4.1 Принципы построения системы управления здравоохранением
Рассмотрим СЗ как объект управления. Его свойствами являются:
1. Целенаправленность, которая собственно и предполагает необходимость управления системой.
2. Динамичность, которая усложняет задачу управления СЗ, требует постоянной корректировки управления, накладывает ограничения на резерв времени, имеющийся для принятия управленческих решений.
3. Открытость: здравоохранение является общественной подсистемой, тесно взаимодействующей с другими подсистемами общества. Открытость осложняет задачу управления, т.к. требует учета внешних факторов на СЗ.
4. Способность к самоорганизации, которая иногда облегчает управление СЗ, а иногда усложняет ее, делая задачу управления нечеткой.
5. Составной характер СЗ, разнородность подсистем и элементов, многомерность системы, что требует большого числа параметров при ее описании.
6. Случайность и неопределенность факторов, действующих в СЗ.
7. Многокритериальность оценки эффективности процессов в СЗ, трудность формализации критериев и качественная несопоставимость критериев.
В последние годы широкое распространение получил термин «менеджмент » – рациональное управление современным производством для достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсов. Другими словами, менеджмент – это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.
Возникает вопрос: можно ли считать перевод английского слова «management » и русский термин «управление » равнозначными понятиями? Строго говоря, «управление» – это понятие более общее, которое базируется на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» – понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления. Поэтому не следует отказываться от привычного «руководитель » в угоду американизированному «менеджер », в то же время не следует и противопоставлять эти понятия друг другу.
Очевидно, термин «менеджмент» в здравоохранении целесообразно использовать применительно к конкретным организациям здравоохранения
(независимо от форм собственности) и работающему в них персоналу, а термин «управление» – к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Различают три аспекта эффективности СЗ – медицинскую, экономическую, социальную. Каждый вид эффективности, в свою очередь, может быть оценен набором критериев. Наиболее эффективным, по сравнению с принципом программного управления и принципом управления по возмущению, является принцип управления с обратной связью (управление по отклонению).
Рисунок 4.1- Общая схема процесса управления с обратной связью
Принцип обратной связи является наиболее универсальным – он используется при управлении техническими объектами, в регуляции процессов живой природы, в биотехнических системах, в управлении общественными процессами и подсистемами.
Управление СЗ строится на основе многократного применения принципа обратной связи. Основным объектом управления в системе является многоэтапный процесс оказания медицинской помощи населению.
На рис.4.2 представлена общая схема управления СЗ. Информационные связи на рис. 4.2 показаны пунктирной линией, а материальные связи с элементами внешней сферы – сплошной.
Рисунок 4.2 - Общая схема управления СЗ
Вентили в терминах и графике имитационных динамических моделей Форрестера изображают пункты принятия решения о регулировании скорости потоков.
Более полная схема, предложенная в [2], приведена на рис. 4.3. Основным объектом управления (OYmain) в системе управления процессом оказания МП является многоэтапный (многофазный) процесс оказания МП населению. Входами OYmain- процесса оказания медицинской помощи (МП) является поток больных Xmain1 - население, нуждающееся в МП, и поток финансовых ресурсов Xmain2, поступающих в СЗ для покрытия затрат на оказание МП.
Процесс развития и адаптации СЗ OY1 |
Процесс ока- зания МП OYmain |
МЗ и СР РФ МЗ региона ФОМС Y0 |
Процесс финан-сирования МП OY2 |
Процесс стандартизации МП OY3 |
Z1 |
F1 |
Fmain |
F2 |
Ymain2 |
Ymain3 |
Ymain1 |
e1 |
e2 |
e3 |
U1 |
U2 |
U3 |
Umain |
F3 |
Больные Xmain1 |
ФинансирМП Xmain2 |
Y21 |
Y22 |
Финанс. ресурсы, поступающие в СЗ X2 |
Территориальная программа государственных гарантий. Концепция развития СЗ Y1 |
Медицинские стандарты Y3 |
Рисунок 4.3 - Схема управления системой здравоохранения
Выходом являются медицинские услуги, оказываемые населению; показатели Ymain1, характеризующие состояние общественного здоровья; показатели Ymain2, характеризующие затраты ЛПУ в процессе оказания МП; показатели Ymain3, характеризующие объем и структуру оказанных медицинских услуг. На процесс оказания МП могут влиять внешние факторы Fmain (изменения заболеваемости населения под влиянием различных причин, изменения порядка финансирования ЛПУ и т.д., что достаточно подробно рассмотрено ранее).
