ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ




1. Схема 1 предусматривает проведение испытаний образца (пробы) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.

2. Схема 2 предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) - последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний образца, взятого у продавца, проводимых в аккредитованной испытательной лаборатории.

3. Схема 2а предусматривает дополнение к схеме 2 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции.

4. Схема 3.предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) - последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний образца, взятого со склада готовой продукции изготовителя перед отправкой его потребителю, проводимых, как правило, в аккредитованной испытательной лаборатории.

5. Схема 3а предусматривает дополнение к схеме 3 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукции, в процессе проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции, у изготовителя может быть проведен контроль состояния производства.

6. Схема 4 основывается на проведении испытаний образца продукции (как в схемах 1-3) с последующим, инспекционным контролем за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых как у продавца, так и у изготовителя.

7. Схема 4а предусматривает дополнение к схеме 4 (до выдачи сертификата на продукцию) - анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукции, в процессе проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции у изготовителя может быть проведен контроль состояния производства.

8. Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства или сертификации системы качества изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых у продавца и у изготовителя, а также контроля стабильности условий производства и функционирования системы качества.

9. Схема 6 предусматривает проведение сертификации системы качества у изготовителя, которую выполняет аккредитованный орган.

Для продукции, произведенной изготовителем, получившем сертификат на систему качества применительно к производству данной продукции, основанием для выдачи сертификата может служить заявление-декларация изготовителя о соответствии продукции установленным требованиям (если это определено правилами сертификации однородной продукции).

10. Схема 7 предусматривает испытания выборки образцов, отобранных из партии изготовленной продукции, в аккредитованной испытательной лаборатории.

11. Схема 8 предусматривает испытания каждого изготовленного образца в аккредитованной испытательной лаборатории.

12. Помимо указанных схем сертификации в виде исключения, на ограниченный срок по отдельным видам продукции может применяться порядок выдачи сертификата, основанный на заявлении-декларации изготовителя и последующем инспекционном контроле за сертифицированной продукцией, если это установлено правилами сертификации однородной продукции. Условием применения заявления-декларации может быть также наличие сертификата системы качества изготовителя.

Изготовитель на основе положительных результатов проведенных испытаний и при наличии у изготовителя надлежащей системы контроля продукции оформляет заявление-декларацию.

Заявление-декларация, подписанное руководителем предприятия-изготовителя, совместно с протоколами испытаний продукции направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации.

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случаи необходимости, запрашивает дополнительные материалы.

При положительных результатах орган по сертификации выдаёт изготовителю сертификат соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

2. схемы сертификации услуг.

№ схемы Оценка мастерства исполнителя Оценка процесса оказания услуги Аттестация предприятия Сертификация системы качества Выборочная проверка результата услуги Инспекторский контроль
  +       + Проверка результата услуги
    +     + Контроль стабильности процесса оказания услуги
          + Выборочная проверка результата услуги
      +   + Выборочная проверка результата услуги
        +   Контроль стабильности функционирования системы
            Контроль стабильности функционирования системы

 

Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:

- материальные услуги, обеспечивающие восстановления потребительских свойств изделий или изготовления новых изделий по заказам граждан, а также перевозку грузов и людей, торговые, банковские услуги и т. д.;

- нематериальные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовного и физическое развитие личности, повышения профессионального мастерства

 

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги, что включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги, а также последующий инспекторский контроль. Для нематериальных услуг путем экспертной или социологической оценки.

Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает процесс оказания услуги, которая может осуществляться двумя способам:

- проверка технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;

- оценка системы качества.

Инспекторский контроль осуществляется путём контроля стабильности процесса оказания услуги.

При проверки технологического процесса контролируется:

- полнота технологической документации,

- соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса;

- соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса;

- соблюдение технологической дисциплины;

- соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям выполняемого технологического процесса.

При оценки системы качества проверяется:

- политика в области качества;

- руководство по качеству;

- соответствие элементов системы качества установленным требованиям;

- эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в области качества.

При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится.

Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуги. Схема может применяться для сертификации материальных услуг (ремонт и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекторский контроль осуществляется путём выборочной проверки результата услуги.

Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку:

- состояние его материально-технической базы;

- санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей;

- ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги;

- четкости и своевременности обслуживания;

- качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.)

- профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и т.д.

Инспекторский контроль может осуществляться с использованием социологических методов.

Схема 5 предусматривает сертификацию систем качества и последующий инспекторский контроль, за стабильностью её функционирования. Сертификация системы качества осуществляется органом по сертификации услуг с привлечением экспертов.

Схема 6 предусматривает рассмотрение декларации о соответствии с прелагаемыми к ней документами

 

Практические занятия

Занятие 1

Тема Сертификация как целевой метод управления качеством.

Вопросы 1. Основные положения и направления сертификации. Закон Российской федерации о сертификации продукции и услуг.

2. Применение знака соответствия при обязательной сертификации.

3.Работа с сертификатами

Занятие 2

Тема.Структура системы сертификации

Вопросы: 1. Системы аккредитации

2. Система сертификации в Российской Федерации

3. Сертификация систем качества

4.Работа с сертификатами

 

Занятие 3

Тема. Схемы и процедуры сертификации

Вопросы: 1. Схемы сертификации продукции

2. Схемы сертификации услуг

3.Работа с сертификатами

Тесты

(выбрать один правильный ответ)

 

1. Проведение сертификации продукции и услуг осуществляется на основе

а) законов

б) схем сертификации

в) стандартов

г) требований потребителей

2. Потребитель узнает о том, что продукция сертифицирована и соответствует установленным требованиям по

а) товарному чеку

б) знаку соответствия

в) товарному знаку

г) штрих коду

3. Права потребителей в Российской Федерации определяет

а) Закон РФ «О защите прав потребителей»

б) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

в) Закон РФ «О стандартизации»

г) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

4. Штриховой код присваивается

а) всей партии продукции

б) каждой единице конкретной продукции

в) выборочно

г) по требованию

 

Литература

1. Маренкова Н.Л., Мельников В.П. Управление качества и конкурентоспособности продукции- М.: Национальный институт бизнеса. 2004

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.

3. Закон РФ «о сертификации продукции и услуг».1996г.

4. Ильенкова С.Д. Управление качеством, М., 2004г

5. Гиссин В.И. Управление качеством, М., 2003г

6. Окрепилов В. В. Управление качеством, М., 2005.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: