ПРИМЕР 8.
Сценирование проектной деятельности на уроках литературы
На материале трагедии Пушкина «Моцарт и Сольери»
(Т.И. Киселева, заслуженный учитель, ГБОУ ЦО №2006)
Разъяснения и комментарии
Проектная деятельность большое подспорье учителю в решении задач получения как личностных, так и метапредметных результатов.
С точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, вырабатывающее и развивающее такие компетентности учащихся средних классов, как анализ проблемного поля, выявление наиболее значимой проблемы, целеполагание и планирования деятельности; рефлексия; презентации; способность к сотрудничеству и - самое главное построение и воплощению замысла
Проектная деятельность в изучении литературы – один из ярких способов увлечь и педагога, и учеников. В любом классе можно встретить детей, любознательных, читающих, которые стремятся самостоятельно добывать знания, делать это как-то необычно. Задача учителя – предложить возможность заниматься на творческом уровне, на основе исследовательской и проектной деятельности.
Очень важно мотивировать участников, погружая их в атмосферу, в которой надо мыслить, решать неординарные задачи и активно действовать.
Конечно, задача учителя – привлечь всех к поиску нового, тогда даже те, кто никогда не отличался активностью, постепенно втянутся в эту деятельность и раскроются с неожиданной стороны.
Исследовательский проект по литературе имеет свои особенности. В основе его лежит моделирование целостного культурного события на основе исследования биогорафии автора и особенностей его окружения, характеристики времени и влияние произведения на читателей, писателей, критиков. При распределении задач по фокусном группам появляется возможность построить интересную дискуссию, столкунть мнения, вызвать необходимость аргументировать позицию и даже представить ее в мультимедийной форме.
С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода можно выделить следующие этапы подготовки и создания проекта:
- Формирование замысла проекта и условий для нахождения смысла проекта самим учителем.
- Проектирование условий для самоопределения учеников в проблеме, для формирования собственного замысла проекта с учетом возрастной нормы и индивидуальных различий;
- Организация поиска идей реализации сформированного замысла и проверка его реализуемости с разных позиций;
- Создание оргпроекта, предусматривающего распределение ролей и функций (или предметного фокуса), позволяющих занять и осуществить различные позиции в рамках проектируемой деятельности (действия);
- Формирование условий для позиционной коммуникации в группе с учетом закономерностей совместного творчества;
- Полный круг рефлексии полученных результатов, в том числе в творческой форме. Выражение результата в знаковой или образной форме;
Мастерская (извлечение из педагогического опыта)
Исследовательский проект по литературе имеет свои особенности. В основе его лежит моделирование целостного культурного события на основе исследования биографии автора и особенностей его окружения, характеристики времени и влияние произведения на читателей, писателей, критиков. При распределении задач по мини группам появляется возможность построить интересную дискуссию, столкнуть мнения, вызвать необходимость аргументировать позицию и даже представить ее в мультимедийной форме.
Особое значение для проведение таких уроков играет медиагерменевтика Н.Б.Ковалевой, как особая технология моделирования культурного события и создания гипертекстовой среды.
В качестве примера предлагаю модель урока по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Цели: предметная – совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; метапредметная – развитие мыслительной деятельности, аналитических умений, коммуникативной и общекультурных компетенций; личностная – формирование положительных нравственных мотиваций.
Задачи: 1) проведя необходимые исследования, создать мини – проекты; 2) продумать форму представления мини – проекта; 3)дать оценку мини – проектов, представленных другими группами.
Организационные формы: фронтальная, групповая.
Материалы к уроку: тексты художественных произведений, словари, слайд – презентация, музыкальные фрагменты, памятки по работе над проектом.
Описание поэтапного сценирования занятия.
Шаг первый. Мотивация и создание общего предметно-проблемного поля
Задачи, средства.Актуализация знания через вопросы и составление глоссария, музыкальный фон | |
Такт 1 | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Актуализирует знания. 2. Что такое трагедия? 3. Почему А.С. Пушкин называет их маленькими? Что роднит пушкинские трагедии с классическими? | Дают определение «трагедии», делают вывод о том, что в классической трагедии Древней Греции, эпохи Возрождения и периода классицизма показывались сильные страсти государственных деятелей и целых народов, а у Пушкина – это трагедии обыкновенных людей. Роднит же их то, что характеры даны не в динамике, это своеобразные символы, человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта. |
Такт 2 | |
Предлагает составить глоссарий по теме урока. | Ученики, работая со словарями, определяют значение слов: гений, злодей, гармония, гуманизм, зависть, реквием. Делают записи в тетрадях. |
Такт 3 | |
Создаёт эмоциональный фон. Звучит фрагмент «Реквиема» Моцарта. Учитель обращается с такими словами: «Тревожная музыка. Не правда ли? Таковой была жизнь двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня – В.А. Моцарта и А.С. Пушкина. | Учащиеся слушают музыку, вопросы учителя и рисуют . |