Цель управления представляется множеством Z = {Z1, Z2,…Zn}, на рисунке Z1 – основная цель СЗ: обеспечение высоких показателей общественного здоровья. Z2 –достижение сбалансированности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, Z3 – обеспечение высокого качества МП населению.
Блок развития и адаптации (OY1) является важным блоком системы управления процессом оказания МП. Управление этим процессом (U1) осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития
РФ, субъекта федерации и ФОМС. При сравнении показателей общественного здоровья Ymain1 с целевыми значениями Z1 (с аналогичными
показателями развитых стран или российскими показателями прошлых лет) анализируется состояние общественного здоровья и выявляются приоритетные направления развития и реструктуризации СЗ. Формируется стратегический план - Концепция развития здравоохранения и на ее основе –
текущий план - Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной МП.
На процесс развития и адаптации СЗ оказывают влияние внешние факторы F1, такие как изменения эпидемиологической ситуации, экономические факторы и т.п.
Процесс финансирования (OY2) является важным объектом управления в СЗ. Финансирование территориальной программы государственных гарантий осуществляется за счет бюджетов всех уровней и средств ФОМС.
Затраты ЛПУ(Ymain2), работающих в рамках договоров с ФОМС, сравниваются с финансовыми ресурсами, выделяемыми ФОМС и бюджетами
всех уровней для финансирования МП на территории региона Y22. В случае отклонений ФОМС производит корректирующее воздействие U2(субсидии Федерального ФОМС, сокращение задолженности бюджетов по платежам за неработающую часть населения и т.п.) с целью обеспечения сбалансированности расходов СЗ на выполнение Территориальной программы и финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение этой
программы Z2.
На процесс финансирования МП оказывают влияние внешние факторы F2, такие как изменение заболеваемости, изменения экономической ситуации и т.д.
Процесс выработки стандартов OY3 также является важным объектом управления в СЗ. После разработки государственных стандартов U3 они утверждаются на заседании соответствующей экспертной комиссии.
В ЛПУ проводится экспертиза качества медицинской помощи, которая осуществляется врачами-экспертами ФОМС путем экспертной оценки соответствия профилактико-лечебно-диагностических мероприятий Ymain3, проводимых в ЛПУ, медицинским стандартам Y3 и Территориальной программе Y1. В случае обнаружения несоответствия ЛПУ стандартам могут применяться финансовые санкции со стороны ФОМС или административные воздействия со стороны Министерства Umain.
В соответствии со схемой управления СЗ (рис. 4.3) задачи управления разделены по уровням. Первый из них касается задач управления развитием и адаптацией самой системы управления. Второй включает задачи управления медицинской помощью: управление оказанием МП; управление стандартизацией МП; управление финансированием МП.
В таблицах 4.1 и 4.2 представлены задачи управления по каждому из перечисленных пунктов.
Управление реализацией программы развития СЗ разбивается на
следующие задачи:
- поиск новых методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП;
- управление внедрением новых методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП;
- формирование критериев и оценка управленческих решений в области профилактики, диагностики, лечения заболеваний, организации МП.
Таблица 4.1 - Задачи управления развитием и адаптацией СЗ
Развитие СЗ | Адаптация СЗ |
Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ | Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ |
Формирование программы развития СЗ | Формирование плана реструктуризации СЗ |
Оценка эффективности развития СЗ | Управление реализацией плана реструктуризации СЗ |
Управление реализацией программы развития СЗ | Контроль выполнения плана реструктуризации СЗ и оценка эффективности управления |
Управление реализацией плана развития системы медицинских стандартов зависит от подбора экспертов и организации их работы.
Таблица 4.2 - Задачи управления медицинской помощью
Управление оказанием МП | Управление стандартизацией МП | Управление финансированием МП |
Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МП | Анализ стандартов медицинской помощи | Прогнозирование изменений состояния общественного здоровья и спроса на МУ |
Управление движением пациентов в процессе получения МП | Формирование плана развития системы медицинских стандартов | Формирование плана финансирования МП |
Управление ресурсами, затрачиваемыми в процессе оказания МП | Управление реализацией плана развития системы медицинских стандартов | Управление реализацией плана финансирования СЗ |
Контроль качества оказания МП | Контроль выполнения плана развития медицинских стандартов | Контроль выполнения плана финансирования СЗ, обеспечение сбалансированности расходов СЗ и средств, выделяемых обществом на ее финансирование |
Таким образом, как управление СЗ в целом, так и управление оказанием МП представляют собой сложные итеративные циклические процессы.