания о ней можно обнаружить в Великой хартии вольностей (1215 г.), Декларации неза­висимости США (1776 г.) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).

С принятием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Международных пактов об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и полити­ческих правах (1966 г.) эта идея приобрела статус обще­признанного принципа[62], сущность которого заключается в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убежде­ний, принадлежности к общественным объединениям, дру­гих обстоятельств.

В современной России названный принцип нашел право­вое закрепление прежде всего в Конституции РФ, согласно ст. 19 которой: 1) все равны перед законом и судом; 2) го­сударство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расо­вой, национальной, языковой или религиозной принадлеж­ности; 3) мужчина и женщина имеют равные права и свобо­ды и равные возможности для их реализации.

В соответствии со ст. 7 Закона о судебной системе су­ды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их госу­дарственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зави­симости от их имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Указанный принцип относится ко всем видам правосу­дия. Его положения конкретизированы в ст. 4 УК РФ, ч. 4 ст. 15, ст. 1 ГК РФ, ст. 6 ГПК РФ, ст. 8 АПК РФ, ст. 14 КоАП РФ. Что же касается УПК РФ, то принцип равенства граждан перед законом и судом среди принципов уголовно­го судопроизводства в нем не назван, однако он нашел во­площение через совокупность норм, определяющих форму и содержание уголовного судопроизводства, права и обя­занности участников процесса (например, ст. 244 УПК РФ).

Законодательство РФ предусматривает равенство перед законом не только граждан, но и организаций и учрежде­ний. Это означает одинаковое применение законов ко всем перечисленным субъектам, включая граждан других госу­дарств, полипатридов и апатридов.

Правосудие осуществляется на основе единого для всех законодательства. Законы, дискриминирующие граждан по выше перечисленным признакам, приниматься не мо­гут. Законы, применяемые судом, дают равные права и воз­лагают на граждан равные обязанности, а также предусма­тривают возможность реального применения юридической ответственности. В свою очередь равенство перед судом означает, что суд в равной мере доступен для всех. Перед судом все равны. Все, кто предстает перед судом, наделены соответствующими правами и обязанностями в строгом со­ответствии с их процессуальным статусом.

Отступление от данного правила согласно ст. 55 Кон­ституции РФ допускается исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства, что подчеркивает единство судопроизводства для всех. В государстве нет су­дов, предоставляющих привилегии для определенных лиц или на основе дискриминации. Это означает, что суд, рас­сматривая дело, не может создавать для кого-либо не преду­смотренные законом преимущества или ограничения. Суд обязан обеспечить равное со своей стороны отношение к участникам процесса. Прямое или косвенное ограничение принципа равенства граждан перед судом или установление прямых либо косвенных преимуществ граждан в этой связи в зависимости от их расовой или национальной принадлеж­ности влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 136 УК РФ.

Судоустройственной гарантией равенства граждан перед судом является отправление правосудия только судами, входящими в единую судебную систему РФ. К ним ст. 4 Закона о судебной системе относит Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, су­ды городов федерального значения, суды автономных об­ластей и автономных округов, районные и военные суды, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых судей.

Вместе с тем закон предусматривает исключения из пра­вила равенства всех перед законом и судом, касающиеся не­прикосновенности и порядка привлечения к юридической ответственности отдельных категорий должностных лиц. Например, ст. 96 Конституции РФ устанавливает непри­косновенность членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы в течение всего срока их полномочий. Законодательство о статусе судей в Российской Федерации и прокуратуре устанавливает отдельные гарантии непри­косновенности судей и прокурорских работников. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности уста­навливает ст. 447 УПК РФ и в отношении ряда других должностных лиц.

Эти исключения делаются с целью создания дополни­тельных гарантий законности и обоснованности привле­чения к уголовной и иной юридической ответственности и применения крайних мер государственного принуждения к лицам, занимающим особое положение в государственном механизме, и обусловлены необходимостью обеспечения их независимости при осуществлении должностных обязан­ностей. В то же время судейская неприкосновенность яв­ляется не личной привилегией гражданина, занимающего государственную должность, а средством защиты публич­ных интересов. Исходя из интересов правосудия общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности особые требования, обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего исполнения своих служебных обязанностей[63].

К исключениям из принципа равенства всех перед за­коном и судом согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ можно отнести и дипломатический иммунитет, которым обладают ино­странные граждане, совершившие преступления на тер­ритории РФ. Вопрос об уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом, в случае совершения ими пре­ступления на территории России решается в соответствии с нормами международного права, установленными такими актами, как Венская конвенция о дипломатических сноше­ниях 1961 г., Международная конвенция о предотвраще­нии и наказании преступлений против лиц, пользующих­ся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. Лица, пользующиеся иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности за преступление, совершенное в России. Как правило, их объявляют персо­нами нон грата и обязывают покинуть территорию нашего государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: