Педагогическое просвещение родителей, повышения уровня их педагогической культуры.




Тематика родительского всеобуча

и

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:

§ Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

§ Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

§ Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

§ Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

§ Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

§ Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов.

 

 

Реализация основных направлений по взаимодействию с семьёй.

 

Изучение семей учащихся

 

Это направление деятельности отражается в воспитательных планах такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинение о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании, посещение мест работы родителей. Изучение семей учащихся позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять их стиль жизни, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка.

 

Педагогическое просвещение родителей, повышения уровня их педагогической культуры.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование, и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе. Школа молодого родителя Презентация семейного опыта воспитания. Родительский ринг Круглый стол или педагогический треугольник. Собрания-диспуты Проигрывание педагогических ситуаций Совместные собрания вместе с детьми Тематические и индивидуальные консультации Деловая игра

Общешкольные собрания рекомендуется проводим 2-3 раза в год по плану. Классные собрания – не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Предлагаем вам примерную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

 

Класс Тема
  § Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться. § Давайте говорить друг другу комплементы или один день без нотаций. § Капризы ребенка и как с ними бороться. § Учеба и игра в жизни первоклассника. § Организация и проведение летних каникул § Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших школьников § Особенности режима учебного труда и отдыха, гигиенических норм первоклассника. Элементарные знания правил дорожного движения § Роль сказки, книжек-малышек, мультфильмов и детских передач в эстетическом и экологическом воспитании первоклассника. § Роль игры в расширении кругозора учащихся.
  § Особенности учебной деятельности второклассников. § Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции.. § Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника. § О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов. § Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье. § Шалость и хулиганство – есть ли различия? § Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности. § Организация учебного труда школьника в процессе выполнения домашнего задания. § Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свои поступки. § Закаливание младшего школьника. § Организация летнего отдыха детей.
  § Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника. § Воспитание у школьника навыков самостоятельного учебного труда. § Домашняя библиотека, любимые книги. Школьная библиотека. Что читать третьекласснику? Забота о глазах. Упражнения для глаз. § Школьные традиции и праздники. § Организация летнего отдыха детей. Совместный отдых на природе. § Роль семьи в формировании личности ребёнка. § В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании в семье § Физкультурно-оздоровительная работа в семье и школе § Учить видеть прекрасное в жизни и природе. Пример родителей в эстетическом и экологическом воспитании младшего школьника.
  § Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему. § Воспитание у школьника ответственного отношения к учению. § Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях. § Мир наших увлечений. Выставка творческих работ детей и родителей. § Дети и деньги. Семейный бюджет и ребёнок. § Права и обязанности школьника. § Профилактика сколиоза, травматизма, близорукости в воспитании младшего школьника. § О координации совместной работы школы, семьи и общественности по эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
  § Первый раз в пятый класс. Как помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников. § Организация учебного труда подростков в связи с введением новых учебных предметов. § Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания). § Поощрение и наказание. Умение прощать. § Роль игры и общения в жизни пятиклассников. § Честь и честность. § Роль трудовых объединений в правовом и нравственном воспитании. § Комплекс утренней физзарядки. Семейный спортивный инвентарь. § Роль детских кинофильмов, телепередач, художественной самодеятельности в эстетическом и нравственном воспитании детей. § Телевидение пятиклассник. § О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.
  § Дисциплина и трудолюбие как составляющие успеха. § Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья. § Развитие творческих способностей учащихся. § Гармоничность мышления (как учить ребенка мыслить) § Эстетическое воспитание в семье и школе. § Эстетическое воспитание в семье и школе. § Дисциплина и трудолюбие как составляющая успеха. § Развитие познавательной активности шестиклассника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. § Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, семье, общественных местах. § Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек. § Эстетика быта, поведения подростка в семье и общественных местах. § Компьютер в жизни школьника. § Первые проблемы подросткового возраста. § Положительные эмоции в жизни школьника.
  § Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. § Убеждения, права и обязанности. § Трудовое воспитание в семье и школе. § Формирование установок толерантного сознания. § Формирование патриотизма в школе и дома. § Возможности дополнительного образования. Расширение кругозора школьника через внеклассную, кружковую, факультативную работу. § Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. § Здоровый образ жизни. Единый фронт борьбы против наркомании, алкоголизма, аморального поведения подростка. § Агрессия, её причины и последствия. § Поощрение и наказание детей в семье
  § Как научиться понимать и принимать подростка? § «Только влюбленный имеет право на звание человека» (воспитание чувств) § Как вести себя в конфликтных ситуациях. § Досуг подростков. Разговор о привычках. § Проблемы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. § Участие школьников в спортивно-массовой работе, спортивных соревнованиях, турпоходах. § Эстетическое и экологическое воспитание в процессе экскурсий в природу, турпоходах, работы в трудовых объединениях. § О родительском авторитете. § Нравственные уроки моей мамы. § Книги и жизнь школьника. Отношение учениеа к учебной и художественной литературе. § Участие школьника в различных конкурсах, предметных олимпиадах как важнейший фактор развития интереса к знаниям и природных задатков и способностей.
  § Психофизиологические особенности девятиклассников. § Как научиться детей распоряжаться деньгами. § Подготовка к выпускным экзаменам. § Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию. § Досуг старших подростков. § Человек, которому я верю. § Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам.. § Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка и взаимооценка своего поведения. § Режим учебного труда и отдыха в период подготовки и сдачи экзаменов. § Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению. § Жизненные цели подростка. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. § Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии. § Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых. § Психологический стресс подросток.
  § Психофизиологические особенности десятиклассников. § Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания. § Воспитание сознательного отношения к семейной жизни. § Формирование здорового образа жизни. § Досуг старшеклассников. § Личное ли это дело – личное счастье? § Научная организация учебного труда старшеклассников. § Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников, Кем быть и каким быть? § Особенности здоровья и физического воспитания старшеклассника. Режим учебного, физического труда и личной гигиены. § Роль театра, кино и телевидения в формировании подлинных эстетических идеалов у старшеклассника. § Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД)…что об этом нужно знать. § Характер моего ребёнка. § Принцип «7-У», т.е. Уважительность, Уравновешенность, Улыбчивость, Удивление, Уверенность, Убедительность, Успешность. § Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.
  § Самореализация личности. § Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость. § Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры) § Правовое воспитание. § Подготовка к выпускным экзаменам, ЕГЭ. § Этика и психология семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. § Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе, экстремальным ситуациям. § Роль самообразования и самовоспитания в формировании высокой эстетической и экологической культуры человека. § Закон и ответственность. § Профессии, которые выбирают наши дети. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка. § Трудности личностного роста и их влияние на обучение. § Профессиональные намерения и возможности учащихся.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: