Шаг первый. Мотивация и создание общего предметно-проблемного поля




ПРИМЕР 8.

Сценирование проектной деятельности на уроках литературы

На материале трагедии Пушкина «Моцарт и Сольери»

(Т.И. Киселева, заслуженный учитель, ГБОУ ЦО №2006)

Разъяснения и комментарии

Проектная деятельность большое подспорье учителю в решении задач получения как личностных, так и метапредметных результатов.

С точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, вырабатывающее и развивающее такие компетентности учащихся средних классов, как анализ проблемного поля, выявление наиболее значимой проблемы, целеполагание и планирования деятельности; рефлексия; презентации; способность к сотрудничеству и - самое главное построение и воплощению замысла

Проектная деятельность в изучении литературы – один из ярких способов увлечь и педагога, и учеников. В любом классе можно встретить детей, любознательных, читающих, которые стремятся самостоятельно добывать знания, делать это как-то необычно. Задача учителя – предложить возможность заниматься на творческом уровне, на основе исследовательской и проектной деятельности.

Очень важно мотивировать участников, погружая их в атмосферу, в которой надо мыслить, решать неординарные задачи и активно действовать.

Конечно, задача учителя – привлечь всех к поиску нового, тогда даже те, кто никогда не отличался активностью, постепенно втянутся в эту деятельность и раскроются с неожиданной стороны.

Исследовательский проект по литературе имеет свои особенности. В основе его лежит моделирование целостного культурного события на основе исследования биогорафии автора и особенностей его окружения, характеристики времени и влияние произведения на читателей, писателей, критиков. При распределении задач по фокусном группам появляется возможность построить интересную дискуссию, столкунть мнения, вызвать необходимость аргументировать позицию и даже представить ее в мультимедийной форме.

С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода можно выделить следующие этапы подготовки и создания проекта:

- Формирование замысла проекта и условий для нахождения смысла проекта самим учителем.

- Проектирование условий для самоопределения учеников в проблеме, для формирования собственного замысла проекта с учетом возрастной нормы и индивидуальных различий;

- Организация поиска идей реализации сформированного замысла и проверка его реализуемости с разных позиций;

- Создание оргпроекта, предусматривающего распределение ролей и функций (или предметного фокуса), позволяющих занять и осуществить различные позиции в рамках проектируемой деятельности (действия);

- Формирование условий для позиционной коммуникации в группе с учетом закономерностей совместного творчества;

- Полный круг рефлексии полученных результатов, в том числе в творческой форме. Выражение результата в знаковой или образной форме;

Мастерская (извлечение из педагогического опыта)

Исследовательский проект по литературе имеет свои особенности. В основе его лежит моделирование целостного культурного события на основе исследования биографии автора и особенностей его окружения, характеристики времени и влияние произведения на читателей, писателей, критиков. При распределении задач по мини группам появляется возможность построить интересную дискуссию, столкнуть мнения, вызвать необходимость аргументировать позицию и даже представить ее в мультимедийной форме.

Особое значение для проведение таких уроков играет медиагерменевтика Н.Б.Ковалевой, как особая технология моделирования культурного события и создания гипертекстовой среды.

В качестве примера предлагаю модель урока по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Цели: предметная – совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; метапредметная – развитие мыслительной деятельности, аналитических умений, коммуникативной и общекультурных компетенций; личностная – формирование положительных нравственных мотиваций.

Задачи: 1) проведя необходимые исследования, создать мини – проекты; 2) продумать форму представления мини – проекта; 3)дать оценку мини – проектов, представленных другими группами.

Организационные формы: фронтальная, групповая.

Материалы к уроку: тексты художественных произведений, словари, слайд презентация, музыкальные фрагменты, памятки по работе над проектом.

Описание поэтапного сценирования занятия.

Шаг первый. Мотивация и создание общего предметно-проблемного поля

Задачи, средства.Актуализация знания через вопросы и составление глоссария, музыкальный фон
Такт 1
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Актуализирует знания. 2. Что такое трагедия? 3. Почему А.С. Пушкин называет их маленькими? Что роднит пушкинские трагедии с классическими? Дают определение «трагедии», делают вывод о том, что в классической трагедии Древней Греции, эпохи Возрождения и периода классицизма показывались сильные страсти государственных деятелей и целых народов, а у Пушкина – это трагедии обыкновенных людей. Роднит же их то, что характеры даны не в динамике, это своеобразные символы, человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.
Такт 2
Предлагает составить глоссарий по теме урока.   Ученики, работая со словарями, определяют значение слов: гений, злодей, гармония, гуманизм, зависть, реквием. Делают записи в тетрадях.
Такт 3
Создаёт эмоциональный фон. Звучит фрагмент «Реквиема» Моцарта. Учитель обращается с такими словами: «Тревожная музыка. Не правда ли? Таковой была жизнь двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня – В.А. Моцарта и А.С. Пушкина.   Учащиеся слушают музыку, вопросы учителя и рисуют .


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: